Оглавление писем Предыдущее Следующее Святая Трезвость
№ 74. ПРОШЕНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ БРАТЦА ИОАННА
к Министру Внутренних Дел
Его Высокопревосходительству
Господину Министру Внутренних дел.
Основателя неофициального Обще-
ства Трезвости, крестьянина Самар-
ской губернии, Новоузенского уез-
да, Александрово-Гайской волости,
Иоанна Алексеевича Чурикова
Прошение
Имею честь представить при сём Вашему Высокопревос ходительству указ Миссионерского Совета и Своё объяснение с нижепоименованными копиями, из которого Вы можете усмотреть, что в 1911 году, 19-го января, за № 34. Мне было разрешено Его Высокопревосходительством П. А. Столыпиным вести Духовно-Нравственные Беседы по отрезвлению от ПЬЯНСТВА народа в духе Православной Церкви. Но вследствие скандального шума, учинённого миссионером Боголюбовым в 1910 году, 21-го ноября, и о. Иоанном Колесниковым в 1912 году, 10-го июня, Мне, Чурикову, Беседы были временно закрыты, впредь до выяснения дела Гражданским Судом, который не нашел никаких обвинений и постановил дело прекратить.
Но Миссионерский Совет, не желая остаться виновным в своём умышленном обвинении, и в своё оправдание, вручил Мне, Чурикову, духовно-обвинительный указ, в котором постановил отлучить Меня от Святого Причастия. Такое обвинение Я считаю несправедливым и ни на чём не основанным. Для выяснения дела прилагаю указ Миссионерского Совета и Моё объяснение, в котором Вы можете усмотреть чинимые в течение двадцати лет притеснения.
А потому всепокорнейше прошу, Ваше Высокопревосходительство, не найдете ли возможным вновь разрешить Мне вести Духовно-Нравственные Беседы, по примеру Председателя Совета Министров П. А. Столыпина, ввиду двадцатилетней Моей Духовно-Нравственной практики.
Прошу, не откажите Мне беспрепятственно бороться с народным ПЬЯНСТВОМ и другими пороками на пользу Святой Церкви и на пользу своему Государству.
Зал для Бесед помещается на Троицкой улице, дом № 60, при стации Обухово Николаевской ж. д. в пригородном Александровском участке.
При сём прилагаю следующие документы:
1. Моё объяснение в ответ на постановление Миссионерского Совета.
2. Указ Миссионерского Совета.
3. Допрос, произведённый по поручению Митрополита Владимира Епископом Никандром (в шести пунктах).
4. Описание поступка, совершенного во время Духовно-Нравственных Бесед о. Иоанном Колесниковым.
5. И копию с разрешения Моих Духовных Бесед.
Его Высокопревосходительству
Господину Министру Внутренних дел.
Основателя неофициального Обще-
ства Трезвости, крестьянина Самар-
ской губернии, Новоузенского уез-
да, Александрово-Гайской волости,
Иоанна Алексеевича Чурикова
Объяснение
13-го августа 1914 года Петроградское Епархиальное начальство объявило Мне, Чурикову, постановление Миссионерского Совета за № 67, в котором Я обвиняюсь в том, что Я, Чуриков, будто бы пребываю в каком-то сектантском заблуждении и будто бы Я на Своих Беседах изъясняю Святое Писание без всякого руководства Святых отцов и учителей церкви.
А посему Я, Чуриков, нахожусь вынужденным довести до сведения Вашего Высокопревосходительства, что Миссионер-ский Совет возводит на Меня неправду и много приписал клеветы.
Я, Чуриков, на Своих Беседах всегда говорил Слово Божие на основании Святого Евангелия и книг пророков, и оканчивал всякую Беседу чтением жития Святых Отцов Церкви, в чём можете убедиться из книги Моих Бесед за 1910 и 1911 года. В них ясно говорится, что все Мои Беседы заканчивались чтением житий Святых Отцов Церкви. А если и были какие ошибочные заметки со стороны автора Трегубова, то тогда же, по первому Моему заявлению, автор книги делал поправки на следующих страницах той же книги. По поводу этого 27-го апреля 1913 года Петроградским Митрополитом Владимиром поручено было епископу Никандру лично задать Мне вопросы, и в шести пунктах Я дал им ответы за Своею подписью и копию с этого допроса прилагаю к сему объяснению, из которого можете усмотреть, чего духовенство от Меня требует.
Если Миссионерский Совет обвиняет Меня за чтение житий Святых Отцов Церкви, то он так же обвиняет вместе со Мною и Святых Отцов. Как видно из житий Святых, такие же миссионеры обвиняли и Иоанна Златоуста за его влиятельную проповедь. Епископ Арзас по зависти назвал Иоанна Златоуста "слабоумным пустомелей" (творение Иоанна Златоуста, кн. 1-я); а простой народ, убеждённый в его любовь и искреннюю его веру, по слову женщины назвал его Златоустом. И такая народная слава об Иоанне Златоусте сохранилась и до сего дня, а злословие и хула епископа Арзаса погибла. Миссионерский Совет это всё хорошо знает, что только за славу и по зависти к славе Иоанна Златоуста епископ Арзас со своими единомышленниками осудили, по указу того времени, невиновного и послали в заточение, как еретика, и будто бы за вредное влияние на простой народ.
