На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
12-го февраля 1912 года.
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ
ВЕЛИКАГО ПОСТА.
В воскресенье, 12
февраля, Братец, взойдя на кафедру, сказал:
– Сегодняшнее
Евангелие (от Иоанна гл. 1, ст. 38–51): «Иисус,
обратившись, увидел двух Иоанновых учеников,
идущих за ним, и сказал им тогда и доныне говорит
нам: что вам надобно? Тогда ученики Иоанновы
сказали ему: Равви, т. е. Учитель премудрости
Божией, скажи, где живешь?».
Значит, им нужно
было узнать только, где живет Христос. А
остальное, как они верили, все приложится им.
Так если и мы будем
искать то место, где живет Христос и будем
проникаться его учением, то и нам все остальное
приложится. Но мы интересуемся пьяницами,
балалаечниками, блудницами и допытываемся, где
они живут, и чрез них мы лишаемся всего.
– Прости! – говорят
слушатели.
– Далее читаем:
«Иисус сказал им тогда и доныне идущим за Ним
говорит: идите за Мною и увидите. Они пошли и
увидели, где Он живет».
И когда они узнали,
где Он живет, то сказали: «со Христом хорошо,
легко и спокойно жить». Если и мы будем следовать
Его учению, то и нам будет хорошо.
– Хорошо! –
восклицают слушатели.
– А с пьяницами и
развратниками трудно жить, – говорит Братец, –
почему многие и покушаются на самоубийство. А кто
живет со Христом, тот никогда не покушается на
самоубийство, каким бы мучениям его не предавали.
Таковой даже рад пострадать за Христа, т. е. за Его
учение. И таковой скажет: «так страдали пророки,
Христос, апостолы и отцы церкви, так и я готов
страдать».
Поэтому ни бедность,
ни богатство, и ничто другое не может мешать жить
со Христом. А без Христа нам все мешает. Но
недостаточно находиться вместе со Христом. Надо
еще проникнуться Его учением и жить так, как Он
жил. Каждый знает, что Иуда со Христом ходил, но
слово Христа не вмещалось в него, и он от тоски
удавился.
Также и в настоящее
время погибают от самоубийства те, которые не
принимают слова Христова.
– Помолись!
– Далее читаем: «И
пробыли у Него день тот».
Если и мы пойдем за
Христом и проникнемся Его учением, то и мы будем
до скончания века со Христом.
– С Братцем, –
говорят слушатели, – а Братец читает далее: «Один
из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и
последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона
Петра. Он первый находит брата своего Симона и
говорит ему: мы нашли Мессию, что значит Христос».
Т. е. мы нашли Мессию,
о Котором писали Моисей и пророки и Который
должен устроить царство Божие на земле.
Далее читаем: «И
привел Андрей брата своего Симона к Иисусу. Иисус
же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын
Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень
(Петр). На другой день Иисус пошел в Галилею, и
находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп
же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и
Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему:
мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и
пророки, Иисуса, сына Иосифа, из Назарета».
Все они
интересовались Христом и полюбили Христа за
премудрость Его и потому старались и других
привести ко Христу.
– Спасибо!
– Так бывает и ныне:
если кто побывал а театре и заинтересовался им,
то он старается и другого привести в театр.
– Прости!
– Из этого мы видим,
как просто тогда призывали один другого ко
Христу.
– «Тогда Нафанаил
сказал Филиппу: из Назарета может ли быть что
доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри».
Как видно, Филипп
заинтересовал Нафанаила Иисусом Христом. Для
него выше этого интереса ничего другого не было.
А теперь заинтересовывают друг друга театром,
пирушками–гульбушками, развратом и пьянством.
Один побывал и другого тащит туда же. Подобно
тому, как слепой ведет слепого. Не оба ли упадут в
яму? Так и бывает.
Далее читаем:
«Иисус, увидев идущаго к Нему Нафанаила, говорит
о нем: вот, подлинно израильтянин, в котором нет
лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь
меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели
позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею,
Я видел тебя Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты –
Сын Божий, Ты – Царь Израилев. Иисус сказал ему в
ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я
видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне
будете видеть небо отверстым и ангелом Божиих
восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
Нафанаил поверил
Христу только потому, что Христос сказал ему, что
видел его под смоковницею. Но ныне нам Христос
говорит чрез пророков, апостолов и отцов церкви,
– и мы сомневаемся. Тогда видели немногое – и
верили, а мы столько чудес видели – и не
доверяемся Писанию.
И теперь мы видим
многия чудеса, проявленныя на верующих, – и
все-таки мы не верим.
В те времена трудно
было идти за Христом, потому что Он тогда в первый
раз проповедывал премудрость и творил чудеса, и
тогда можно было извинять сомневающихся в
чудесах Христовых, а в настоящее время легче идти
за Ним, потому что за 1900 лет совершилось Его
именем через угодников Божиих безчисленное
множество чудес, и потому сомневающийся теперь
не имеет извинения.
А кто сомневается в
слове Божием, тот не имеет радости и потому легко
покушается на самоубийство.
В настоящее время
устраиваются общества и кружки для того, чтобы
спасать людей от самоубийства. Но разве можно без
веры в священно Писание спасти человека от
самоубийства? Спасти от самоубийства ничем
нельзя, как только словом Божиим.
Когда человек
проникнется словом Божиим, тогда внутри его
водворится царство Божие, и тогда у него всегда
будет радость на душе и он никогда не станет
лишать себя жизни.
– Спасибо! –
говорят слушатели и поют: «Верую во единаго
Бога».
После пения Братец
говорит:
– Из нынешняго
Евангелия мы видим, что ученики Иоанновы пошли за
Иисусом, и когда Он спросил их: «что вам надобно?»,
то они сказали: «скажи, где живешь?».
В словах
Христа «что вам надобно?» заключается великая
премудрость: этими словами Христос хотел
испытать верующих, не попросят ли они у Него
чего-нибудь материальнаго: хлеба ли, денег ли,
одежду ли. Но они спросили Его только об одном:
«где Ты живешь, Господи?». И этими словами они
сразу доказали веру свою во Христа.
А если бы в
настоящее время спросили нас: «что вам надобно?»,
то мы воспели бы полную свою нужду и сказали бы:
«мы – семейные люди и нам всего много надо: денег
надо, хлеба надо, одежды надо, чаю, сахару надо и
пр. и пр.». Мы сего этого многаго просим. А где
Христос живет, мы этого не ищем, и потому ничего
не получаем. Но Христос сказал: «ищите прежде
всего царство Евангелия, а остальное все
приложится вам». И если мы поверим этим словам
Христа, то нам все остальное приложится и мы не
будем иметь нужды ни в чем.
Первые христиане
искали только учение Христа, были воздержны,
кротки, и потому их любили евреи и язычники, и они
не имели нужды ни в чем. Почему? А вот почему.
Тогда спрашивали: «у кого купить?» и отвечали: «у
христианина, потому что он верует во Христа и не
обманет». Кому продать? – Христианину, потому что
он верит во Христа и не обсчитает. Кого взять в
рабы? – Христианина, потому что он верный раб. К
кому поступить в рабы? – к Христианину, потому
что он верует во Христа и не обидит раба. А почему
все они верны? Потому что они исцелились от
болезней и боятся грешить, чтобы Господь опять не
наказал бы их теми же болезнями, как Он и сам
сказал: «иди и впредь не греши, чтобы не случилось
с тобою худшее». Вот почему к первым христианам
имели доверие и евреи и язычники. Вот у таковых-то
и явилось богатство и из них-то и устроилось
христианское государство или, иначе сказать,
царство Божие на земле.
Но мы не идем за
Христом и потому бываем невоздержны, хищны,
нервны, сердиты, а потому нас никто и не любит.
Даже мать боится своей дочери, потому что в ней
нет Бога, и гонит ее прочь; и отец боится своего
сына, потому что в нем нет Бога, и он берет в свой
дом чужого, который исполняет заповеди Божии, и
доверяет ему, а своему сыну не верит.
А кто нашел
премудрость Христа и проникся ею, тот бывает
воздержен в слове и в деле и тот ни в чем не будет
иметь нужды.
–
Спасибо! – восклицают слушатели и поют:
«Приидите ко Мне все труждающиеся и
обремененные, и Я успокою вас».
___________________
После
пения Братец говорит:
– Еще напомню вам…
– Напомни.
– Послание апостола
Павла к евреям.
– К нам, – говорят
слушатели, – и Братец начинает читать и пояснять
11-ую главу послания к евреям, от 24 по 34 ст.
«Верою Моисей
пришел в возраст, отказался называться сыном
дочери фараоновой».
И в настоящее время
кто уверует в слово Иисуса Христа, тот откажется
называться сыном дочерей разврата и совершит
переход из общества пьяниц, как из Египта, в
общество трезвых.
Но если кто еще не
проникся словами Иисуса Христа, тот не может
отказаться от развратных дочерей. Они с ними в
трактирах напиваются, на глазах людей режутся и
стреляются и погибают, как египтяне в море.
Для чего это
написано? Для того, чтобы и нас спасти от такой
погибели.
Далее читаем: «И
лучше Моисей захотел страдать с народом Божиим,
нежели иметь временное, греховное наслаждение».
Кто проникся
учением Иисуса Христа, тот готов лучше страдать с
Богом, нежели услаждаться грехом.
Поэтому апостол
Павел и говорит далее: «И поношение Христово
Моисей почел большим для себя богатством, нежели
Египетския сокровища; ибо он взирал на
воздаяние».
Значит, Моисей
унизил египетския сокровища, а Христово
сокровище возвысил и признал великим богатствам
неветшающим и не оскудевающим до сего дня.
И до сего дня мы
пользуемся им.
Далее говорит
апостол: «Верою оставил Моисей Египет, не
убоявшись гнева царскаго, ибо он, как бы видя
Невидимаго, был тверд».
Все это делалось
через веру. Моисей не боялся царскаго гнева
потому, что верил в слово Божие и исполнял закон
Божий.
Так если и мы будем
делать то, что согласно с законом Божиим, то и мы
ничего не будем бояться и будем иметь успех во
всех делах своих. Но если мы живем беззаконно, то
мы боимся всякаго стука и шороха, и многие от
страха ночью вскакивают и бегут, не зная, куда.
Преступление делает скитальцем на земле, как
Каина.
«Верою Моисей
совершил пасху и пролитие крови, дабы
истребитель первенцев не коснулся их».
Так и в настоящее
время верующих в книги Моисея и в Евангелие
истребитель не касается: они проходят мимо
трактиров, мимо ресторанов, мимо театров и мимо
всякаго развратнаго заведения. Таковых слово
Божие ограждает.
«Верою перешли они
Чермное море, как по суше, – на что, покусившись,
египтяне потонули».
Все это делалось
через веру. Моисеи сам крепко верил в Бога и в
людях сеял крепкую веру, и потому чрез веру они
получали все просимое у Бога.
Так когда они
единодушно просили Бога избавить их от наре
избавил их. Также когда они единодушно просили в
пустыне себе пропитание, то Господь дал им манну.
А когда не было у них воды, и они единодушно
просили ее, то Господь дал им воду из камня.
Также если и у нас
будет такая же вера и мы будем просить единодушно
одного, – хлеба ли, или дождя, – то Господь и нам
не откажет в просимом. А то мы просим вразброд:
один просит дождя, а другой говорит: «мне не надо
дождя, у меня хлеб закуплен, и мне надо его
подороже подать». И от такого разномыслия мы не
получаем просимаго. А если бы мы просили все
единодушно и единомысленно, то Господь не
отказал бы нам.
Далее читаем: «Верою
пали стены Иерихонския по семидневном
обхождении».
Это все по вере.
«Верою Раав
блудница, с миром принявши соглядатаев (и
проводивши их другим путем), не погибла с
неверными».
Все это по вере.
«И что еще скажу? Не
достанет мне времени, чтобы повествовать о
Гедеоне, о Вараке, о Самсоне, об Иефае, о Давиде,
Самуиле и других пророках».
Апостол Павел как бы
так говорит: «я не буду много говорить, потому что
вы неспособны все принять».
– Прости!
– Далее апостол
говорит: «верою побеждали царства, творили
правду, получали обетования, заграждали уста
львов».
Все это по вере.
У пророка Даниила
была крепкая вера и этой верой он избавился от
своих врагов. Когда они, желая погубить его,
уговорили царя Дария издать такой закон, чтобы в
течение тридцати дней никто, особенно Даниил, не
смел бы молиться Богу, а Даниил не вытерпел и не
переставал молиться Богу, то за это враги его
бросили его в Львиный ров, но Бог заградил пасть
львам, и они не тронули его. Почему? Потому что он
имел крепкую веру в слово Моисея.
Поэтому если и мы
будем иметь крепкую веру в слово Божие, то и нам
ничто не повредит. Но у нас остался один только
обряд без веры, а веру мы потеряли. Тогда как
обряд только для того и установлен, чтобы вызвать
в нас веру, воскресить нас от болезней и избавить
нас из плена пьянства.
Но так как ты не
имеешь веры в слово Божие, то тебя самого берут в
плен пьяных и ты делаешься сыном дочери разврата
и пьянства.
– Помолись!
– А пророки,
апостолы и отцы церкви имели веру в слово Божие и
потому, как говорит апостол Павел, «угашали силу
огня, избегали острия меча, были крепки на войне,
прогоняли полки чужих».
– Так если и мы
будем иметь крепкую веру в слово Божие и будем
проникаться им, то мы будем побеждать полки
чужих, т. е. полки пьяных и блудниц.
– Дай, Господи, нам
победить их! – говорят слушатели и поют:
«Приидите ко Мне все труждающияся и
обремененные, и Я успокою вас».
_________________
После
пения Братец говорит:
– Вот я напомнил
вам…
– Спасибо!
– Евангелие и
послание апостола Павла к евреям.
– К нам.
– Еще напомню вам
книгу Моисея «Второзаконие» о благословениях
тем, которые исполняют слово Божие, и о
проклятиях тем, которые не исполняют написаннаго
в священном Писании.
– Для чего это
написано? Для того, чтобы вызвать в народе
покаяние.
– Спасибо! –
говорят слушатели, – и Братец начинает читать и
пояснять 28-ую главу «Второзакония»: «Если ты
будешь слушать и исполнять слово Господа твоего,
то Господь Бог твой поставит тебя выше всех
народов земли».
–
Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец
поясняет:
– Как Христос
говорил, что будет хорошо тем, которые будут
исполнять Его учение, так и Моисей произносил
благословения на исполняющих слово Божие и
проклятия на не исполняющих его. Все люди только
о том и думают, чтобы им было хорошо.
Поэтому Моисей и
говорит: «Если ты будешь исполнять слово Божие,
то придут на тебя все благословения сии:
благословен ты в городе и благословен на поле.
Благословен плод чрева твоего, и плод земли
твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и
плод овец твоих. Благословенны житницы твои и
кладовыя твои. Благословен ты при входе твоем.
Поразит пред тобою Господь врагов твоих,
возстающих на тебя; одним путем они выступят
против тебя, а семью путями побегут от тебя.
Пошлет Господь тебе благословение в житницах
твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит
тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.
Поставит тебя Господь Бог народом святым Своим,
как он клялся тебе и отцом твоим, если ты будешь
соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь
ходить путями Его; и увидят все народы земли, что
имя Господа Бога твоего нарицается на тебе, т. е.
Писание исполняется на тебе, и убоятся тебя, если
ты будешь слушаться голоса Господа Бога твоего.
– Спасибо! –
говорят слушатели, а Братец читает дальше:
– И даст тебе
Господь Бог твой изобилие во всех благах, в плоде
чрева твоего и в плоде скота твоего и в плоде
полей твоих на земле, которую Господь клялся
отцам твоим дать тебе. Откроет тебе Господь
добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало
дождь земле твоей во время свое, и чтобы
благословлять все дела рук
твоих; и будешь давать взаймы многим народам, а
сам не будешь брать взаймы; и будешь
господствовать над многими народами, а они над
тобою не будут господствовать. Сделает тебя
Господь Бог твой главою, а не хвостом, и будешь
только на высоте, а не будешь внизу, если будешь
повиноваться заповедям господа Бога твоего,
которыя заповедаю тебе сегодня хранить и
исполнять, и не отступишь от всех слов, которыя
заповедую вам сегодня, ни направо, ни налево,
чтобы пойти вслед иных богов, и служить им».
Если Бог евреям
помогал в те времена за исполнение заповедей Моисея, то и нам поможет. Также
если Господь помогал первым христианам за
исполнение заповедей Христа, то и нам поможет.
– Поможет, –
говорят слушатели.
Затем, переходя к
проклятиям, Братец говорит:
– Теперь другой
оборот: «Если же ты не будешь слушать и исполнять
заповеди Господа Бога твоего, то ты скоро
погибнешь за злыя свои дела, за то, что оставил
Меня».
– Прости!
– «И придут на тебя
все проклятия сии: Проклят ты будешь в городе и
проклят ты будешь на поле. Прокляты будут житницы
твои и кладовыя твои. Проклят будет плод чрева
твоего, и плод земли твоей, плод твоих волов и
плод овец твоих. Проклят ты будешь при входе
твоем и проклят при выходе твоем. Пошлет Господь
на тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком
деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе
не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за
злыя дула твои, за то, что ты оставил Меня. Пошлет
Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит
Он тебя с земли, если ты не будешь слушаться
закона, который заповедую тебе.
«Поразит тебя
Господь чахоткою, горячкою, лихорадкою,
воспалением, засухою, палящим ветром, и они будут
преследовать тебя, доколе не погибнешь». Покайся!
– Грешны!
– И теперь все это
есть, а если бы этого не было, я бы ничего не
сказал.
Далее Моисей
говорит: «Если ты не будешь слушаться гласа
Господа Бога твоего, то небеса твои, которыя над
головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою
железом; вместо дождя Господь даст земле твоей
пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя,
доколе не будешь истреблен».
«Предаст тебя
Господь на поражение врагам твоим; одним путем
выступишь против них, и семью путями побежишь от
них; и будешь разсеян по всем царствам земли»
И, действительно,
евреи разсеяны по всей земле за то, что отвергли
закон Моисея и учение Христа и распяли Его
самого. И они будут находиться в разсеянии до тех
пор, пока не примут учения Иисуса Христа.
«Если ты не будешь
исполнять заповедей Господа Бога твоего, то поразит тебя Господь
проказою египетскою, почуем, коростою и чесоткою,
от которых ты не возможешь исцелиться».
И молитва не поможет
тебе, пока не покаешься.
– Грешны! –
восклицают слушатели, – а Братец поясняет:
– А когда покаешься
и скажешь: «не буду этого делать»…
– Не буду, – говорят
слушатели, – а Братец поясняет еще:
– Тогда
исцелишься от болезней и увидишь успех в своих делах.
Далее говорит
Моисей: «Поразит тебя Господь сумашествием,
слепотою и оцепенением сердца».
Без закона Божия ты
сделаешься злым, сердитым, нервным. Всякое
постороннее слово будет раздражать тебя.
– Прости!
– «И ты будешь
ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит
впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих,
и будут теснить и обижать
тебя всякий день и никто не защитит тебя.
«С женою обручишься
и жить с ней не будешь».
Ныне говорят: «мы
повенчались, закон приняли». Да вовсе нет: только
свадьбу сыграли, а закона то еще не приняли, и
никогда не беседовали о нем, почему и идет
ножевщина.
Далее
говорит Моисей: «Дом построишь – и не будешь жить
в нем; виноградник насадишь – и не будешь
пользоваться им».
Если бы такое
проклятие не сбывалось на людях, я бы ничего не
сказал.
– Прости!
– И потому у вас
ссора, драка и ножевщина. У вас браки совершаются
на любовной связи без Бога, – и вот жена жалит
мужа в пяту, а он поражает ее в голову.
«Вола твоего
заколют в глазах твоих. И не будешь есть его; осла
твоего уведут от тебя и не возвратят тебе; овцы
твои отданы будут врагам твоим, и никто не
защитит тебя».
Все будут обижать тебя. Почему? Потому
что ты не исполняешь закона. Тебе говорят: «ты
такой же пьяница, как и я» и потому тебя
безбоязненно обижают. А если бы ты жил по
заповедям Божиим, тогда люди боялись бы обижать
тебя, говоря: «он по-Божьи живет и за него меня Бог
накажет». Так как Елисея наказал Господь 4-
мальчиков: медведица растерзала их. За продажу
Иосифа Господь наказал братьев его, осудив их на
голод.
Далее Моисей
говорит: «Если не будешь исполнять заповедей
Господа Бога твоего, то сыновья твои и дочери
твои будут отданы другому народу; глаза твои
будут видеть и всякий день истаевать о них, и не
будет силы в руках твоих, чтобы спасти их.
«Плоды земли твоей и
все труды твои будет есть народ, котораго ты не
знал; и ты будешь только притесняем и мучим во все
дни. И сойдешь с ума от того, что
будут видеть глаза твои».
Почему? Потому что
нет веселья в сердце твоем.
«Поразит тебя
Господь злою проказою на коленах и голенях, от
которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы
ноги твоей до самаго темени головы твоей».
От всех болезней
своих ты не исцелишься, пока не покаешься.
– Грешны!
– Далее говорит
Моисей:
«Семян много
вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что поест
их саранча. Виноградники будешь садить и
возделывать, а вина не будешь пить и не соберешь
плодов их, потому что поест их червы».
И это все бывает у
нас. Если бы этого не было, я бы ничего не сказал.
Далее говорит
Моисей: «Если ты не будешь слушаться гласа
Господа Бога твоего и соблюдать заповеди Его, то
маслины будут у тебя во всех пределах твоих, но
елеем не помажешься, потому что осыплется
маслина твоя».
«Сынов и дочерей
родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в
плен».
Хотя ты ныне и не в
плену, но попал в плен пьянства и разврата.
– Прости! Помолись!
– говорят слушатели, – а Братец читает далее:
– «Пришелец,
который среди тебя, будет возвышаться над тобою
выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже. За
то, что ты не хотел слушаться слова Господа».
Покайся!
– Грешны! –
восклицают слушатели, – а Братец поясняет:
– Возьмите в пример
Иосифа: он верил крепко в Бога, и потому, хотя он
был продан в рабы, но Господь поставил его выше
всех, сделав его правителем Египта.
Так и ты, если будешь
крепко верить в слово Бога, то где бы ты ни был,
Господь будет делать тебя выше и выше.
Далее говорит
Моисей: «Если ты, не будешь исполнять заповедей
Господа Бога твоего, то пришелец будет давать
тебе взаймы, а ты не
будешь давать ему взаймы, потому что Господь не
будет давать тебе богатства; пришелец будет
главою, а ты будешь только хвостом».
«И придут не тебя
все проклятия сии и будут преследовать
тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен
за то, что ты не слушал гласа Господа Бога твоего
и не соблюдал заповедей Его и постановлений Его,
которыя Он заповедал тебе».
– Прости!
– «Проклятия сии
будут знамением и указанием на тебе и на семени
твоем во век. За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостию
сердца, при изобилии всего; будешь служить врагу
твоему, котораго пошлет на тебя Господь Бог твой,
в голоде и жажде, и наготе, и во всяком недостатке;
он возложит на шею твою железное ярмо, так что
измучит тебя».
Нужда заставит тебя
жить у врага твоего, потому что некуда тебе
деться. Ты будешь ругать его и служить ему в
голоде и недостатке.
Когда читаешь все
это и сравниваешь с теперешней жизнью, то
точь-в-точь и теперь делается то, о чем Моисей
писал. Проклятия сии написаны и на нашей голове.
Покайся!
– Грешны!
– Далее
читаем: «Пошлет на тебя Господь народ издалека,
от края земли: как орел налетит народ, котораго
языка ты не разумеешь, народ наглый, который не
уважит старца и не пощадит юноши».
Затем Братец
переходит к чтению 58–68 стихов той же 28-ой главы:
– «Если не будешь
стараться исполнять все слова закона сего,
написанныя в книге сей, и не будешь бояться сего
славнаго и страшнаго имени Господа Бога твоего,
то Господь поразит тебя и потомство твое
необычайными язвами, язвами великими и
постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и
наведет на тебя все язвы египетския, которых ты
боялся, и оне прилипнут к тебе».
Все люди знают, что
от одного прикосновения болезнь переходит с
больного на здороваго. Как же ты не веришь, что и
здоровье может переходить от одного на другого?
Если кто крепко верит в слово Божие, ведет
воздержную жизнь и бывает кроток и смирен, то он
сам бывает здоров и другие от прикосновения к
нему тоже делаются здоровыми.
– Спасибо!
– Далее говорит
Моисей: «И всякую болезнь и всякую язву, не
написанную и всякую написанную в книге закона
сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь
истреблен».
Все эти болезни –
писанныя; но бывают у нас еще болезни и не
писанныя, которых медицина не может определить,
говоря: «не знаем, какая у тебя болезнь».
И это слово,
сказанное Моисеем, также сбывается на тебе.
Покайся!
– Грешны!
– Далее говорит
Моисей: «И останется вас немного, тогда как
множеством вы подобны были звездам небесным, ибо
ты не слушал гласа Господа Бога твоего. И разсеят
тебя Господь Бог твой по всем народам, от края
земли до края земли, и будешь там служить иным
богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву
и камням. Но и между этими народами не
успокоишься, и не будет места покоя для ночи
твоей, и Господь даст тебе трепещущее сердце,
истаивание очей и изнывание души».
А раз изнывание, то
близка смерть от самоубийства.
«Жизнь твоя будет
висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и
днем и не будешь уверен в жизни твоей; от трепета
сердца твоего, которым ты будешь объят: и от того,
что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты
скажешь: «о, если бы пришел вечер!», а вечером
скажешь: «о, если бы наступило утро!».
Если день настанет,
то ты говоришь: «скорее бы ночь», а если ночь
настанет, то говоришь: «скорее бы день». Если
поедешь за границу, то говоришь: «как бы скорее
домой», а если приедешь домой, то говоришь: «как
бы опять поехать за границу разсеять скуку свою».
Но без слова Божия нигде не найдешь себе веселья.
«И возвратит тебя
господь в Египет на кораблях тем путем, о котором
я сказал тебе: «ты более не увидишь его».
За что это? За то, что
ты оставил слово Божие.
«И там, т. е. в Египте,
будете продаваться врагам вашим в рабов и в
рабынь, и не будет покупающаго вас».
Раз в тебе ничего
законнаго нет, то тогда скажут о тебе: «на что ты
мне?» и тебя будут бояться хуже язычника. Отец
будет бояться сына, мать – дочери. Почему? Потому
что ты не исполняешь закона Божия. А если будешь
исполнять его, то тебя будут любить и к тебе будет
доверие.
Все эти проклятия
Моисей произнес для того, чтобы привести народ к
покаянию и устроить из него самостоятельное,
справедливое государство.
И я напомнил вам эти
проклятия для того, чтобы и вас привести к
покаянию. Если бы у нас не было тех болезней и тех
несчастий, о которых говорит Моисей, то я ничего
не сказал бы.
Но у нас
все это есть, и нам остается сказать: «помоги нам
Господи, исполнить Твои заповеди, я больше делать
этого не буду».
– Не будем! –
восклицают слушатели, – а Братец говорит:
– Тогда и страдать
такими писанными и неписанными болезнями и
несчастиями ты не будешь. Покайся!
– Грешны!
– Из этого мы видим,
что Моисей больше говорил о земном благополучии
и о земном царстве, чем о небесном. Но если бы
Моисей говорил только о небесном царстве, то
евреи не могли бы верить, потому что в то время
они не верили в царство небесное. Им надоело
мучиться в Египте, как во аде, и они искали выхода
из него, как из ада. И вот почему, когда они
услышали слово Моисея, то избавились от
египетскаго мучения и по вере их устроилось
государство.
Так и мы если будем
верить в слово Господа, то здесь еще, на земле,
избавимся от страданий, болезней и несчастий,
будем благоденствовать на земле и получим
царство на небеси.
– Спасибо! –
говорят слушатели и поют: «Помилуй мя, Боже, по
велицей милости Твоей и по множеству щедрот
Твоих очисти беззаконие мое» и «Множество
содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу
страшнаго дне суднаго: но надеяся на милость,
благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй
мя, Боже, по велицей Твоей милости».
После пения Братец
говорит:
– Для чего все это
написано? Для того, чтобы устроить Царство Божие
на земле и на небе.
В заключение, в 30-ой
главе, Моисей говорит: «Когда придут на тебя все
слова, сии, – благословение и проклятие, –
которыя изложил я тебе, и примешь их к сердцу
своему среди всех народов, в которых разсеет тебя
Господь Бог твой, и обратишься к Господу Богу
твоему и послушаешься гласа Его, как я заповедую
тебе сегодня, ты и сыны твои от всего сердца
твоего и от всей души твоей, – тогда Господь Бог
твой возвратит пленных твоих и умилосердится над
тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между
которыми разсеет тебя Господь Бог твой. Хотя бы
ты был разсеян от края неба до края земли, и
оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда
возьмет тебя».
– Спасибо!
– И оттуда приведет
тебя Господь Бог твой, только бы ты взыскал слово
Божие.
– Помолись, дорогой
Братец!
– Для чего это
написано? Для того, чтобы избавить нас от
проклятий и получить нам благословения.
– Спасибо, дорогой
Братец!
– Далее говорит
Моисей:
«Тогда Господь Бог
твой все проклятия сии обратит на врагов твоих в
ненавидящих тебя, которые гнали тебя, а ты
обратишься и будешь слушать глас Господа Бога
твоего и исполнять все заповеди Его, которыя
заповеду тебе сегодня; с избытком даст тебе
Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в
плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде
земли твоей, если обратишься к Господу Богу
твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею. Ибо
заповедь сия, которуя я заповедую тебе сегодня не
недоступна для тебя и не далека; она не на небе,
чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас
на небо и принес бы ее нам и дал бы нам услышать
ее, и мы исполнили бы ее?». И не за морем она, чтобы
можно было говорить: «кто сходил бы для нас за
море и принес бы ее нам и дал бы нам услышать ее, и
мы исполнили ли бы ее?». Но весьма близко к тебе
слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем,
чтобы исполнять его. Вот, я сегодня предложил
тебе жизнь и добро, смерть и зло».
– Помолись, дорогой
Братец!
– «Во свидетели
пред вами призываю сегодня небо и землю: и жизнь и
смерть предложил я тебе, благословение и
проклятие. Избери, что тебе лучше».
– Благословение! –
восклицают слушатели, – а Братец поясняет:
– Поэтому и ты если
поверишь в слово Божие и станешь жить так, как оно
велит, то скажешь: так жить лучше и легче, и будешь
вечно жить и радоваться.
– Будем радоваться!
– восклицают слушатели и снова, по указанию
Братца поют: «Помилуй мя, Боже по велицей милости
Твоей»… и «Множество содеянных мною лютых
помышляя окаянный… яко Давид вопию ти: помилуй
мя, Боже»…
После пения Братец
говорит:
– Вот я напомнил
вам…
– Спасибо, дорогой
Братец!
– Сегодняшнее
Евангелие и послание апостола Павла к евреям…
– К нам.
– О утверждении
веры в человеках и о том, что написал Моисей для
пользы человека, чтобы он знал, за что
благословение и за что проклятие и что получают
люди от благословения и что получают от
проклятия.
– Теперь многие
говорят: «я этому не верю, да это и не касается
меня: это было сказано древним евреям». Но ты
посмотри: проклятие и на твоей голове, и ты
страдаешь, так же, как и те евреи, которые не
слушались Господа; и теперь, как и тогда, за
неисполнение слова Божия многие погибают,
покушаясь на самоубийств, подобно Иуде? Бог
поругаем не бывает как тогда, так и теперь. Что
сеет человек, то и получает. Покайся!
– Грешны!
– Но те, которые
обращают внимание на закон Божий, знают, что он
имеет и теперь такую же силу благословлять и
проклинать, как и в древнее время и потому имеют
страх Божий и живут согласно закону Божию и
получают награду на земле и на небе согласно
написанному в книге Моисея.
– Спасибо! –
восклицают слушатели, – а Братец поясняет еще:
– Царство небесное
подробно закинутому в море неводу, который, когда
наполнился рыбами, вытащили на берег и хорошия
рыбы собрали в сосуды, а худыя выбросили вон
(Матф. 13, 47 и 48). И они покушаются на самоубийство.
Проклятие на голове таковых. Покайся!
– Грешны!
__________________
– Еще напомню вам
святого мученика Харлампия, празднуемого 10-го
февраля.
Сказав это, Братец
стал читать и пояснять из книги «Жития святых,
изложенныя по руководству Четьих-Миней св.
Димитрия Ростовскаго», за январь, на 200–201 стр.,
следующее:
«Однажды римский
царь Север (193–211 г.) отдал святого Харлампия на
поругание одной вдове. Когда Харлампий входил в
дом сей вдовы, он приклонился к одному стоявшему
там столпу, – и тотчас столп этот стал большим
деревом, покрывающим ветвями своими весь дом
этой женщины. Увидев такое чудо, вдова
устрашилась и сказала: «уйди от меня, Харлампий, я
недостойна принимать такого мужа».
– Истинно! –
говорят слушатели, – а Братец читает далее:
– «Мне кажется, что
ты – или Христос, или ангел, или пророк, или
апостол».
– Истинно! –
говорят слушатели, – а Братец читает далее:
– «Умоляю же тебя,
уйди от меня: я недостойна принять тебя под кров
свой».
Почему? Потому что
такия чудеса делал только Христос, а также
пророки, апостолы и отцы церкви.
– И
Братец дорогой, – говорят слушатели, – а Братец
поясняет:
– Эта вдова
уподобила святого Харлампия Христу, пророкам и
апостолам потому, что он делал те же дела, которыя
делали пророки, Христос и апостолы. А кто делает
злыя дела, того уподобляют диаволу.
Далее читаем: «На
другой день, утром, соседи увидев высокое и
многолиственное дерево, своею тенью покрывавшее
дом вдовицы, говорили друг другу: «что это за
чудо?». – Некоторые на это отвечали: «это от того,
что там святой Харлампий».
«Войдя в дом, соседи
нашли святого сидящим и поучающим вдовицу,
которая уже уверовала; он поучал ее, как Христос
грешницу, говоря: «блаженна ты, что уверовала во
Христа, – блаженна, ибо тебе отпускаются грехи
твои».
– Спасибо! –
говорят слушатели, – а Братец прибавляет:
– И сказал
Харлампий вдове: «не греши больше».
– Не будем, –
говорят слушатели, – а Братец читает далее:
– «И сказал
Харлампию пришедший народ: «что же ты нам не
скажешь, – действительно ли ты есть Христос?» –
Святой отвечал: «Простите мне, чада, – я ваш слуга
и раб Христа, и творю все сие Его именем».
Святые люди никогда
не называли себя Христом и творили чудеса именем
Христа. Поэтому если кто будет называть себя
Христом, то Христос чрез такового никакого чуда
не сотворит. А если кто будет
проповедывать учение Христа, то Христос чрез
такового будет творит чудеса. Об этом
свидетельствует все Писание.
Далее читаем: «Тогда
вдова стала славить святого Харлампия, и многия
уверовали во Христа и крестились».
«На другой день царь
велел привести святого на судилище; уверовавшие
же во Христа, придя к царю ранее, известили его о
сотворенном чуде. Царь Север весьма удивился,
епарх же Крисп сказал ему: «если ты не повелишь
убить мечем сего волхва, скоро все прельстятся
его чудесами. И все уверуют в проповедуемаго им
Христа, и оставив наших богов и нас, все пойдут за
Христом».
–
Пойдем! – восклицают слушатели, – а Братец
читает далее:
– «Тогда царь
осудил святого на усечение мечем. Услышав об
этом, мученик Харлампий радостно воспел псалом
Давидов: «милость и суд буду петь Тебе, Господи».
И доныне
жизнь Харлампия поет о покаянии нам грешным.
– Грешны! –
восклицают слушатели и поют: «Отверзу уста моя».
___________________
После пения Братец
говорит:
– Еще напомню…
– Напомни!
– Святого
митрополита московскаго Алексея, празднуемаго
сегодня. С ангелом вас поздравляю!
– Спасибо, дорогой
Братец! – восклицают слушатели, – а Братец
читает:
«Святый Алексей был
светильником для всех, подавая пример словом,
делом и жизнью, верою и чистотою, духом и любовию.
Слава о святителе Алексее распространилась не
только между верующими христианами, но даже и
среди неверных магометан, кои не знали Христа.
Супруга татарскаго хана Джанибека Тайдула
лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многия
чудеса по молитвам Алексея, Джанибек послал к
великому князю московскому Димитрию Иоанновичу,
с просьбою, чтобы он прислал к нему человека
Божия, дабы он помолившись о его царице Богу, дал
ей прозрение. При сем Джанибек добавил: «если
царица получит исцеление по молитвам того
человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты
не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечем
твою землю». Когда это прошение Джанибека пришло
в Москву, святой Алексей возскорбел, считая сие
делом выше своих сил. Но, по просьбам великаго
князя Димитрия, он все-таки отправился к хану
Джанибеку. Перед своим отшествием из Москвы, он
совершил с духовенством молитвенное пение в
Успенском соборе. Во время сего молебствия свеча
у гроба святого Петра зажглась
сама собою, и все видели сие чудо. Из сего святой
Алексей уразумел, что Господь благоволил ему
возвестить, что путешествие его будет
благополучно. Взяв некоторую часть воска от той
свечи и изготовив из него малую свечу, святитель
вместе с своим клиром стал готовиться в дорогу,
твердо уповая на милость Божию».
«Еще до прибытия
блаженнаго в столицу монголов, царица в сонном
видении узрела святителя Божия Алексея в
архиерейской одежде в сопровождении иереев.
Пробудившись, она тотчас приказала изготовить
драгоценныя облачения для архиерея и
священников по тому
образцу, как она видела в сонном видении. Когда
святой Алексей приближался к столице татар,
Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и
ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное
пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он
взял с собою».
Значит, святой
Алексей, митрополит московский, не возгнушался
молиться в татарском доме с татарами.
«После
продолжительной молитвы митрополит московский
Алексей окопил освященной водой татарскую
царицу Тайдулу, и та тотчас прозрела».
И этим чудом святой
Алексей оградил русский народ от пролития крови.
– Спасибо!
– Для чего это
написано? Для того, чтобы и мы подражали сему
написанному и не гнушались бы никого и молились
бы за всякаго.
Но если мы будем
только молиться, но не будем от молитв
исцеляться, то кто будет верить в наши молитвы? А
если мы будем с верою молиться и народ по вере
будет целиться, то и татары и язычники уверуют во
Христа, и тогда только исправится и прославится
наша святая церковь.
– Спасибо!
Трезвенник.
На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед