На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
2-го февраля 1912 года.
СРЕТЕНИЕ ИИСУСА
ХРИСТА.
В четверг, 2-го
февраля, Братец вел свою беседу в Вырице, по
Царско-Сельской ж. д., в своем доме, с 2 до 4 час. дня.
На эту беседу из
Петербурга приехало человек 300 трезвенников, да
вырицких трезвенников и других вырицких жителей
пришло человек 200. Так что всего было человек 500.
Взойдя на кафедру,
Братец сказал:
– Сегодня сретение
Симеона Богоприимца с Господом Иисусом Христом.
Мы тоже можем встретить Иисуса Христа в молитвах
и беседах о слове Божием.
Сказав это, Братец
стал читать Евангелие от Луки, вторую главу, с
22-го стиха: «Когда исполнились дни очищения их по
закону Моисея, принесли Иисуса в Иерусалим, чтобы
представить пред Господа, как предписано в
законе Господнем, чтобы всякий младенец
мужескаго пола, разверзающий ложесна, был
посвящен Господу; и чтобы принести в жертву, по
реченному в законе Господнем, две горлицы, или
двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме
человек, именем Симеон. Он был муж праведный и
благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух
Святый был на нем. Ему было предсказано Духом
Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит
Христа Господня».
Когда Симеон читал и
переводил то место в книге пророка Исаии, где
сказано, что от девы родится Сын, то он усумнился
и подумал, что это опечатка, и хотел счистить это
место и вместо слова «дева» поставить слово
«жена». Но в это время явился ему ангел, удержал
его руку и сказал ему: «ты не умрешь, пока сам не
увидишь рожденнаго от Девы». И он увидел Его и
поверил тому, что было написано о Нем в книге
пророка Исаии.
Если Симеон о Деве
читал, а Девы с Младенцем не видал, то он
сомневался в Писании и не мог ему верить.
Так и мы если, напр.,
о блудном сыне только читали, то нашедшагося
блуднаго сына не видали, то нам трудно верить. А если мы про блуднаго сына
прочитаем и нашедшагося блуднаго сына увидим, то
с верой скажем: «вот этот сын был мертв – и
ожил, пропадал – и нашелся».
– Спасибо! –
восклицают слушатели, – а Братец поясняет еще:
– Но если мы будем
только читать, а исцеленных не будем видеть, то
нам трудно верить в Евангелие. Поэтому как тогда,
так и теперь вера может быть только тогда, когда
она подтверждается исцелениями.
Далее читаем: «И
пришел Симеон по вдохновению в храм. И когда
родители принесли Младенца Иисуса, чтобы
совершить над Ним законный обряд, он взял Его на
руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь
раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо
видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал
пред лицеем всех народов, свет к просвещению
язычников, и славу народа Твоего Израиля».
Симеон как бы так
говорил: «ныне пришел свет для язычников чрез
этого Младенца, рожденнаго от Девы. А ныне мы
видим свет чрез Евангелие.
– Спасибо! –
говорят слушатели, – а Братец читает далее:
– Иосиф
же и Мария, Матерь Иисуса, дивились сказанному о
Нем. И благословил их Симеон, и сказал Марии,
Матери Его: се, лежит Сей на падение и на
возстание многих в Израиле и в предмет
пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу».
Т. е. твоего сына за
проповедь Евангелия предадут смерти, и тебя
постигнет печаль.
Далее говорит
Симеон: «да откроются помышления многих сердец».
Когда Спаситель
родился, то у многих открылись сердца и они
сказали: «так написано: ныне родился избавитель,
через котораго спасется мир».
– Спасибо!
– Но евреи ожидали
Мессию от замужней жены, и потому когда Христос
родился от Девы, то они не могли Ему верить и
отвергли Его и сами были отвержены Им и лишены
царства. Но кто верил в Писание, тот не мог
отвергать рождения Иисуса от Девы. И таковых
верующих Господь исцелял от болезней, нужды и
печали и до сего времени исцеляет.
________________
В законе Моисеевом
было написано, чтобы всякий младенец мужескаго
пола, разверзающий ложесна, т. е. первенец, был
посвящен Господу.
Об этом написано в
Моисеевой книге «Исход» из которой я и возьму
выдержку.
Сказав это, Братец
стал читать из 13-ой главы книги «Исход», от 1 до 4 и
от 9 до 16 ст.: «И сказал Господь Моисею: освяти Мне
каждаго первенца, разверзающаго всякия ложесна
между сынами Израилевыми, от человека до скота.
потому что Мои они. И сказал Моисей народу:
помните, сей день, в который вышли вы из Египта, из
дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь
оттоле».
– Спасибо, дорогой
Братец! Ты вывел нас из Египта пьянства и
разврата, – говорят слушатели, – а Братец читает
далее стихи 9–16.
«И да будет тебе это
знаком на руке твоей и памятником пред глазами
твоими, дабы закон Господень был в устах твоих;
ибо рукою крепкою вывел тебя Господь Бог из
Египта».
– Спасибо, дорогой
Братец, и ты вывел нас из развратной и пьяной
жизни, – говорят слушатели, – а Братец
продолжает читать:
– «Исполняй же
устав сей в назначенное время, из года в год. И
когда введет тебя Господь Бог твой в землю
Ханаанскую, как Он клялся тебе и отцам твоим, и
даст ее тебе, – отделяй Господу все мужескаго
пола, разверзающее ложесна; и все первородное из
скота, какой у тебя будет, мужескаго пола,
посвящай Господу; а всякаго из ослов,
разверзающаго утробу, заменяй агнцем».
Т. е. если родится
осленок, то замени его ягненком.
«А если не заменишь,
выкупи его; и каждаго первенца человеческаго из
сынов твоих выкупай. И когда после спросит тебя
сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою
крепкою вывел нас Господь из Египта и из дома
рабства».
– Из пьянства, –
говорят слушатели, – а Братец читает далее:
– «Ибо когда фараон
упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех
первенцев в земле Египетской, от первенца
человеческаго до первенца из скота, – посему я
приношу в жертву Господу все, разверзающее
ложесна, мужескаго пола, а всякаго первенца из
сынов моих выкупаю; и да будет это знаком на руке
твоей и вместо повязки над глазами твоими; ибо
рукою крепкою Господь вывел нас из Египта».
– Вывел, спасибо! –
говорят слушатели, – а Братец поясняет:
– Почему Господь
велел выкупать первенца? Потому что все первенцы
умерли бы в Египте.
– Умерли бы от
пьянства, – говорят слушатели, – а Братец
поясняет еще:
– И потому Господь
велел посвящать первенцев в священники, а
священники посвящались во врачевателей от
разных болезней, как об этом написано в книге
Моисея «Левит», из которой я и возьму выдержку.
Сказав это, Братец
стал читать из книги «Левит» 13-ую главу, от 1 до 6
ст., и 14-ую главу, от 1 до 9 ст. и от 49 до 56 ст.
«И сказал Господь
Моисею и Аарону: когда у кого появится на коже
тела его опухоль, или лишай, или пятно и на коже
тела его сделается как бы язва проказы, то должно
привести его к Аарону священнику, или к одному из
сынов его, священников».
– К Братцу, –
говорят слушатели, – а Братец поправляет:
– Подождите, не о
Братце речь, а о древнем законодательстве
первенцам – священникам, из котораго мы видим,
что священникам было поручено врачевать людей,
как, и говорится далее: «Священник осмотрит язву
на коже тела, и если волосы на язве изменились в
белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела
его, то это язва проказы: священник, осмотрев его,
объявит его нечистым. А если на коже тела его
пятно белое, но оно не окажется углубленным в
кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то
священник имеющаго язву должен заключить на семь
дней; и в седьмой день священник осмотрит его, и
если язва остается в своем виде и не
распространяется язва по коже, то священник
должен заключить его на другие семь дней; в
седьмой день опять священник осмотрит его, и если
язва менее приметна и не распространилась язва
по коже, то священник должен объявить его чистым:
это лишай, и пусть он омоет одежды свои, и будет
чист».
– Помолись! –
говорят слушатели, – а Братец поясняет:
– Священникам было
поручено следить за народом и лечить его от
болезней. Но у них много времени уходило на
осмотр больных и на заключение их по несколько
раз на 7 дней. Это проделывалось иногда целыми
годами. А когда пришел Христос, – тоже первенец,
посвященный в младенчестве Господу, – то Он
показал всем священникам пример, как целить
больных от разных болезней. Так, напр., подойдя к
разслабленному, Он, сказал: «встань, возьми
постель твою и ходи». И он, по
слову Иисуса Христа, встал и пошел. Так просто и
легко Христос целил Сам и научил тому же
апостолов и отцов церкви.
– Спасибо! –
восклицают слушатели, – а Братец говорит:
– Теперь я еще
возьму выдержку из 14-ой главы книги «Левит»: «И
сказал Господь Моисею: вот закон о прокаженном,
когда надобно его очистить: приведут его к
священнику; священник выйдет вон из стана, и если
священник увидит, что прокаженный исцелился от
болезни прокажения, то священник прикажет взять
для очищения двух птиц живых чистых, кедроваго
дерева, червленную нить и иссопа, и прикажет
священник заколоть одну птицу над глиняным
сосудом, над живою водою: а сам он возьмет живую
птицу, кедровое дерево, Червленную нить и иссоп, и
омочит их и живую птицу в крови заколотой над
живою водою, и покропит на очищаемаго от проказы
семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую
птицу в поле и пугнет ее, закричав: «ту-ту-ту!». И
птица улетит, якобы и проказу с собою унесет.
А когда Христос
пришел, то увидел, что священники очень долго
мучаются с прокаженными, так как им надо было
сначала поймать двух птиц, одну заколоть, другую
искупать в воде и крови первой, потом пустить ее
на волю, да еще пугнуть, закричав: «ту-ту-ту!», чтоб
она быстро улетала. Все это якобы по закону
делалось, но число прокаженных все умножалось.