Миссионерский Совет хорошо знает, что такая ненависть и гонение происходит только за то, что Иоанна Златоуста народ любил и слушал его, а епископа Арзаса с его единомышленниками народ не хотел слушать, и от такой ненависти над ним был произведен несправедливый и суровый суд.
Вот от такого гонения и от такого несправедливого суда произошло враждебное отношение к духовенству. Вот таким путём сами священнослужители вызвали негодование со стороны последователей Иоанна, и такое негодование возложили на Иоанна Златоуста, говоря: что будто бы это он возмущает народ против духовенства. И когда это всё такое житие читаешь, то невольно вспоминаешь прошлое и современное и удивляешься, как это всё повторяется, вечная история со священнослужителями и миссионерами, такое недоразумение и такое гонение, какое было во дни пророков, во дни Иисуса Христа и во дни Отцов Церкви. И когда видишь перед Собой такие же поступки, тогда невольно вспоминаешь Слова Евангелия, как говорил Христос: "Пришёл к своим и свои Меня не приняли". И доныне дополняют такую же меру подобные священнослужители, изгоняя многих, и Меня, Чурикова, насильственно гонят из лона Святой Православной Церкви, кричат и пишут: "Ты сектант, уходи вон".
Из всего этого ясно видно, что подобные священнослужители поступают так, как написано: "Отвергли строители камень, который сделался главою угла" (Матфея 21, 42).
Господа Иисуса Христа выгнали кто? — Священники.
Пророков выгнали, кто? — Священники.
Иоанна Златоуста выгнали, кто? — Священники.
И до сего дня подобные строители бракуют и выбрасывают камни, которые должны бы пребывать в здании для пользы храма. Но строители одних бракуют, других осрамят и объявят, как негодных к строению.
Но как не срамили священнослужители и как не хулили, но народ всегда шёл за ревнителями ПРАВДЫ Евангелия, и до сего дня идёт за теми, которые делали пользу Государству и наполняли храм Божиим народом.
Когда это всё узнает Хозяин Всеобщего строения, как злоупотребляют строители-инженеры, и, так сказать, попросту подрядчики, как злоупотребляют полезным материалом, тогда будет стыдно, стыдно на суде и горе таким строителям по слову Апостола: "Они идут путём Каиновым, а не Христовым". (Посл. Иуды 1, 11). И все эти гонения происходят только из-за молитвы и за молитву идёт такая ненависть.
По всей вероятности, Миссионерский Совет может также признать такое Моё объяснение кощунственным, и также скажет, что без руководства Святых отцов церкви Чуриков пишет, и будет опять обвинять Меня, что Я неправильно объясняю Святое Писание. Но Миссионерский Совет должен знать, что Святое Писание написано для того, чтобы оправдать гонимых за Слово Божие и осудить злых за их ненависть.
Всем известно, что правда глаз колет и от того глаз краснеет, а потому необходимо его исцелить Словом Божиим. Вспомним, что когда Товия, намазал желчью глаза отцу своему Товиту, то в то время сказал: "Дерзай отче, хотя и угрызнет, но скоро свет увидишь" (кн. Товита гл. 11, 10).
Так пусть отцы и Владыки не удивляются — всему этому надлежало быть. И в настоящее время некоторые отцы не могут видеть то, что сотворил Господь с погибшим от ПЬЯНСТВА народом, только потому, что им засорили глаза несправедливым доносом в то время, когда прилетали к ним господа миссионеры, как воробьи и засоряли им глаза клеветой!
Ещё повторяю: пусть отцы-миссионеры не удивляются — всему этому надлежало быть. Настало время и ныне совершается по написанному, когда сыновья отцам будут намазывать глаза. Правда и скажут некоторым отцам: "Дерзай, отче, хотя и угрызнет, но скоро свет увидишь", и все узнают, где правда, и где клевета и где ложь.
Ещё господа-миссионеры обвиняют Меня в неправильном толковании Святого Евангелия. На это обвинение Я объясняю: Моё толковани e Святого Писания в сущности не является толкованием, Я просто привожу соответствующие житейские сравнения, и вместо славянского выговора, на русском языке делаю пояснение по Слову Иисуса Христа.
Пусть возьмут господа-миссионеры своя мрежи и яко ученицы Его в море житейское ввержут, а также вместе с ними и простые рыбаки миряне пусть закидывают Слово Иисуса Христа в самое сердце народного моря, и Слово, согретое Любовью, произведёт суд в народе и вызовет покаяние. Но, к сожалению, такого Евангельского суда священнослужители из древних времен боятся, а потому и гонят за Слово Божие, а без Слова Божия некоторые из народа поделались разбойниками.
А потому господа миссионеры пусть на Меня не гневаются и пусть окидывают мрежи своя с кротостью Иисуса Христа, и пусть промоют их Его Любовью, тогда рыба не будет бояться. Но от суровой сети и от ругательной мрежи рыба бежит дальше, а рыбак сердится. Так поступают господа миссионеры: своей ругательной проповедью они спородили сектантство. Это для всех очевидно, что такие суровые и ругательные миссионеры засели на разорение Святой Церкви. Господа-миссионеры своей ругательной проповедью вызывали Меня тоже на ругань, но Господь удерживал Меня, и Я с ними н e ругался, и духовенство никогда Я не хулил, Святые догматы чтил, Святую Церковь почитаю и всё Святое и Святые Тайны признаю целебными для Себя, и такое Моё понятие служит не во вред Святой Церкви, а на пользу.
Господа миссионеры одного только хотят, чтобы Я не говорил и не читал Слово Божие, но скажу на это словами Апостола Павла: "Не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?" (1-е Коринфянам 9, 9).
А если это говорится о нас, то зачем же запрещать? О том же говорит Иоанн Богослов: "Кто приходит к вам в дом и не приносит Учения Иисуса Христа, того не принимайте в дом, такой человек есть обольститель и антихрист" (2-е посл. Иоанна 1, 10, и 1, 7), (1-е посл. Иоанна 4, 3).
А потому, если Апостол назвал антихристом тех, кто приходит в дом и не исповедует Слово Иисуса Христа, то как же назвать тех, которые запрещают читать Слово Евангелия и молиться друг за друга, чтобы нам исцелиться от грязной сети.
Теперь, из всего вышесказанного, является вопрос, кого более надлежит слушать? Тех ли, которые запрещают читать Евангелие или слушать более Апостола Павла, который говорит Тимофею: "У тебя есть священные книги, которые могут умудрить тебя для спасения, для назидания, для обличения. Так поступая, спасёшь себя и слушающих тебя" (2-е Тимофею гл. 3, 15 и 1-е Тимофею 4, 16).
Удивительно, господа миссионеры ратуют не с пороками разврата и пьянства, а борются с теми, которые читают Евангелие и книги Святых Отцов. А, слышавшие простое чтение, люди отрезвились от пагубного зелья и оставили порочную жизнь. И таковых назвали еретиками. И при всём таком оскорблении приходится, как христианину, вспомнить Слова Иисуса Христа, как Он сказал: "...раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Иоанна гл. 15, 20).
Такое гонение было в древности, такое же гонение происходит и в настоящее время. Да и должно быть гонение. А если перестанут быть гонения за Слово Божие, тогда у нас переведутся Святые мученики. Но горе, через кого гонение происходит. Отныне священнослужители должны знать: ведь народ в гонителей верить не будет, тогда с кем же останутся гонители?
Ещё повторяю: гонение даёт откровение к Священному Писанию, а у гонителей отнимает Господь ум, и от безумия своего верят всякой лжи. Но, во утешение гонимых за Слово Божие, сказал Христос: "Ученик должен быть не свыше Своего Учителя, и слуга господина Своего. Довольно для ученика того, чтобы он был, как Учитель Его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, то тем более домашних его?" (Матфея гл. 10, 25); назовут еретиком и обманщиком. Это сказано Господом Иисусом Христом в защиту гонимых учеников. А если мы страдаем за Правду Евангелия и переносим такую незаслуженную хулу за ТРЕЗВОСТЬ, то это Слово Иисуса Христа защищает и нас, проповедующих о Христе.
Вот таким путём только и укрепилась Святая Православная Церковь, в которую Я верю и за неё страдаю и исповедую Святые догматы ея. Но Миссионерский Совет обвиняет Меня несправедливо. Хотя бы и была в чём Моя ошибка, то они, как духовные, могли бы сказать Мне, и Я их послушался бы. Но они Мне разъяснения никакого не делали и ошибки не объясняли, а просто кричали: "Еретик, сектант, изувер". Но еретики и сектанты, как они сами заявляют, высказывают какое-нибудь отрицание по отношению к догматам, или Святым Иконам, или, вообще, какое-нибудь неуважение к Святыне.
Но Я никогда никакой Святыни не порицал и против духовенства никогда ничего не говорил, в этом Меня уличить никто не может; а наоборот, Я всегда поддерживал веру во всё Святое, а также и в духовенство. И такая во Мне вера во всё Святое, и вера народа целила их болезни. Факт остаётся фактом, как заявляют об этом сами же исцелившиеся люди.
Но все такие исцеления Я к Себе не приписываю. Это всё совершилось так, как говорил Апостол ПЁТР, и Я скажу его словами: "Вы думаете, что это мы своею силою сделали, что укрепились хромого колен a ? — Нет, братия, это ради имени Иисуса, Которого мы проповедуем и Которого первосвященники распяли, ради имени Его укрепились колена хромого" (Деяние 3, 12-14).
А потому и Я так скажу: Всё, что сотворил Господь с народом, то сотворил Господь, а не Я. И ради проповеди о Иисусе Христе, за Которого миссионеры гонят, эти люди отрезвились и работать научились и материально обогатились и в целую колонию в ВЫРИЦЕ соединились, на страх господам миссионерам, чтобы они о себе высоко не думали.
Ещё Миссионерский Совет обвиняет Меня в том, что будто бы Я сравниваю Себя с Евангельским Христом. Как не стыдно им возводить такую ложь? С чего это Миссионерский Совет взял и откуда выдумал такое бессмысленное обвинение? Как видно Миссионерский Совет в своём постановлении сделал вывод кощунственный. Это он по своему неразумию сравнивает Меня с Евангельским Христом, но Я никогда этого не говорил и думать об этом не хотел, потому что Я Христу Богу молюсь и у Него прошу милости и Христос Мне не отказывал в молитве, и Я от Него получаю просимое. Миссионеры хорошо знают, как Христос прославлял издревле гонимых, и до сего дня прославляет, а отцы миссионеры сердятся и от ненависти возводят бессмысленную клевету.
Ведь это каждому понятно, что если кто будет выдавать себя за Евангельского Христа, тогда таковой молиться Ему не будет, таковой и просить у Христа ничего не будет, тогда Господь и молитву слышать от такового не будет, и не даст ему просимое, и таковой в болезни исцеления не получит, таковой будет надеяться только на ложь и клевету.
Как видно, Миссионерский Совет, по своему воображению, понимает так, что Господа Бога можно обмануть, как обманывают человека. Но Миссионерский Совет хорошо знает Писание, которое говорит: "Сам себе славы не приимет человек, если не прославит его Господь". А потому отцы миссионеры пусть не сердятся на Меня и не придираются ко Мне. Когда они найдут Христову Любовь, тогда прославит и их Господь.
Ещё Миссионерский Совет обвиняет Меня в том, будто бы Я отрицаю благословляемый церковью брак. Удивляюсь, откуда собрали такую неправду и такою ложью хотят запугать Меня? Но самое дело, которое сделано именем Иисуса Христа, они не видят и не хотят записать, а именно то, что тысячи ТРЕЗВЕННИКОВ приняли брачную, ТРЕЗВУЮ и трудовую жизнь. Об этом они умалчивают, так же, как и о том, что целая колония ТРЕЗВЕННИКОВ в ВЫРИЦЕ собрана из числа погибающих от ПЬЯНСТВА людей, который живут в Трезвой, брачной жизни, имеют брачных детей, крещенных в Святой Церкви.
Как не стыдно отцам миссионерам писать такую ложь!
Сами же священнослужители венчают Братцевых ТРЕЗВЕННИКОВ и крестят их новорожденных, а также крестили посланных Мною иноверцев: лютеран, католиков, магометан, евреев и китайцев, и некоторым из них Я был отцом крестным. Ведь это всё не в углу происходило.
И всех таковых приходские священники в церковную книгу записывали. Но Миссионерский Совет об этом умалчивает, подобно древним первосвященникам, которые обвиняли Иисуса Христа за нарушение субботы, а об исцелении слепорожденного и расслабленного умолчали (Иоанна 9, 16, Иоанна 5, 10 и 17).
Как видно, Миссионерский Совет приискивал себе людей, способных говорить всякую хулу и клевету и ложь о Чурикове, а ТРЕЗВЕННИКОВ, говорящих Правду, изгоняли вон, как вра гов.
Теперь кому же верить?
Миссионерскому Совету, который собрал клевету и ложь и написал целую книгу под заглавием: "ДЕЛО О ЧУРИКОВЕ"?
Или верить тысячам ТРЕЗВЕННИКОВ, которые живут в брачной жизни и имеют брачных детей, крещённых в Святой Церкви?
В Миссионерской деловой бумаге, написанной г. Айвазовым, говорится, что Чуриков отвергает благословляемый церковный брак. А тысячи ТРЕЗВЕННИКОВ, в окрестностях Петрограда и целая колония в ВЫРИЦЕ, живут брачной и трудовой жизнью и с брачными детьми, крещёнными в Святой Церкви, будут свидетельствовать против Миссионерской лжи. Стыдно им заниматься ложью!
Ещё Миссионерский Совет обвиняет в том, что будто бы Я, Чуриков, произносил хулу на Святую Церковь и развращаю православный народ. Такое несправедливое обвинение Я вспоминаю из Евангелия, где написано, что во время оно духовные отцы свидетельствовали ложно на Иисуса Христа и на Апостола Стефана, говоря: "Мы слышали, как он произносил хулу на храм и на закон Моисея и развращает наш израильский народ, и запрещает давать подать кесарю" (Деяние гл. 6, 11-12).
Это была выдумка священников, которые искали, в чём бы обвинить Его. Христос никогда не произносил хулы на храм и на закон Моисея. Таким путём и нас грешных научил не хулить ничего Святого. Христос не отвращал народ от храма, но наполнял храм народом, и нас грешных научил не отвращать, а наполнять храм народом. Согласно Святого Писания, Мною, Чуриковым, была наполнена церковь ТРЕЗВЕННИКАМИ, а отцы миссионеры гонят их из храма и всячески ругают ЧУРИКОВЦЕВ, и Меня ЧУРИКОВА, за ревность к храму.
Я помню Слова Спасителя, как Он говорил: "Не нарушить пришёл Писание, но исполнить". Таким образом и Он нас научил не нарушать, но исполнять Писание и делать доброе, Трезвое дело на пользу Святой Церкви, на пользу Отечеству.
Так если Самого Господа Бога Иисуса Христа бессмертного обвиняли и осудили священники, то Меня грешного и смертного, как не обвинить и не осудить? Ведь отцам миссионерам, пожалуй, могут поверить на суде, хотя бы они написали клевету и ложь, а Мне простому и смертному, разве можно поверить, проповедавшему и сделавшему Евангельскую Правду на пользу Святой Церкви?
Теперь они одно могут сказать по Писанию. "Мужи Израильские, что нам делать с этими людьми? Если оставить этих людей в живых, то они наполнят всю нашу страну назарейскою ересью". А потому, если Апостолов обвиняли законники в назарейской ереси, то Я считаю Себя счастливым в том, что отцы миссионеры объявили Меня еретиком за Слово Евангелия и за наполнение храма Божия ТРЕЗВЫМ народом.
За то, что Я привёл их к тем же священникам в распоряжение для покаяния, и за такое дело Меня обвиняют в еретичестве. И ещё придумали приписать Мне ещё новую вину, будто бы Я, Чуриков, выдаю Себя за Евангельского Христа. Нет, Я не выдавал Себя за Христа и не имею права называть Себя Христом, но они сами, священнослужители, гонят, как Христа, и пишут ложь, как на Христа и гонят из храма, как Христа, и судить хотят несправедливо, как Христа.
Ведь они, отцы духовные, хорошо знают Писание, которое говорит: "Нищего накормил — Христа накормил; больного посетил — Христа посетил".
Ведь нищие и больные за Христа себя не выдают, и только просят во имя Христа. Также и Я за Христа Себя не выдавал и Христом Себя не называл, а только именем Христа сделано ТРЕЗВОЕ Дело и продолжаю Его делать. И за Христово дело отцы миссионеры хотят судить Меня, как ересиарха и еретика. Так чем же Я виноват? Когда они сами, отцы миссионеры, несправедливо обвиняют Меня смертного, как Христа.
Ещё Миссионерский Совет обвиняет Меня в том, будто бы Я, Чуриков, неправильно понимаю спасительное действие Святых Таинств. Я не знаю, правильно ли Я понимаю или неправильно, но Я одно знаю, что Я был болен Сам и исцелился от Святых Тайн; а также и, посланные Мною к священникам, больные исцелились от Святых Тайн и заявляли об этом священнослужителям. Но одни из них радовались, а другие с насмешкою относились к такому чуду и смотрели на них, как на глупеньких, и тем хотели убить в них веру во все СВЯТОЕ. А отец, Иоанн Лабутин, даже выгнал таковых из церкви.
Вот таким путем они сами, отцы духовные, создают враждебное отношение к духовенству, и за это они возлагают вину на Меня. Конечно, Я виноват буду только в том, что Я посылал таковых к священнослужителям, чтобы они приносили дар за исцеление или, как говорится в Писании, за очищение, как прокажённые, "во свидетельство им" (Матфея гл. 8, 4), то есть священникам, как повелел Моисей и Господь наш Иисус Христос, чтобы не нарушать Писание, но исполнить.
И за такое Евангельское исполнение обвиняли отцы духовные издревле и доныне обвиняют. Теперь остается одно сказать: "Отче, прости им, ибо не знают что творят". Но они и к этому слову придерутся и скажут: "Это он Себя за Христа выдаёт".
Ещё Миссионерский Совет обвиняет Меня, будто бы Я одеваю религиозное священническое одеяние. Как не стыдно им говорить и писать такую неправду! Я священническое одеяние никогда не одевал, да и не вправе одевать.
Когда Я занимался торговлей, тогда Я одевался по-немецки, а когда переменил Свою торговую и трактирную жизнь на религиозную, тогда Я оставил немецкую модную одежду и стал одеваться в русскую крестьянскую рубашку и в высокие русские сапоги. И вот двадцать лет прошло, как перестал подражать в одежде немцам. Хотя через таковой русский костюм надо Мною смеялись, как над глупеньким Иванушкой, но Я помнил НОВЫЙ ЗАВЕТ Спасителя, как Он завещал ученикам Своим одеваться в простую одежду и в простую обувь. Да и Апостол подтверждает это, говоря: "Гнушайтесь одеждою блудников" (Посл. Иуда гл. 1, 23) то есть, как Я понимаю, не подражать их моде.
Вот с тех пор Я перестал подражать развратным трактирным кутилам, и с тех пор стал одеваться в русскую рубашку и в русские сапоги. А Миссионерскому Совету в глазах кажется она священнической одеждой.
Как не стыдно Совету придираться ко Мне, и как не грех им сравнивать русскую рубашку и русские сапоги со священническим одеянием? В таком случае Миссионерский совет может обвинить Меня в том, почему Я, Чуриков, не обрит модно, как и господин миссионер Айвазов, ведь миссионеры согласны были бы и на то, чтобы Меня остричь и обрить и усы Мне по-немецки кверху закрутить и насильственно сделать Меня бритым немцем.
В течение двадцатилетней Моей деятельности по ТРЕЗВЕННИЧЕСКОМУ движению чего они со Мной не проделывали, и каких придирок не причиняли. Всего не описать. А напомню только некоторые из Моего прошлого:
Они в 1897 году придирались к Моей железной одежде, то есть к веригам, которую Я носил для обуздания Своего тела. И что же? Тогда миссионеры доложили об этом Митрополиту Палладию, говоря, что Чуриков веригами смущает народ. Тогда владыка Палладий удовлетворил просьбу миссионеров и приказал через полицейскую власть убрать Меня из Петрограда и послал в г. Самару с предписанием Самарскому архиерею Гурию, чтобы держать Меня строго в доме умалишённых.
И архиепископ Гурий, исполняя волю Митрополита Палладия, поручил через полицейскую власть докторам Белякову и Тычинину снять с Меня вериги, и, в угоду архиерею, доктора вериги с Меня сняли. Но Господь не оставил их без наказания: один доктор удавился, другой вином опился, а сын его застрелился. Тогда эти два доктора с насмешкою послали вериги Мои в Духовную Консисторию, где они находятся и до сего дня во свидетельство им. Я со слезами просил возвратить Мне вериги, как Мою собственность, но получил отказ и пришлось в горьких слезах подчиниться архиерейской силе.
Из всего проявленного ими такого деяния Я увидел, что остаюсь беззащитным от земной власти. Тогда Я от скорби сердца вспомнил Слова Спасителя, как Он взывал словами Псалма Давида: "Делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий".
Хотя об одежде Моей и не бросали миссионеры жребия, но она без жребия досталась архиерею Самарскому Гурию, который успокоился от дел своих на лоне Авраама, и понёс вериги к Аврааму. И за такое деяние вечная ему память.
Вскоре, после смерти Палладия, Я писал Митрополиту Антонию о возвращении Моей одежды, которую сняли с Меня в г. Самаре незаконно, и в порыве Моего сердца Я взял в основу текст — слова пророка Иеремия, который говорит о том же: "В Самарии я увидел безумие. Все жители его, как Содом и подобно Гоморре, от пророка до священника все действуют лживо, поддерживают руки прелюбодеев и воров" (Иеремия гл. 23 ст. 12 и 17, гл. 23 ст. 13-14).
Эти слова Я понимаю так: грехи ворам и прелюбодеям прощали тогда и доныне прощают, как имеющие власть. А борющихся с пороками и ПЬЯНСТВОМ одежду сдирают, то есть вериги. В те времена об этом говорил пророк Иеремия, и Мне в скорби пришлось написать Владыке Антонию такими же словами пророка: "Вы сокрушили с Меня ярмо деревянное, а на вас наложит Господь ярмо железное". И помер уважаемый пророк Анания в том же году, в седьмой месяц" (Иеремия гл. 28 ст. 12 и гл. 23 ст. 14).
Так чем же Я тут виноват, когда вышло такое совпадение: после снятия вериг смерть постигла и Владыку Палладия в седьмой месяц.
Разница только будет в том, что тогда сокрушили с Иеремии ярмо деревянное, а ныне содрали вериги железные. И всё это сделано по незнанию, а вышло по Писанию, как сказано: "Ни одна йота и ни одна черта не пройдет из Закона, но всё исполнится; но горе через кого гонение происходит!" И такое несправедливое гонение народ видит и слышит, и оттого возмущается и ропщет на духовенство.
А посему и Я заявляю: если бы Я сделал какую ошибку, то пусть докажут Мне в этом, что это не хорошо и вредно для народа, для Государства и для церкви.
Тогда бы Я послушался их. Но они, отцы миссионеры, ставят Мне в вину то, чего Я и не делал, то есть против брака Я не проповедовал, но, наоборот, Я соединял разбитую брачную жизнь и, во свидетельство им, наполнял храм Божий народом и предоставлял этот народ в распоряжение священнослужителям. А господа миссионеры таковых всячески в храме ругали, называя их сектантами и еретиками, и таким путём вызывали негодование против самих себя и духовенства.
Но Я против духовенства никогда ничего не говорил и никогда духовенство не порицал. Я даже на Своих Беседах не читал из Святого Евангелия те места, где говорится: "Наёмник не пастырь, который не радеет об овцах", для того, чтобы не возбудить в народе какое-нибудь негодование к духовенству. И такая Моя ревность к Святой Церкви была не на словах только, но с очевидностью, и для всех, и на делах, то есть Я Святую Церковь наполнял народом, Святых Отцов почитал, Святые иконы уважал. Святые догматы, как мирянин, соблюдал и до сего дня соблюдаю, и всё Святое чтил и до сего дня почитаю и во всё Святое Я верю, и по Своей вере получаю просимое от Бога. А отцы миссионеры слышат об этом от многих, раздражаются и сердятся на Меня.
А потому Я смело скажу словами Апостола Иакова: "Ты покажи веру, без дел твоих, а Я покажу веру Мою из дел Моих", то есть все таковые бывшие ПЬЯНИЦЫ сделались прихожанами Святой Церкви, которых господа миссионеры называют сектантами, еретиками и хлыстами.
И такою ругательною проповедью миссионеры сердят Моих ТРЕЗВЕННИКОВ и неоднократно вызывали шум в храме, а потом, в своё оправдание, сделали донос по начальству о неблагонадежности ЧУРИКОВЦЕВ: И такою ругательной проповедью миссионеры хотят укрепить православную веру. Тут всем будет понятно по слову Апостола Иакова: "как тело без духа мертво, так и проповедь миссионеров, ругательная, сама по себе мертва". А потому ещё повторяю словами Апостола: "Ты покажи веру твою без добрых дел твоих, а Я покажу веру Мою из дел Моих", потому что они в Боге содеяны. Ведь тот народ, который миссионеры ругают в храме, исцелился через веру в Господа Иисуса Христа, а миссионеры бесславят и раздражают его. О таковых подобных ругателях говорит Апостол: "Ты веруешь в Бога, хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут перед Богом, да добрых дел не имеют и делающим, делать доброе ТРЕЗВОЕ дело на пользу Святой Церкви препятствует" (Иаков 2, 19).
Если господа миссионеры написали такой несправедливый донос, назвав его: "ДЕЛО О ЧУРИКОВЕ", то Я вынужденным нахожу, в Своё оправдание, описать только то, что сотворил через Меня, грешного, Господь, и как чинили Мне неприятности за распространение ТРЕЗВОГО дела и как наконец, Миссионерский Совет отлучил Меня от Святого Причащения.
Со Своей стороны Я считаю это осуждение несправедливым и чрезвычайно суровым. Если так судить по церковным правилам, то должно отлучить не Меня, проводившего в народе ТРЕЗВУЮ идею, а тех, о которых говорит церковное правило: "Кто имеет корчемницу (то есть трактир и развратное весёлое заведение), тот да отлучён будет от церкви" (9-е правило 6-го Вселенского Собора, Иисуса Сирахова гл. 26, 27).
Как видно, отцы миссионеры перелезают инде в законе: корчемника ни единого не отлучили, а отлучили того, кто двадцать лет борется с корчемниками. Ещё говорит церковное правило: "кто будет ходить на театральные зрелища и плясания, тот да будет отлучён от церкви" (51-е правило 6-го Вселенского Собора).
И ещё говорит правило: "Кто купит лекарство у еврея — клирик или мирянин, — да будет отлучён от церкви" (1 1-е правило 6-го Вселенского Собора), (Иеремия гл. 46, 11).
Как видно по уставу церковных правил, должно бы многих отлучить от церкви: ведь все таковые в Христа не верят и по неверию своему идут к корчемнику пьянствовать, а потом к еврею — покупать лекарство.
Вот таким путем узнавались в первые века христианства, кто суть верующий и неверующий во Христа, клирики и миряне. Это каждому понятно, верующему не нужно лекарство, потому что он по своей вере от Святых Тайн исцеляется и тем прославляет Христа Бога.
И вот таковых-то отцы миссионеры отлучают от Святого Причастия и называют их сектантами.
Стыдно им!
Они подражают древнему синедриону: вместо того, чтобы простить страдавшего за ПРАВДУ Евангелия и за ТРЕЗВУЮ ИДЕЮ, они прощают корчемников и дают свободу Варавве (Иоанна гл. 18, 40).
Но Я для Святой Церкви работал двадцать лет и наполнял храм Божий ТРЕЗВЫМ НАРОДОМ и до сего дня наполняю. И за всё это отцы миссионеры отлучили Меня от Святых Тайн. Такая епитемия применяется только к хулителям Святой Церкви. Но Я никогда Святой Церкви не хулил и Святых догматов не порицал. По Слову Апостола Павла, Я был добровольным рабом по Евангелию, исполнял вверенное Мне служение для Святой Церкви, не принужденно, но доброохотно; и, во свидетельство этого, безвозмездно работал 20 лет, только ради человеколюбия к погибшему от ПЬЯНСТВА народу, и такая Моя работа во Христе достигли ТРЕЗВОЙ цели.
И до сего дня Я думал, что найдутся добрые, умные духовные люди, которые порадуются вместе со Мною такому многочисленному ТРЕЗВЕННИЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ, но за всё это Я был всё время гоним и по наущению отцов миссионеров неоднократно Меня сажали в тюрьму без всякого суда и следствия, только по одному миссионерскому заявлению.
Да, и в настоящее время лишили Меня Святого Причастия незаконно, только за то, что Я поступил согласно Евангелия, как говорит Христос: "Если согрешит брат твой, то пойди и уговори его, и если послушает тебя, то приобрёл ты брата своего" (Матфея 18, 15).
И несколько тысяч братьев послушались, оставили грех ПЬЯНСТВА, и таковые представлены Мною в распоряжение священнослужителей церкви согласно Евангелия. Я желал помочь им в их миссионерских трудах и заслужить от них одобрение, а вышло наоборот: проклятие и отлучение. И спасибо им за это!
Но Я должен идти по написанному, как говорит Апостол: "Братия, если кто обратит грешника с ложного пути, то есть ПЬЯНОГО, тот пусть знает: он спас его душу от смерти и много покроется ему грехов" (посл. Иакова 5, ст. 20).
На основании такого Апостольского послания Я и пошёл спасать пьяные души, находившиеся близко к смерти, ради того, чтобы и Самому получить прощение грехов.
Ради Апостольского изречения пусть простят Мне отцы миссионеры такую вину и снимут с Меня такую незаслуженную кару, ради приобретённых мною для церкви погибших от пьянства братьев.
Миссионерский Совет хорошо знает Святое Писание, которое говорит: "Если бы какой ветренник стал проповедовать против вина и секиры, то бы он был угодным Богу человеком" (Михея гл. 2, 11). И если мы имеем Книгу Закона, то и должны следовать согласно Святого Писания, а не перелезать инде.
О том же Апостол Павел говорит: "Если кто будет обвинять избранных Моих, то Бог оправдывает их" (Римлянам 8, 33).
Из этих слов видно, как Господь оправдывал в древности нелицемерных работников и доныне оправдывает Святым Писанием. И свидетельствуют тысячи вышеупомянутые ТРЕЗВЕННИКИ о том, как они пропавшие нашлись и, как они, духовно мёртвые, ожили от ПЬЯНСТВА. А миссионеры от ненависти не верят Святому Писанию и отрезвлённому народу и всё время кричат: "Не должно Чурикову без благословения Владыки это делать".
Да, Я сознаю Свою вину в том, что Я без благословения епископского читал Слово Божие погибающему народу. Но Я много раз обращался к земным Владыкам за благословением, но они Мне его не давали, да, кроме того в тюрьмы сажали без суда. При виде такого сурового поступка по отношению ко Мне, Я не мог дождаться, когда Меня земные Владыки благословят.
Тогда Я обратился к Небесному Владыке и просил Его помочь Мне вытаскивать погибающих из кабака к церкви, вспоминая слова Давида: "Господи! Духом Владычественным укрепи и утверди мя и я научу беззаконных путям Твоим и нечестивые к Тебе обратятся" (Псалом 50, 14-15).
И, как видите, такое деяние не в углу происходило, несколько тысяч беззаконных пьяниц обратились из трактирной жизни в лоно Православной Церкви.
И все эти ТРЕЗВЕННИКИ немного просят от пастырей церкви: только пусть они не клянут их за ТРЕЗВОСТЬ; и пусть порадуются с ними пастыри церкви в том, что они были пропавшие овцы в пьянстве, а ныне, по милости Божией, нашлись, как блудные сыны. И тогда овцы будут жить с пастырями в дружбе неразрывной.
А также пусть господа миссионеры не клянут и Меня за ТРЕЗВУЮ идею, пусть благословят Меня продолжать ТРЕЗВОЕ ДЕЛО, чтобы Я мог беспрепятственно уговаривать от ПЬЯНСТВА людей СЛОВОМ БОЖИИМ. Это необходимый для них источник жизни, а без Слова Божия ТРЕЗВОСТЬ это то же, как рыба без воды не может долго жить, так и без Слова Божия люди не могут удержаться от ПЬЯНСТВА и на веки остаются дикарями и ложатся тяжёлым бременем для Государства.
А потому Я, на основании Своего долговременного опыта в деле ОТРЕЗВЛЕНИЯ народа, заявляю: — Дайте возможность мирянам свободно пользоваться Священным Писанием, потому что только таким путём и может укрепиться Святая Церковь и Государство!
На основании Святого Писания и всего вышеизложенного Я смело могу сказать:
КТО идет против Свободы говорить о Слове Божием, тот идёт против Святой Церкви и против Государства.
В заключение всего написанного здесь могу сказать, что Я состою истинным православным христианином и верным Сыном Святой Православной Церкви и желаю воспользоваться Высочайшею милостью, законом 17-го апреля 1905 года и 17-го октября 1906 года, не для бегства из Святой Церкви, но для того, чтобы Свободно читать Евангелие на пользу Святой Церкви и на пользу погибающему от ПЬЯНСТВА народу.
И если у нас в Православной Церкви не будет права Свободно говорить о Слове Божием простому мирянину, то поверьте, тогда у нас останутся одни инвалиды, неспособные защищать православие, потому что храбрые воины во Христе все уйдут в сектантство. И Мне ревнителю Слова Божия, туда же дорогу миссионеры указывают. Со скорбью и болью смотрю на это дело.
Братец Иоанн А. Чуриков
9-го февраля 1915 года
Местожительство Моё: Станция Обухово, Николаевская железная дорога. Троицкая улица, дом № 60.