На главную страницу      Предыдущая беседа     Следующая беседа     Оглавление бесед

БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА 

5-го февраля 1912 года. 

НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ. 

Взойдя на кафедру, Братец сказал:

– Сегодняшнее Евангелие говорит о молитве, посте и обращении друг с другом.

Сказав это, Братец стал читать и объяснять 6-ую главу Евангелия Матфея, от 5 по 21 ст.:

«Сказал Иисус: когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы видали их люди. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».

Они получают награду от людей, т. е. славу от людей за то, что молятся напоказ, – поэтому не получают награды от Бога, т. е. исцелений.

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой увидит тебя молящагося втайне и даст тебе просимое явно».

Т. е. ты получишь исцеление от болезни и от бедности избавление, и тем прославишь Бога.

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «А, молясь, не говорите лишняго, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».

Многие думают, что Бог слышит их молитвы только тогда, когда они читают длинныя молитвы, и потому они долго молятся. Но Христос говорит: «нет, не уподобляйтесь им».

Если ты исполнишь заповеди Евангелия, то хотя ты и кратко помолишься, Господь услышит твою молитву и даст тебе просимое.

В то время было много еврейских молитв, но Господь научил молиться краткой молитвой так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое».

Тогда евреи не признавали Отца небеснаго, и имя Отца еще не святилось. А Христос научил святить имя Отца.

«Да придет Царствие Твое».

Когда Христос говорил это, то еще не было христианскаго царства, и Он научил просить в молитве, чтобы Отец послал это царство, которое ныне и есть. В каждом городе и в каждом селе есть царский дворец, т. е. церковь, где на престоле лежит Евангелие, которое царствует, воинствует и судит все народы.

«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе».

Т. е. пусть будет не так, как я хочу, но так, как Ты хочешь, Господи! Поэтому Христос в Гефиманском саду так молился: «Отче Мой» если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты хочешь». Этой новой молитвой Христос и нас научил также молиться в горькия минуты, говоря: «да будет воля Твоя как на небе, так и на земле».

Для чего Господь молился Господу? Конечно, не для Себя, а для того, чтобы нас, Его детей, научить молиться.

«Хлеб наш насущный дай нам на сей день».

Если мы будем просить у Господа хлеба на сей день, то Он не откажет нам в нем и на многое время. А если мы будем просить на многое время, то Господь не даст и на этот день.

Точно также если нищий просит милостыню, и ему дают 5 копеек, а он заявляет: «это мне мало, мне бы хотелось 50 руб.», то таковому отказывают и в 5 коп, и говорят ему: иди, ты очень многаго хочешь.

Так и Бог отказывает нам, если мы будем просить себе хлеба на два, на три года.

Поэтому просите на один день – и получите на многия лета.

«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

Если ты будешь прощать, то и Господь простит тебя. А если Он простит тебе, то ты будешь неподсудный и Господь не осудит тебя на болезни, нужду и печали.

Поэтому в другом месте и говорит Христос: «мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебе слуге, и не ввергли бы тебя в темницу и не отдали бы истязателю» (Матф. 5, 25; Лук. 12, 58).

– Помолись! – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Но у нас много судей: на каждой улице и в каждом доме осуждают брата своего, а миротворцев очень мало. Итак, молитесь, чтобы Господь выслал миротворцев на жатву Свою.

– Дай, Господи! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Всякий истинный, справедливый человек скажет: «самый невыгодный мир лучше самаго выгоднаго суда», потому что если ты примиришься со своим врагом, то он будет тебе другом. Над примирившимися людьми никакой суд не имеет власти: ни земной, ни небесный.

«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукаваго».

Т. е. от лукавых людей.

«Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».

В этой молитве заключается полное Христово законодательство, которое мы должны исполнять. Но если мы будем только молиться, а не будем разсуждать и беседовать о законодательстве Христовом и не будем исполнять его, то наша молитва не будет услышана. Но если мы будем входить в это законодательство, изучать и исполнять его, то Господь услышит нашу молитву и не откажет нам в просимом.

В древнее время евреи смеялись над этой молитвой, потому что она была новая, но их смех обратился в слезы: Господь лишил их царства. Но кто верил в эту молитву  и исполнял ея законодательство, то таковые получили на земле государство, а на небе царство.

– Спасибо!

– Далее говорит Христос: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

В настоящий день у нас прощальное воскресение. Люди привыкли прощать друг другу, но они прощают лицемерно. Они говорят: «по обряду я поклонюсь и прощу, но суд-то я не прекращу, судиться я буду, засужу, в тюрьму упеку». Ну, как же тогда ты можешь получить просимое от Бога? Разве можно обмануть Бога, как человека?

Далее говорит Христос: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачныя лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».

Пост у всех народов есть: у евреев, у магометан, у буддистов и у других народов. Человеку нужен пост. Когда мы постимся, то мы постом вылечиваемся. Во время поста желудок освобождается от пищи, также и желудочныя бактерии выходят вон с пищей. Правда, и медицина посредством рвоты также очищает желудок; но это искусственное очищение. А пророки и Христос научили нас очищать желудок постом натурально. Да и кровь от поста также очищается, но не уничтожается. Это все равно, как золото, будучи переплавлено семь раз в горниле, не уничтожается, а сгорает одна только его примесь. Так и во время поста только примесь, – водяныя соки, – высыхает, а кровь остается неповрежденной и делается чистой.

Тогда от чистой крови не бывает ни нарывов, ни холеры, ни чумы. Для того и даны нам посты, чтобы врачевать нас. От поста мы делаемся здоровыми и разумными, почему Василий Великий и говорит: «пост рождает пророков». Все пророки, Христос, апостолы и отцы церкви были здоровы и разумны. Моисей, первый законодатель, постился 40 дней; Илия, пророков основание, постился 40 дней, и Христос постился 40 дней. Не всякий может поститься 40 дней, но денек, два, три необходимо каждому человеку поститься для исцеления.

А кто объедается и опивается, тот часто делается больным. Когда во дни Моисея евреи объедались мясом, то заболевали холерой и умирал; а когда воздерживались, тогда не было у них никакой болезни. Излишняя пище возбуждает в человеке похоть и побуждает человека делать всякаго рода непотребство. Поэтому пророки, Христос и апостолы и заповедали нам пост.

Но для того, чтобы пост мог принести нам пользу, он не должен быть лицемерным.

Поэтому Христос и говорит далее: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе просимое явно.

Тогда Господь избавит тебя от болезней, нужды и печали, чего люди больше всего бояться на свете.

Для чего это написано? Для того чтобы мы получили лекарство для исцеления. Возьмите в пример Ананию, Азарию и Мисаила, которые постились. Все окружающие их ели мясо и пили вино, но не были такими разумными, как эти три отрока.

Так если и ты будешь воздержан, то чрез воздержание, пост и молитву можешь выпросить у Бога всего полезнаго тебе, как Ананий, Азарий и Мисаил.

Но кроме такого поста, когда мы ничего не едим, есть еще такой пост, который заключается в замене молока, сыра, яиц и рыбы, не говоря уже о мясе, растительной пищей.

Таков и наступающий 7-ми недельный пост, в течение котораго мы будем питаться только растительной пищей.

До сего дня мы питались молоком, сыром, яйцами и рыбой и из этой пищи приобрели себе кровь. А теперь в течение 7 недель мы будем добывать себе кровь только из растительной пищи и чрез это мы переменим кровь, как сорочку.

Если сорочку не переменять, то она сделается грязной и ветхой. Точно также если мы не постимся и питаемся постоянно одной скоромной пищей, то от этого наша кровь делается нечистой и разлагается.

Вот почему чрез каждые десять–пятнадцать лет и появляется холера, чума и разныя язвы на теле, как это и происходит особенно у язычников.

Как неодушевленная машина засоряется и ее надо чистить, так и наше тело и душу также надо чистить. И тогда у нас будет крепкая вера и мы получим просимое.

– Спасибо!

– Тогда у нас не будет ни холеры, ни чумы и никакой язвы. Пост это самая верная дезинфекция от болезней.

У древних христиан потому именно и не был холеры, чумы и всякой язвы, что они постились и вели воздержную жизнь. Напротив, у язычников, которые не постились, была и холера, и чумы и всякия другия болезни. И многие из них делались христианами только потому, что у христиан не было болезней.

И у нас в древнее время в монастырях никакой холеры и никакой болезни не было и никакого лекарства не требовалось, потому что в них строго соблюдались посты. Даже и у тех крестьян, которые жили в окрестностях этих монастырей и которые подражали монастырской жизни и соблюдали посты, также не было никакой холеры и никакой болезни.

Но в настоящее время православные наравне с язычниками страдают от холеры, чумы и всяких  других болезней, потому что не постятся, а если и постятся, то лицемерно.

Посты для того и поставлены, чтобы целить человечество. Я думаю, что это ясно.

– Ясно, – говорят слушатели.

– Я сам на себе испытал пост и нашел, что от поста бывает очень хорошо: радость душе и здравие – телу.

Правда, от непривычки сначала бывает трудно питаться постной пищей, но когда одну – другую недельку будешь питаться постной, растительной пищей, то тебе станет легче.

Подобно тому как ребенку сначала бывает трудно отстать от груди матери, и оно плачет и скучает, когда не дают ему груди, а потом, когда пройдет два месяца, то оно так отвыкнет от материнской груди, что она делается ему противной, и оно даже отворачивается от нея, – так и мы с течением времени также можем привыкнуть к посту, и мы с радостью будем поститься.

А привыкнуть к посту можно лишь тогда, когда мы будем не бичевать себя постами и молитвами, а будем добровольно поститься.

Если человек не хочет поститься и ему не дают хлеба, то он уже с полдня начинает кричать: «я есть хочу». Почему? Потому что он не столько хочет есть, сколько тоскует о пище. А если он добровольно постится, то он три дня с радостью пропостится.

Далее говорит Христос: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут».

Сокровище на небе – это небесное учение или Евангелие. Евангелия у тебя не украдут, а если бы кто и украл, то таковому ты скажешь: «пожалуйста, бери: я от этого не только не оскудею, но еще более разбогатею сокровищем небесным».

Далее читаем: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Что больше любишь, того больше и приобретаешь.

Для чего это написано? Для того, чтобы и вам приобрести это сокровище небесное, о котором говорил Христос: «ищите, прежде всего, царства Евангелия, остальное все приложится вам».

– Спасибо! – восклицают слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».

После пения Братец говорит:

– Вот я напомнил вам…

– Спасибо!

– Сегодняшнее Евангелие о молитве и посте.

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Послание апостола Павла к римлянам.

– К нам.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять 13-ую главу послания к римлянам, с 11 по 14 ст. и 14-ую главу того же послания, с 1 по 21 ст.:

«Итак, знайте время, что наступил час пробудиться нам от сна. Ибо ныне близко к нам спасение».

Это апостол говорил римлянам.

– Нам, –  говорят слушатели, – а Братец продолжает читать:

– «Ночь прошла, а день приблизился».

– «Слава тебе, Господи!» – восклицают слушатели, – а Братец поясняет:

– Апостол назвал прежнее человеческое учение ночью. Тогда много пили и ели и хотели получить тоже много, но, кроме разложения, ничего не получали. Поэтому Иисус, сын Сирахов, и говорит: «пресыщение доводит до холеры, от многоядения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» (гл. 38, ст. 33 и 34).

Но мы хотим воздерживаться своими силами и не можем.

– Не можем, – говорят слушатели.

– Но если мы водимся пророками, Христом, апостолами и отцами церкви, то у нас будет вера и по вере мы достигнем совершенства.

Поэтому апостол Павел и говорит далее: «Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти».

Это все ночь делается: и пьянство, и распутство, и ссоры и драки. Но когда апостол говорил, то настал день и он сказал: «но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти».

Апостол видел в этом полное разложение.

Далее, в 14-ой главе, говорит апостол Павел: «Немощнаго в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи».

Так как вы сильные, то вы можете есть все. А я, как немощный, питаюсь только овощами.

Иной говорит: «мне не повредит, если выпью». Так говорил и змей Еве: «вкуси от запрещенного плода, он тебе не повредит». Но за это слово Господь осудил его и сказал: «ползай же ты на чреве». Так и у нас со многим и бывает: отнимаются руки и ноги. За что? Конечно, за соблазн немощных. Покайся!

– Грешны!

Для примера я вам скажу то, что и вы знаете: посмотрите на откормленную свинью; она – всеядное животное, и вот она на передние ножки встает, а на задния не может подняться. Так бывает и с откормленным человеком.

Но если мы будем исполнять посты, то у нас не будет никакой болезни.

Далее апостол говорит: «Кто ест, не унижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его».

Если его укорять, то он назло еще больше будет есть, а ты только посоветуй ему с любовью, говоря, что вредно много есть, и он будет благодарить тебя.

Далее апостол говорит: «Кто ты, осуждающий чужаго раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет возставлен, ибо силен Бог возставить его».

И я такой же был, как и вы, но меня пробудил Господь словом Своим и мне стыдно стало делать то, что раньше делал.

Так и тому, котораго вы осуждаете, придет час, и пробудит его Христос.

Далее читаем: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума"». Не укоряй, а разскажи ему, почему и для чего надо поститься в среду и пятницу, дабы не опротивела ему скоромная пища. Вы хорошо знаете, что и мясоедникам мясо часто делается противным и они ищут другой пищи. Но кто в меру ест, тому никогда не опротивеет пища. Посты даны для того, чтобы пища не опротивела. А раз она опротивела, то ожидай болезни.

Далее читаем: «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем. И потому живем ли или умираем, всегда Господни».

Апостолы и отцы церкви жили для Господа и умерли для Господа, потому что проповедывали воздержание и жили воздержно.

Но невоздержные гибнут и своею смертию от прихоти не могут прославить Господа.

Далее читаем: «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов».

Поэтому не осуждай и не укоряй, но вразумляй брата своего. Скажи ему, что худо и что хорошо, и он послушается тебя.

Далее апостол говорит: «Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною, преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога» (Исаия 45, 23).

Через такую простую и ясную проповедь язычники уверовали и исповедывали Христа.

Далее говорит апостол: «Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну».

Чтобы не делать преткновения в излишней пище, в смехотворстве. А то ты называешься трезвенником, а смехотворничаешь и ругаешься. Тогда как поверит тебе тот, с которым ты смеялся и ругался?

Далее читаем: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистаго; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость в Святом духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения людей. Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн». Покайся!

– Грешны!

В заключение апостол Павел говорит: «лучше не буду есть мяса, не буду пить вина».

– Не будем, дорогой Братец! – говорят слушатели.

– «И не буду делать ничего такого, от чего брат мой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».

Если ты исполнишь эту заповедь, то с тобой людям будет хорошо жить, и тебя назовут братцем, да еще родненьким.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Отверзу уста моя».

 

__________________

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Книгу пророка Иеремии, который увещевал Израиля к покаянию.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять 2-ую главу книги пророка Иеремии, с 4 по 37 ст.: «Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все народы. Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши? Зачем удалились от Меня и пошли за суетою и отсуетились без пользы для вас?».

– Прости! – говорят слушатели, а Братец читает далее:

– «И не сказали: где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?».

И от всего этого Господь избавил вас.

«Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ея добром ея», чтобы вам было хорошо.

– Хорошо! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «А вы пошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью».

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Когда евреям в Египте было трудно, то они в скорбях слушались Господа, а в довольстве они делали мерзости.

– Прости!

– Далее говорит Господь через пророка: «Священники не говорили: где Господь? и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала», а не во имя Господа.

Они во имя Ваала устраивали смехотворство, пляски, пьянство и распутство, и говорили: «это не грех, потому что мы делаем это ради праздника».

– Прости!

– «Поэтому, – говорит Господь, – Я еще буду судиться с вами, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться».

Т. е. Я осужу вас и сыновей ваших на скитание, на болезни, на несчастие за то, что забыли закон Мой.

Далее читаем: «Ибо пойдете на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кедар и разведайте прелижено и разсмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему? Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? А Мой народ променял славу свою на то, что не помогает».

Это язычники крепко веровали в своих богов, а Израильский народ забыл заповеди Моисея, которыя дал ему Бог.

«Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды».

Это символ тех, которые не могут держаться закона Моисея и учения Иисуса Христа.

«Разве Израиль раб? Или он домочадец? Почему он сделался добычею Вавилона?».

У Израиля было свое государство, а теперь он стал жить в разсеянии среди язычников. За что Господь допустил это? За несохранение закона.

«Зарыкали на него молодые львы, подали голос свой и сделали землю его пустынею; города его сожжены, без жителей».

За что? За то, что Израиль оставил закон Божий. Он крестьянствовал – и не пользовался землею, торговал – и не получал прибыли, и работал для дыряваго кошелька.

– Прости!

– «И сыновья Мемфиса и Тоафны объели темя твое». Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя? И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки ея?».

Ты скажешь в свое оправдание: «Я теперь не еду в Египет». Но раз ты живешь по-египетски, т. е. по-язычески, то значит, ты живешь в Египте.

Поэтому накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя: итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего, и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф».

Как просто и понятно говорил Иеремия! И этим он приводил к покаянию.

«Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил: «не буду служить идолам», а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал».

– Прости!

– Я вывел тебя из Египта и дал тебе богатство, здоровье и покой, а ты предался разврату и всякой мерзости. Покайся!

– Грешны! – говорят слушатели.

– «Я насадил тебя, как благородную лозу, – самое чистое семя; как же ты превратился у Меня в дикую отрасль чужой лозы?».

Потому что ты не слушался Меня.

– Прости!

– «Посему хотя бы ты умылся мылом и много употреблял на себя щелоку, – нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог».

Никаким мылом и никаким щелоком не можешь смыть свою срамоту. Поэтому тебе надо чистить себя словами пророков и словами Евангелия.

«Как можешь ты сказать в свое оправдание: я не ходил во след Ваала? Посмотри на поведение твое в долине, познай, что делала ты, резвая верблюдица, рыщущая по путям твоим?».

Ты говоришь, что не служишь Ваалу и не кланяешься идолу, но ты служишь идолу и кланяешься его делам. Посмотри на поведение твое: стыдно и говорить о том, что ты делала, рыщущая верблюдица. Покайся!

– Грешны!

– Далее говорит пророк: «Привыкшую к пустыне дикую ослицу, в страсти своей глотающую воздух, кто может удержать? Не давай ногам твоим истаптывать обувь для преступления, и гортани твоей – томиться жаждою вина и разврата. Но ты сказал: «нет, я люблю чужих и уду ходить в след их».

А свой закон, свой муж и своя жена тебе опротивели. За это ты и несешь свое наказание. Покайся!

– Грешны!

– Далее говорит пророк: «Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, – так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их и пророки их, – говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!».

Но Бог не услышит их. Почему? Потому что они оставили истиннаго Бога и стали поклоняться лжи, разврату, пьянству, смехотворству. Они хотели в этом найти себе утешение, но, между тем, получили слезы, плач и горе. И в таких слезах молятся: и Бог не слышит их. Покайся!

– Грешны!

– Далее говорит пророк: «Где же боги твои, которых ты сделал себе? – пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда».

Где же прелюбодеи твои, где же пьяницы твои, на которых ты надеялся и которые говорили, что помогут тебе? Но они во время скорби твоей, во время бедности твоей все удалились от тебя.

Боги твои – это похоти твои. Сколько похотей у тебя, столько и богов у тебя.

– Прости!

– Далее говорит Господь: «Для чего вам состязаться со Мною? Все вы нечестиво поступали и согрешали против Меня, говорит Господь. Я поражал детей ваших, но вы не приняли вразумления».

Когда дети умирали за преступления родителей, то родители говорили: «это так случилось, это такая теперь болезнь».

Далее говорит Иеремия: «Пророков ваших поядал меч ваш, как истребляющий лев, и вы не убоялись. О, род! внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе?».

Израиль говорил: «Я не нуждаюсь в Боге, я могу жить и без Бога». Поэтому и Господь не нуждается в таковых и не дает им Своей милости. Покайся!

– Грешны!

– «Забывает ли девица украшение свое и невеста – наряд свой? а народ Мой забыл Меня, – нет числа дням. Как искусно направляешь ты пути твои, чтобы снискать любовь! и для того даже к преступлениям приспособляла ты пути твои, рыщущая верблюдица».

Ты знаешь преступную любовь, а любовь Божию отвергла. Покайся!

– Грешны!

– «Даже на полах одежды твоей находится кровь людей бедных, невинных, и, несмотря на все это, говоришь: «я невинна». – Вот Я буду судиться с тобою, говорит Господь, за то, что говоришь: «я не согрешила». Покайся!

– Грешны! – говорят слушатели.

– Израиль говорил: «я ни в чем невиновен», но Бог осудил его на разрушение его государства, на скитание по лицу земли, на болезни и на несчастия. Покайся!

– Грешны!

– Далее говорит пророк: «Зачем ты так много бродишь, меняя путь твой? Ты также будешь посрамлена и Египтом, как была посрамлена Ассириею; и от него ты выйдешь, положивши руки на голову, потому что отверг Господь надежды твои, и не будешь иметь успеха в делах твоих». Покайся!

– Грешны!

– Но если ты не будешь менять своего развратнаго пути…

– Не буду! – восклицают слушатели.

– И будешь крепко держаться своего Бога…

– Буду!

– То ты будешь иметь всегда успех в делах своих.

– Помолись! – восклицают слушатели и поют: «Блажен муж».

___________________

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни!

– Житие преподобнаго Николая, празднуемаго четвертаго февраля. Святой Николай уподоблялся по своим делам Николаю Мирликийскому чудотворцу. Возьму небольшую выдержку из его жития.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго», за февраль, на 58–59 стр., следующее:

– Под конец своей жизни блаженный Николай разболелся. Когда все братия окружали его одр, блаженный обратился к иконам с вопросом: «скажите, братие, в чем вы в настоящее время имеете недостаток?». Они, удивившись такому вопросу, отвечали: «не имеем жита». Блаженный сказал им на это: «Бог, питавший Израиля в пустыне, не оставит и вас».

– Не оставь, – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «В третий день, по моей кончине, он в изобилии даст вам пшеницы».

Братия верили, что раз Николай блаженный сказал, что Бог даст нам пшеницы, то так и будет.

– Так, – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Поставив игуменом Климента, преподобный Николай с миром почил в четвертый день февраля. На третий же день, как предрек святый, в монастырь прибыл корабль с пшеницею, присланный царем Василием. Климент с радостию принял дар царя и сказал инокам: «вот, отцы и братие, преподобный отец наш Николай исполнил свое обещание, прислав нам в изобилии пшеницы».

Из этого мы видим, что братия Николая получили по вере своей вместо жита пшеницу.

Если и мы научимся так верить, как эта братия верили блаженному Николаю, то по вере и мы получим для себя пропитание.

– Спасибо!

__________________

 

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Преподобнаго Кирилла, празднуемаго 4-го февраля.

Сказав это, Братец стал читать из той же книги «Жития святых», на 62–63 стр., следующее:

«Достигнув глубокой старости, преподобный Кирилл был награжден от Господа даром прозорливости и чудес. Пред кончиною своею преподобный предрек о бедствиях, готовившихся для Российской земли. «Будет, – говорит он, – на нашей земле мятеж между людьми и беды всякие, прольется сильный гнев Божий, падут от меча многие, а другие будут отведены в плен». Когда же к нему подошел ученик его Дионисий и начал спрашивать преподобнаго: «скажи нам, отче, а потом, что будет?».

– Скажи, дорогой Братец, что будет? – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Преподобный отвечал ему: «вслед за этим я видел Царя, сидящаго на престоле и пред Ним двух юношей, имеющих на главах своих венцы царские. И дал Господь им в руки оружие на врагов, – и все царства земныя поклонятся Сидящему на престоле, и наше царство будет умирено и устроено Богом».

– Дай, Господи! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет:

– Не все будет мятеж, не все будут воевать, но  настанет время, когда люди скажут: «так жить нельзя, давайте разсуждать о слове Божием и святых людях, исправимся и будем кроткими». Тогда и наше царство будет устроено Богом.

– Дай, Господи!

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– О святой мученице Агафии, празднуемой 5-го февраля.

Сказав это, Братец стал читать из той же книги «Жития святых», на 73–74 стр., следующее:

«Военачальник велел слугам своим мучить Агафию, потом приказал железными клещами рвать ея сосцы и отрезать их. Когда они это исполняли, мученица сказал военачальников: «безбожный и безчеловечный мучитель! не стыдишься ты у женщины отрезать сосцы, которыми ты сам питался у своей матери; но я имею другия сосцы в душе моей, которых ты не можешь коснуться, ибо они от юности посвящены Богу».

Все то, что делала Агафия, все это и было ея внутренними сосцами, и она питала ими других.

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец читает дальше:

«После сего святая была брошена в темницу. В полночь явился ей апостол Петр, в образе благолепнаго старца, неся в руках своих многия врачевания для нея; ему предшествовал прекрасный юноша с горящею свечею; святая подумала, что это пришел какой-либо врач. Апостол сказал ей: «нечестивый мучитель, хотя и истерзал тебя ранами, но  не имел никакого успеха; напротив, ты победила его своим мужеством; он велел сосцы твои не только истерзать, но и отрезать. В то время, когда ты терпела муки, я стоял и смотрел, и размыслил, что можно исцелить твои сосцы, для чего и пришел сюда».

«Святая мученица Агафия отвечала: «я никогда не употребляла никакого врачевания для своего тела; думаю, что и теперь не следует нарушать сего добраго обычая, от юности усвоеннаго». – «Ведь и я христианин, – сказал старец, – и пришел, надеясь исцелить тебя; посему не стыдись меня».

«Святая же отвечала: «ты мужчина, а я девица; как же я могу без стыда обнажить перед тобою свое тело? Я лучше буду терпеть боль от своих ран, нежели пожелаю обнажиться пред глазами мужчины. Благодарю тебя, честный отец, что ты пришел сюда с намерением исцелить мои язвы; но знай, что врачевания от рук человеческих никогда не коснутся тела моего"»

«Старец сказал ей: «почему же ты не желаешь, чтобы я уврачевал тебя?». Святая отвечала: «я имею Господа моего Иисуса Христа, который одним мановением все исцеляет и одним словом возстановляет падших; Он, если пожелает, может исцелить меня, недостойную рабу Свою».

«Апостол был обрадован такою великою верою святой мученицы и с улыбкою, сказал ей: «Он послал меня к тебе, девица, ибо я Его апостол: посмотри – ты исцелилась».

– Спасибо! – восклицают слушатели, – а Братец читает дальше:

– «Сказав сие, апостол Петр сделался невидим. Тогда святая мученица Агафия, узнав, кто был являвшийся ей, возблагодарила Бога, говоря: «благодарю Тебя, Господи мой, Иисусе Христе, что воспомянул меня, и послал апостола Своего исцелить меня».

Когда Братец читал эту благодарственную молитву Агафии, то слушатели повторяли ее за ним.

Потом Братец сказал.

– Это событие похоже на то, что было с Рехавитовыми трезвенниками (Иер. 35 гл.).

Как пророк Иеремия испытывал Рехавитовых трезвенников, предлагая им пить вино, и как они отказались, говорят: «мы вина не пьем», и Бог благословил из-за это, – так и апостол Петр испытывал Агафию, предлагая ей врачевания, так и она отказалась от врачеваний, и Господь исцелил ее по ея вере.

Вот какую веру имели святые люди! Они мало славословили, но имели крепкую веру и этой верой сами целились и других целили.

И потому святая Агафия сказала: «благодарю Тебя, Господи мой, Иисусе Христе, что воспомянул меня, и послал апостола Своего исцелить меня».

Слушатели опять повторяют эти слова за Братцем и потом говорят:

– Спасибо!

Братец сходит с кафедры, подходит к иконам и читает несколько кратких молитв, которыми он обыкновенно заканчивает свою беседу.

 

Трезвенник.

 На главную страницу     Предыдущая беседа    Следующая беседа    Оглавление бесед