Поэтому когда однажды Христос увидел десять
прокаженных, выгнанных священниками из города,
над которыми никакое кропление не действовало,
то, подозвав их, спроси их: «что вы здесь стоите?»
– «Мы – прокаженные, нас выгнали священники, и
мы не смеем являться в город», – ответили они.
Тогда Он сказал им: «идите, покажитесь
священникам, на дороге вы очиститесь, довольно
вам было прокаженными, и, как свидетельство им,
чтоб они знали, как надо целить». Они пошли и
сразу на дороге исцелились, и, придя к
священникам, сказали им: «вот вы выгнали нас, а
Христос исцелил нас».
А это было в субботу,
и священники говорили, что это исцеление не от
Бога.
– От Бога, – говорят
слушатели, – а Братец поясняет:
– Этим Христос
показал, что ловить птиц, потом одну из них
резать, а другую купать и пускать в поле – это
очень большая история, а потому Он показал
пример, как надо проще целить, когда сказал
прокаженным: «пойдите и покажитесь священникам».
Точно также и разслабленному Он просто сказал:
«встань, возьми постель твою и ходи». И он встал и
пошел. И кровоточивой женщине Он также просто
сказал: «женщина! вера твоя спасла тебя». И она от
одного слова Христа исцелилась.
– Спасибо!
– Христос сеял в
людях веру, и эта одна вера целила их. Поверь
только тому, что тебе говорят, и выполни
сказанное тебе, – и ты будешь здоров, как тот
слепец, которому Христос велел идти в Силоамскую
купель и умыться. Он послушался Христа, пошел, умылся и стал ясно видеть. Поэтому
и мы должны сеять веру в слово Христа, и тогда по
вере мы будем получать просимое у Бога.
– Спасибо!
– Тогда, при Моисее,
надо было для исцеления совершать сложный обряд:
купать, окроплять, мазать, и кричать: «ту-ту-ту!», а
когда пришел Христос, то достаточно одного
простого слова: «встань – и ходи», «умойся – и
будь здоров».
Тогда, при Моисее,
даже и для очищения домов от проказы нужно было
совершать такой же обряд, как и для очищения
людей от той же болезни. Об этом так говорится в
книге «Левит», в той же 14-ой главе, с 49 по 56 ст.: «И
чтобы очистить дом, возьмет священник две птицы,
кедроваго дерева, Червленную нить и иссопа, и
заколет одну птицу над глиняным сосудом, над
живою водою; и возьмет кедровое дерево и иссоп, и
Червленную нить и живую птицу, и омочит их в крови
птицы заколотой и в живой воде, и покропит дом
семь раз: и очистит дом кровью птицы и живою
водою, и живою птицею, и кедровым деревом, и
иссопом, и Червленною нитью: и пустит живую птицу
вне города в поле и закричит ей: «ту-ту-ту!», чтоб
быстро полетела и унесла бы на крыльях всю
нечистоту.
Но
Христос дал закон легче этого, сказав Своим
ученикам: «вы уже очищены через слово, которое Я
проповедал вам». Значит, слово Христа очищает от
всякой мерзости, от всякой порчи и от всякой
заразы и укрепляет веру во все святое.
Раньше для очищения
нужно было приносить кровавую жертву: птицу,
тельца, ягненка. А Христос велел вместо кровавой
жертвы преломлять хлеб. И верующие в учение
Христа не стали более колоть птиц и овец, а стали
преломлять хлеб. Зачем страдать ягненку за твои
грехи? Лучше преломлять хлеб, чем колоть ягненка.
Это легче. колоть же ягненка за грехи человека –
это все равно, что если бы ты разбил какую-нибудь
посуду и стал бы кошку бить за свою беду. Как
будто кошка виновата.
Христос пришел не
мучить, а облегчить жизнь людей, животных и птиц,
почему Он и говорит: «придите ко мне все
труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо
Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам
вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».
– Легко, – говорят
слушатели, – а Братец поясняет:
– Первенцы
еврейские погибли бы в Египте вместе с
египтянами, но Господь сказал Моисею: «отдели Мне
первенцев, Они – Мои» и повелел посвятить всех
первенцев во священников и повелел священникам
врачевать болезни.
Но священники
врачевство телесное отвергли, а приняли только
обрядовую сторону: совершали законный обряд
обрезания над новорожденными, бракосочетание
над брачущимися, похоронный
обряд над умершими и очищали и освящали жертвы за
грехи народа. Это все они строго соблюдали, но
больных не целили.
Тогда Господь
послал пророков, которые проповедывали слово
Божие, сеяли веру в народе и целили его от
болезней, даже мертвых воскрешали. А священники
еврейские, по зависти, убивали пророков камнями.
Тогда врачевство
перешло от священников в руки светских врачей, и
народ перестал ходить к священникам за
врачевством от своих болезней, а стал ходить к
светским врачам. Священники своим нерадением
выгнали от себя свою паству. К ним народ стал
ходить только молиться, но к земельным врачам
лечиться, потому что стал верить больше
медицинскому учению, нежели духовному и потому
что доктора стали заботиться о больных больше,
чем священники. И чрез эту любовь к народу у
докторов некоторое время был успех. Господь
целил ради их любви, а они приписывали славу
своим лекарства, а не Богу.
Но без Бога никакое
лекарство не помогало. А с Богом и птица помогала,
и кропление помогало, и лекарство помогало.
Когда же пришел
Христос, то Он стал целить одною верою без птиц,
без кроплений и без лекарства, говоря: «если
будете иметь веру с горчичное зерно, то ничего не
будет вам невозможнаго; все возможно верующему».
И вот теперь люди
начинают лечиться по-другому: проникаются верой
в слово Божие, перестают пить вино, курить табак и
есть мясо, отстают от блуда и от сладкой пищи и
начинают вести воздержную жизнь и вместо сладкой
пищи питаются капустой, картошкой и другой
простой растительной пищей и работают не до
истощения сил – и этим вылечиваются от болезней,
делаются здоровыми и радостными и говорят:
«хорошо жить по-Божьи».
– Хорошо! – говорят
слушатели, – а Братец поясняет:
– Те, которые ведут
воздержную жизнь, никогда не болеют и
прославляют Господа. А те, которые живут
невоздержно, то похулили всех священников и
докторов и им не помогает ни лекарство, ни
молитва и никакая святыня, и потому они всегда
болели и теперь болеют и всегда будут болеть,
пока не покаяться.
– Грешны!
– Христос пришел
для того, чтобы посеять в нас веру в слово Его и
тем избавить нас от болезней, нужды и печали и
устроить Царство Небесное на земле.
– Спасибо! –
восклицают слушатели и поют: «Верую во единаго
Бога».
После пения Братец
говорит:
– Вот я напомнил
вам…
– Спасибо!
Евангелие о
сретении Господа и Симеоном и книгу «Исход» о
первенцах, которых должно было посвящать во
священники. Потом я взял выдержку из книги
«Левит» о том, что священникам было поручено
врачевать людей, но они передали врачевство
светским врачам, а сами стали исполнять одни
только обряды. И нужно было прийти Христу, и когда
Он пришел, то стал целить и других научил целить
легче и короче, чем было при Моисее. Он говорил
только: «встань и ходи», и больной тотчас же
делался здоровым.
– Спасибо!
Теперь я прочту еще
24-ую главу Евангелия Матфея о конце мира:
«И вышед Иисус шел
от храма. И приступили ученики Его, чтобы
показать Ему здания храма. Иисус же сказал им:
видите ли все это? Истинно говорю вам: не
останется здесь камня на камне; все будет
разрушено».
Это Он говорил не
про один только стены, но и про закон и про
устройство жизни: все это будет разрушено.
«Когда Иисус сидел
на горе Елонской, то приступили к Нему ученики
наедине и спросили: скажи нам, когда это будет?».
– Скажи, – говорят
слушатели, – а Братец продолжает читать:
– «И какой признак
Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им
в ответ: берегитесь, чтобы никто не прельстил
вас».
– Помолись! –
говорят слушатели, – а Братец читает дальше:
– «Ибо многие
придут под именем Моим и будут говорить: «я
Христос», и многих прельстят».
Христов было много и
Иисусов было много: Иисус Навин, Иисус, сын
Сирахов, Иисус, сын Иоседеков (1 Ездр. 3, 2). И во дни
апостолов был Иисус, прозванный Иустом (Кол. 4, 11).
Также и Христов было много: Авраам был Христос,
Иаков был Христос и Давид был Христос. Но Христос
– Бог был и есть один.
Далее читаем: «Также
услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не
ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это
еще не конец: ибо возстанет народ на народ, и
царство на царство, и будут глады, моры и
землетрясения по местам; все же это начало
болезней».
Только через глады и
моры люди могут прийти ко Христу.
– К Братцу.
– И тогда Христос
скажет тем, которые придут к Нему: «встань и
ходи», и они будут здоровы.
– Спасибо! –
говорят слушатели, – а Братец читает далее:
– «Тогда будут
предавать вас на мучения и убивать вас; и вы
будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И
тогда соблазнятся многие.
Тогда многие
перестанут верить в слово Христа и скажут: «лучше
и я буду жить так, как все живут».
– Нет, дорогой
Братец, – не будем так жить,– говорят слушатели,
– а Братец читает далее:
– «И многие
лжепророки возстанут и прельстят многих».
Тогда многие будут
проповедывать ложь, и люди поверят лжи.
«И, по причине
умножения беззакония, во многих охладеет любовь
к Евангелию; претерпевый же до конца спасется. И
проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей
вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда
придет конец».
Тогда никто не
скажет: «я не знаю учения Христа». Нет, ты знаешь,
потому что слышал его, но возненавидел его.
– Прости!
– Разве евреи не
знали учения Христа? Знали, но закоснели и потому
не приняли Евангелия и потому их царству пришел
конец. Также и царю Ироду был конец. И Иуде был
конец. Но царству Иисуса Христа никогда не будет
конца.
Далее говорит
Христос: «итак, когда увидите мерзость
запустения, реченную чрез пророка Даниила,
стоящую на святом месте, – читающий да разумеет,
– тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы».
Т. е. тогда будет
разрушение Иерусалима.
«И кто на кровле, тот
да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и
кто на поле, тот да не обращается назад взять
одежды свои. Горе же беременным и питающим
сосцами в те дни!».
Горе тем, которые
забеременил ложным учением и других питают этим
учением.
– Прости!
– «Молитесь, чтобы
не случилось бегство ваше зимою», т. е. тогда,
когда охладеет ваша любовь к словам Христа, «или
в субботу», т. е. в праздник, когда именно у нас и
совершается пьянство, разврат и преступления.
Покайся!
– Грешны!
– «И тогда будет
великая скорбь, какой не было от начала мира
доныне, и не будет. И если бы не сократились те
дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради
избранных сократятся те дни».
– Ради Братца.
– Нет, не
ради Братца, а ради веры в Слово Иисуса Христа.
Далее говорит
Христос: «Тогда если кто скажет вам: «вот здесь
Христос», или «там», – не верьте».
– Не будем, –
говорят слушатели, – а Братец читает далее:
– «Ибо возстанут
лжехристы и лжепророки и дадут великия знамения
и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и
избранных».
Это ложныя,
искуственныя, фокусныя чудеса, которыя приносят
людям вред, но чудеса Иисуса Христа всегда
приносили, приносят и будут приносить людям
пользу, т. е. избавление от болезней, нужды и
печали.
Далее говорит
Христос: «Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если
скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите;
«вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте; ибо,
как молния исходит от востока и видна бывает даже
до запада, так будет пришествие Сына
Человеческаго».
Как молния сверкает
от востока до запада, так Христос по всему миру
вот уже 19 веков оставлял, оставляет и всегда
будет оставлять следы исцелений в апостолах и
отцах церкви: Иоанне Златоусте, Василие Великом,
Григорие Богослове и во всех святых людях.
– Спасибо!
– И в Серафиме
Саровском…
– И в Братец
дорогом, – говорят слушатели.
– И в Иоанне
Кронштадском, – говорит Братец.
Далее говорит
Христос: «Ибо где будет труп, там соберутся орлы».
Это пророчество
Иисуса Христа сбылось на Иерусалиме: пришли
римляне и овладели им. На их знаменах и шапках
были орлы. И они отомстили евреям за пролитую
кровь Христа и апостолов и разрушили стены
иерусалимския.
Далее читаем: «И
вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и
луна не даст света своего, и звезды спадут с неба,
и силы небесныя поколеблются».
Солнце –
это учение Христа, которое согревает, исцеляет и
умиротворяет. А луна – это гражданский закон,
который хотя и светит, но не согревает так, как
Христов Закон. Звезды – это духовные люди,
которые спадут с небеснаго учения на земное.
«Силы небесныя поколеблются» – это значит:
исцелений от падших не будет.
– «Тогда явится
знамение Сына Человеческаго на небе; и тогда
восплачутся все племена земныя и увидят Сына
Человеческаго, грядущаго на облаках небесных с
силою и славою великою».
Тога увидят
исцеление и от нужды и печали избавление. А те,
которые не получат исцеления и избавления от
нужды и печали, горько воскликнут, говорят: «этим
Господь послал исцеление, а мне окаянному
Господь ничего не дает».
«И пошлет Ангелов
своих с трубою громогласною, и соберут избранных
Его от четырех ветров, от края небес до края их».
Пророки, апостолы и
отцы церкви всегда трубили и трубят чрез свои
писания. Также и Серафим Саровский и Иоанн
Кронштадтский трубили и трубят.
– И Братец дорогой
трубит, – говорят слушатели.
– Со всех четырех
сторон трубят все святые и собирают избранных
своих, – говорит Братец.
«Возьмите от
смоковницы подобие: когда ветви ея становятся
уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко
лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что
близко, при дверях».
Т. е. кто верит в
учение Христа и исполняет его, к тому близок Христос и он из беднаго
делается богатым, из больного –
здоровым, из погибшаго – счастливым.
– Спасибо!
– Далее говорит
Христос: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей,
как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова
Мои не пройдут».
– Истинно! –
говорят слушатели, – а Братец продолжает читать:
– О дне же том и часе
никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец
Мой один».
А на что нам знать
день? На что знать час? Не только день и час, но и
год, и месяц не нужно нам знать, потому что каждый
год и каждый день в течение 1900 лет люди видели и
видят Христа в чудесах и в страшном суде над
грешниками и в оправдании праведников.
Поэтому Христос и
говорит далее: «Но как было во дни Ноя, так будет и
в пришествие Сына Человеческаго: ибо как во дни
перед потопом ели, пили, женились и выходили
замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не
думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, –
так будет и пришествие Сына Человеческаго».
Как тогда, так и
теперь все женятся и выходят замуж по закону, но о
законе никогда они и не думали и никогда не
беседовали, потому что у них был весь разговор о
том, чтобы выйти замуж хоть бы за рогатаго, лишь
бы за богатаго, и взять жену с приданым, хоть бы
рогатую, только бы богатую. Но если люди будут
проникаться законом Христа, тогда они не будут
искать богатых, потому что сами будут счастливы и
скажут: «в бедность и болезнь я не верю, потому
что Бог богат своей милостью».
Ныне мы видим: как
прежде тонули, как и теперь тонут. Разница только в том, что тогда
тонули в воде, а теперь тонут в крови.
Как тогда Ирода
черви съели и, так и теперь подобных без
законников также черви едят, и они гниют заживо.
Но кто взыскал слово
Христа, тот не будет иметь ни болезни, ни бедности
и будет иметь покой.
Я слышу: многие
хвалятся: «я живу по Божьей милости, на казенной
квартире и нам всем готовом».
Все таковы хвалятся.
Смею и я похвалиться: во имя Иисуса Христа и у
меня все готово. Никогда я руки не протягивал и
слуг своих по сбору с кружкой никогда не посылал.
А потому и говорю
всем: ищите прежде всего царства Евангелия, а
остальное все также приложится и вам.
– Спасибо! –
восклицают слушатели и поют: «Отверзу уста моя».
После пения Братец
говорит:
– Вот я напомнил
вам…
– Спасибо!
– Евангелие от Луки,
2-ую главу, и Евангелие от Матфея, 24-ую главу, в
которых выясняется все то, о чем говорили Моисей
и Христос, т. е. что каждый первенец должен быть
посвящен Господу. А первенцы посвящались Господу
для врачевания народа. Но вместо врачевания они
занялись исполнением обрядов. И врачевание
перешло от них к светским врачам, и чрез это народ
стал терять веру в духовенство.
Но больной народ
всегда нуждался во врачах, почему Христос и
говорил: «не здоровые имеют нужду во враче, но
больные (Матф. 9, 12). И таковыми врачами были все
пророки, Христос, апостолы и отцы Церкви. Такими
же врачами были и Серафим Саровский и Иоанн
Кронштадтский.
– И Братец дорогой,
– говорят слушатели.
– Поэтому Христос,
посылая Своих учеников на проповедь, и говорит
им: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие
всей твари. Кто будет веровать и креститься,
спасен будет», т. е. исцелен будет, «а кто не будет
веровать в Евангелие, тот осужден будет», т. е. на
болезни, на несчастия. «Уверовавших же будут
сопровождать сии значения: именем Моим будут
изгонять бесов; возложат руки на больных, и они
будут здоровы».
– Спасибо, дорогой
Братец!
– От одного
прикосновения будут исцеляться. Тогда не нужно
будет резать и купать птиц.
Я надеюсь, что и во
всем духовенстве появится сила веры и
врачевания, и все священники будут врачевать
людей. Тогда только поправится у нас святая
Церковь, как древле, чрез исцеления. Тогда только
исправится народ от пороков и преступлений.
– Спасибо!
– Еще напомню вам…
– Напомни!
– Послание апостола
Иуды, не того Иуды Искариота, который удавился, но
Иуды, брата апостола Иакова.
«Милость вам и мир и
любовь да умножатся».
– Спасибо!
– «Возлюбленные!
имея все усердие писать вам об общем спасении, я
почел за нужное написать вам увещание –
подвизаться за веру, однажды преданную святым».
– Помолись!
– «Ибо вкрались
некоторые люди, издревле предназначенные к сему
осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога
нашего в повод к распутству».
Они только
называются православными, а занимаются
распутством и говорят: «Бог простил блудницу и
меня простит». Нет, не простит. Как тогда за
распутство Господь утопил первый мир в воде, так
и теперь многие тонут в крови.
Далее апостол
говорит: «Я хочу напомнить вам, уже знающим это,
что Господь, избавив народ из земли Египетской,
неверовавших погубил».
Это вы уже знаете.
– Знаем, – говорят
слушатели, – а Братец читает далее:
– «И ангелов, не
сохранивших своего достоинства, но оставивших
свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком,
на суд великаго дня. Как Содом и Гоморра и
окрестные города, подобно им блудодействовавшие
и ходившие за иною плотию, подверглись казни огня
вечнаго, поставлены в пример, – так точно будет и
с сими мечтателями, которые оскверняют плоть,
отвергают начальства и злословят высокия
власти».
Как Содом и Гоморра
сгорели в огне, так и все развратники погибают в
болезнях, нужде, горе и часто кончают
самоубийством.
– Помолись!
– Далее апостол
говорит: «Михаил Архангел, когда говорил с
Диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел
произнесть укоризненнаго суда, но сказал: «да
запретит тебе Господь».
Диавол обвинял
Моисеево тело за то, что Моисей убил египтянина,
бежал от своего нареченнаго отца-фараона и
потопил своего воспитателя с египетскими
мудрецами. А Михаил Архангел защищал доброе
Моисеево дело, говоря: «зато Моисей столько
евреев избавил от работы Египетской».
– Избавил нас,
дорогой Братец, от пьянства, – говорят слушатели,
– а Братец поясняет:
– Диавол обвинял
Моисеево тело, говоря, что Моисей – великий
грешник, а Михаил Архангел оправдывал Моисеево
дело и сказал: «да запретит тебе Господь».
Далее апостол
говорит: «А сии злословят то, чего не знают, что же
по природе, как безсловесныя животныя, знают, тем
растлевают себя. Горе им, потому что идут путем
Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам,
и в упорстве погибают, как Корей».
Они делают то же
самое, что делал и Каин.
«Таковые бывают
соблазном на ваших вечерях любви: пиршествуя с
вами, без страха утучняют себя».
У таковых была
распущенность и безобразныя пляски. Я уже
упоминал о хлыстах, о которых говорят, что у них
на молитвенных собраниях бывают пляски. Я этого
не видал. Но я видал, как православные на
свадьбах, именинах, крестинах сначала молятся, а
потом устраивают безобразныя пляски.
– Все делали и мы,
дорогой Братец! – говорят слушатели, – а Братец
читает дальше:
– «Это – безводныя
облака, носимыя ветром, – говорит апостол Иуда, –
осенния деревья, безплодныя, дважды, умершия,
исторгнутыя; свирепыя морския волны, пенящияся
срамотами своими; звезды блуждающия, которым
блюдется мрак тьмы на веки».
Они распутничают и
говорят: «нам Бог простит». Нет, не простит, а
сотворит над таковыми страшный суд.
Поэтому апостол и
говорит далее:
– «О них
пророчествовал и Енох, седьмой от Адама патриарх,
говоря: «се, идет Господь со тьмами святых
Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и
обличить всех между ними нечестивых во всех
делах, которыя произвело их нечестие, и во всех
жестоких словах, которыя произносили на Него
нечестивые грешники. Это ропотники, ничем
недовольные».
Им все нехорошо.
«Они поступают по
своим похотям, нечестиво и беззаконно; уста их
произносят надутыя слова; они оказывают
лицеприятие для корысти».
Для выгоды они
готовы на всякое преступление.
– Прости!
– Далее говорит
апостол: «Но вы, возлюбленные, помните
предсказанное апостолами Господа нашего Иисуса
Христа: они говорили вам, что в последнее время
появятся наглые ругатели, поступающие по своим
нечестивым похотям».
И они называются
православными.
– Прости!
– «Это – люди,
отделяющие себя от единства веры, душевные, не
имеющие духа. А вы, возлюбленные, назидая себя на
святейшей вере нашей, молясь Духом Святым,
сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от
Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. И
к одним будьте милостивы, с разсмотрением».
Хотя и милостивым
надо быть, но разсмотри сначала того, кому ты
хочешь оказать милость.
Далее апостол
говорит: «А других страхом спасайте, исторгая из
огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже
одеждою, которая осквернена плотию».
Это не потому, что
надо гнушаться одеждою, но надо гнушаться
подражания развратной моде. Мы видим, что иныя
женщины одеваются, как блудницы, для соблазна
мужескаго пола. И многия из них осуждены Богом на
самоубийство. Сначала у нас христиан не было
такого разврата и такого самоубийства. У нас это
началось с того времени, когда при Петре I солдаты служили в
войсках до 70 лет, не будучи женаты. Тогда
появились у нас стриженныя француфенки. На них
глядя, и русския женщины также стали стричь свои
волосы, не гнушаясь подражать моде. Так что
теперь по одежде трудно отличить блудницу от
порядочной дамы. Поэтому апостол и говорит:
«гнушайтесь такой одеждою».
Пора перестать нам
подражать блудной одежде. Ведь можно и простой
одеждой украсить себя.
Затем апостол Иуда
заканчивает свое послание такою краткою
молитвою: «Могущему же соблюсти вас от падения и
поставить пред славою Своею непорочными в
радости, единому премудрому Богу, Спасителю
нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и
величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и
во веки. Аминь».
Иуда имел ревность о
Господе и потому, хотя написал послание,
состоящее всего из одной главы, но он объемисто и
глубоко изложил его для того, чтобы привести к
покаянию того, кто будет читать его послание. Это
иго легкое.
– Легкое, – говорят
слушатели, – а Братец поясняет:
– Это при Моисее
было трудное иго, потому что у язычников было еще
труднее. Язычники приносили в жертву своим богам
людей, даже своих детей. А евреи приносили в
жертву животных. Но когда пришел Христос, то Он
сделал иго еще легче и проще: вместо кровавых
жертв Он установил преломление хлеба во
исцеление души и тела.
– Спасибо! –
говорят слушатели и поют: «Твоя песноловцы,
Богородице».
_________________
После пения Братец
говорит:
– Еще напомню вам…
– Напомни!
– Напомню из книги
«Жития святых» о Симеоне Богоприимце, Иисусе
Христе и Матери Божией.
Сказав это, Братец
стал читать и пояснять из книги «Жития святых,
изложенныя по руководству Четьих-Миней св.
Димитрия Ростовскаго, за февраль, на 31, 26 и 27
страницах, следующее:
«Переводя книгу
пророка Исаии, Симеон дошел до слов: «се Дева во
чреве примет и родит сына». Читая их, он
усумнился, думая, что невозможно, чтобы дева,
неимеющая мужа, могла родить. Симеон взял уже нож
и хотел вычистить сии слова в книжном свитке и
изменить слово «дева» на слово «жена». Но в это время явился ему
ангел Господень и, удерживая за руку, сказал:
«имей веру написанным словам, и сам увидишь
исполнение их, ибо не увидишь смерти, прежде чем
не узришь имеющаго родиться от чистой Девы
Христа – Господа».
Это было как бы
наказание Симеону за неверие. Дряхлому старцу
трудно было жить.
Так и я говорю: до
тех пор ты не умрешь, пока всех несчастий не
превзойдешь за неверие к словам Евангелия.
Покайся!
– Грешны!
– Для чего это
написано? Для того, чтобы ты не отвергал слов
Иисуса Христа.
–
Братца, – говорят слушатели, – а Братец читает на
26-й странице: «Когда Симеон увидел Младенца
Иисуса, то сказал: «ныне отпущаеши раба Твоего,
Владыко, по глаголу Твоему, с миром».
Ему наскучило жить и
он просит Господа отпустить его.
Далее читаем: Симеон
как бы так говорил: «не имел я мира в мыслях своих,
все дни ожидая Тебя, и все дни пребывал в печали,
пока Ты придешь: ныне же, увидев Тебя, я получил
мир, и, освободившись от печали, отхожу отсюда с
радостною вестью к моим отцам: возвещу о Твоем
пришествии в мир праотцу Адаму и Аврааму, Моисею
и Давиду, Исаии и прочим святым отцам и пророкам,
неизреченную радость принесу я им, пребывающим
доселе в печали; к ним и отпусти меня, дабы,
оставив печаль, они возвеселились о Тебе –
Избавителе своем. Отпусти меня, раба Твоего,
после многолетних трудов, успокоиться на лоне
Авраамовом: очи мои видели Свет, уготованный для
разсеяния тьмы, для просвещения народов, для
откровения им неведомых Божественных Таин, –
Свет, возсиявший для прославления людей Твоих
Израиля, Который Ты обещал чрез пророка Исаию,
сказав: «дах в Сионе спасение Израилю в
прославление» (Ис. 46, 13):
«Иосиф и Дева Мария,
слыша все сказанное Симеоном о Младенце,
удивлялись, слыша, что Симеон говорит к младенцу,
не как к младенцу, не как к человеку, а как к Богу,
имеющему власть жизни и смерти и могущему тотчас
отпустить старца к иной жизни».
«Потом, обратившись
к Марии, Матери Его, Симеон произнес: «Сей
послужит на падение и возстание многим во
Израиле: на падение тем, которые не пожелают
веровать словам Его; за возстание же тем, которые
с любовию примут святую проповедь Его, – на
падение книжникам и фарисеям, ослепленным
злобою; на возстание простым рыбарям и людям
немудрым. Он изберет немудрых, мудрых же века
сего посрамит. На падение ветхозаветнаго
иудейскаго сборища, и на возстание благодатной
Церкви Божией. Сей послужит знаменем для
пререканий, ибо великий раздор произойдет в
людях из-за Него: одни назовут Его благим, другие
же скажут, что Он обманывает людей: и положат Его,
– по слову пророка Иерамии, – яко знамение на
стреляние (Плач Иеремии 3, 11), т. е. как мишень для
стрельбы, повесив на крестном древе, уязвив, как
стрелами, гвоздями и копьем. В то время, безмужняя
Матерь, – продолжал старец, – душу твою пройдет
оружие печали и сердечной боли, когда увидишь
пригвожденным ко кресту Сына Своего, когда Ты с
великою болью в сердце и рыданиями будешь
провожать из мира сего Того, Кого в мире Ты родила
без болезни».
Хотя Матерь Божия и
плакала, но знала, что так написано в Писании, и
она покорно подчинилась написанному.
Поэтому и мы должны
исполнять то, что написано в Писании. Но мы делаем
то, что беззаконно. Почему? Потому что не читаем
Писания и не беседуем о нем. Но если мы будем
читать его и беседовать о нем, то учение Иисуса
Христа будет служить нам на возстание, т. е. на
воскресение от разврата и пьянства.
– Спасибо!
Трезвенник.
На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед