На главную страницу      Предыдущая беседа     Следующая беседа     Оглавление бесед

БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА 

1-го Апреля 1912 года. 

НЕДЕЛЯ О ФОМЕ. 

 Когда в воскресенье, 1 апреля, Братец Иоанн, приветствуемый словами: «здравствуй, дорогой Братец!», остановился у икон, то слушатели пропели два раза: «Христос воскресе из мертвых».

Затем Братец всходит на кафедру и слушатели вновь восклицают: «здравствуй, дорогой Братец!» и поют: «Христос воскресе из мертвых».

Потом Братец восклицает:

– Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и снова поют: «Христос воскресе из мертвых».

После пения Братец говорит:

– Сегодняшнее Евангелие (от Иоанна гл. 20, ст. 19–31): «В первый день недели вечером, когда дверь дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус и стал посреди и говорит им: мир вам!».

– Спасибо! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет:

– И доныне ревнителям Евангелия Христос устраивает мир, как семейный, так и общественный.

Сие написано для того, чтобы мы уверовали, что Иисус, есть Христос, устрояющий мир, и верующий в Евангелие будет иметь жизнь вечную.

– Спасибо!

– Из этого мы видим, что ученики Иисуса, собравшись, заперли дверь, с одной стороны, из опасения иудеев, а, с другой стороны, для того, чтобы исполнить заповедь Христа, который сказал: «когда молишься, войди в комнату, затвори дверь и помолись Отцу твоему в тайне», чтобы никто не мешал тебе молиться и беседовать о Христе.

И все запели: «Христос воскресе из мертвых (два раза).

После пения Братец говорит:

– «Сказавши это, Иисус показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа».

Если мы будем требовать, чтобы и теперь Господь явился так, как явился Он ученикам Своим, и показал бы Свои руки и ноги, как тогда, то такое требование будет неразумно. Но если мы будем вникать в Его учение и беседовать о Нем, то как тогда, так и теперь Он может являться в наших делах и во исцелениях.

Далее читаем: «Иисус сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго».

Поэтому в другом месте Христос и говорит: «слова, которыя говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанн. 6, 63). А где жизнь христианская, там исцеления человеков, а где исцеления, там прощение грехов.

Поэтому далее и говорит Христос: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Почему? Потому что простить, что исцелить – это все равно.

А раз остались грехи, то остались и болезни, и несчастия, и погибель. А как в те времена погибали люди, так и в настоящее время гибнут. Покайся!

– Грешны!

– Далее читаем: «Фома же, один из двенадцати, Называемый близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: а мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Когда ученики Иисуса говорили Фоме о Христе, то этим возбудили в нем веру, и он заплакал и сказал: «все десять братьев моих видели Господа, а я не видел». И ради веры и слез его явился и ему Господь, о чем и читаем далее:

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам!».

– Спасибо! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее:

– Потом говорит Иисус Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!».

И этого мы видим, что когда ученики Иисуса говорили о Христе, то возбудили в Фоме веру и потом он и сказал: «Господь мой и Бог мой!».

Так если и мы говорим о Христе, то тем возбуждаем в слушателях веру во Христа, а чрез веру люди несомненно могут получать исцеления и от нужды избавление. Тогда ты скажешь от радости, как Фома: «Господь мой и Бог мой исцелил меня и от бед избавил меня».

– Спасибо! – восклицают слушатели и поют два раза: «Христос воскресе из мертвых».

После пения Братец говорит:

– Так сказал Иисус Христос и доныне говорит: «ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

Значит, более блаженны те, которые не видят, а только читают или слушают о Христе и веруют в слово Его.

В заключение Иоанн Богослов говорит: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь вечную».

Те, которые веруют в слово Иисуса Христа, имеют жизнь вечную и на земле и на небе.

– Спасибо!

Все люди разных вероисповеданий, больные, сухие, хромые, слепые, ищут жизни вечной и ожидают движения воды, и кто первый опустится в воду Христоваго учения, тот выздоравливает от всякаго порока и входит в жизнь вечную.

Для того это и написано, чтобы исцелить нас и даровать нам жизнь вечную. Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют два раза: «Христос воскресе из мертвых», «Воскресения день, просветимся, людие», «Христос воскресе из мертвых», «Воскресения день, просветимся, людие».

После пения Братец говорит:

– Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и вновь поют: «Христос воскресе из мертвых».

 

_________________

 

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Деяния апостолов.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять из Деяний апостолов 5-ую главу:

«Некоторый муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены проданнаго, а некоторую часть принес и положил к ногам апостолов».

В то время был голод, поэтому собирали на голодающих. Ревнители учения Христа продавали имущество свое и цену проданного приносили апостолам на голодающих. Но один муж Анания и жена его Сапфира из проданнаго имения утаили часть себе, а часть принесли апостолам.

Тогда Петр сказал: «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?».

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Чем ты владел, не твое ли было? И приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?».

Так как у апостолов и первых христиан все было общее, то апостол Петр и сказал Ананию: «не в твоей ли власти проданное тобою?». Но у Анания не было веры в общую жизнь и он боялся, что если отдаст все на общую жизнь, то он останется бедным. Кроме того, у него, была еще и привычка лгать, а потому он и солгал и утаил из своего имения.

Из этого чтения мы также видим, что как во дни Авраама был голод, но Авраам веровал в Бога и не голодал; как потом, по прошествии 1900 лет, во дни апостолов был голод, но апостолы не голодали, – так и в настоящее время, по прошествии 1900 лет от рождества Христова, мы переживаем такой же голод и через голод такие же расколы, как и тогда, но верующие в слово Божие как тогда не голодали, так и теперь не будут нуждаться в хлебе.

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Тогда апостол Петр и сказал Ананию: ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен».

Так и теперь все лгуны бездыханны, потому что им никто не верит и они ни в чем не имеют успеха и потому, покушаются  на самоубийство. И как Анания пал бездыханен, так и теперь многие лжецы гибнут. Покайся!

– Грешны! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «И великий страх объял всех слышавших это. И вставши юноши приготовили его к погребению и вынесши похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искушать Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух; и юноши вошедши нашли ее мертвою и вынесши похоронили подле мужа ея».

Ананий и Сапфира были наказаны Богом за то, что солгали. Если бы они открыто сказали, что оставили себе часть проданнаго, то никто не стал бы отнимать у них их имения и они не умерли бы. Но они хотели похвастаться своею добротою и солгали, чтоб другие подумали, что они все отдали, и хвалили бы их.

Но если в то время около апостолов были лгуны Ананий и Сапфира и умерли внезапно позорною смертию, то посмотрите, сколько и ныне таковых лгунов подобно тем лгунам умирают. Покайся!

– Грешны!

– Для чего это написано? Для того, чтобы Господь пришел и к нам чрез закрытую дверь нашего сердца и научил  бы нас говорить правду.

Но теперь мы видим, что многие только почитают святыню, а ненавидят правду. Святыня же только для того и нужна, чтобы пробудить в тебе правду Божию. Поэтому если ты не любишь правды Божией, а почитаешь святыню и кланяешься ей, то ты тем хулишь святыню. Ананий и Сапфира почитали апостолов, но не любили говорить и делать правду и погибали.

Для чего это написано? Для того, чтобы показать нам, что если мы почитаем святыню, то должны любить и правду Божию. А когда мы будем любить правду Божию, тогда и святыня поможет нам.

Далее читаем: «И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это».

Погибель Анания и Сапфиры вызвала страх и укрепила веру у верующих, как и погибель Иуды укрепила веру у апостолов.

И таким образом исполнились слова Писания: «погибель нечестивых – спасение Израилю», т. е. через погибель одних происходит укрепление веры в других. И укрепившиеся в вере в Бога скажут: «Христос Воскрес!».

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее:

– «Руками же апостолов совершались в народе многия знамения и чудеса, и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом; из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящаго Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

Ананий и Сапфира были члены первой христианской общины, и вдруг начали лгать, и за ложь скоропостижно умерли. А другие принимали учение Христа, переставали лгать и исцелялись.

Для чего это написано? Для того, чтобы мы знали, за что посылается скоропостижная смерть и за что подается исцеление и тем привести в покаяние лгунов.

«Но первосвященник и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти и сказали: «за что это ученикам Иисуса такая часть?» и наложили руки свои на апостолов и заключили их в народную темницу за то, что они исцеляли людей именем Иисуса Христа. Но  ангел Господень ночью отворил двери темницы и выведши их, сказал: идите и, ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни».

Тогда было трудно проповедывать учение Иисуса Христа, потому что оно было еще, как новшество, а с того времени в течение 1900 лет слово Божие читается и в храмах и по домам, потому что оно признано полезным.

Далее читаем: «Апостолы, выйдя из темницы, вошли в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, пришедши созвали синедион и всех старейшин из сынов израилевых, и послали в темницу привести апостолов. Но служители пришедши не нашли их в темнице и возвратившись донесли, говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими пред дверями: но отворивши не нашли в ней никого».

Темница как была заперта, так и осталась запертой.

Далее читаем: «когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, чтобы это значило. Пришел же некто и донес им, говоря: вот мужи, которых вы заключили в темницу, стоят во храме и учат народ. Тогда начальник стражи пошел сослужителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями; приведши же их, поставили в синедрионе, и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим».

Первосвященники сказали апостолам: «мы вам запретили крепко-накрепко говорить о Христе, а вы не повинуетесь нам».

«Петр же и апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».

Из этого чтения мы видим, что мы должны повиноваться только в том, чтобы не хулить какой-либо святыни, каких-либо догматов и каких-либо религий, а проповедывать о Христе для исцеления народов, по примеру апостолов, это наш христианский долг, потому что слово Иисуса Христа дает жизнь человекам.

Далее апостолы говорят первосвященникам: «Бог отцов наших воскресил Иисуса, котораго вы умертвили, повесивши на древе; Его воскресил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов».

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели, – а Братец говорит:

– Для чего это написано? Для того, чтобы мы прочитали это и к жизни человеческой применяли. Тогда мы вспомним, как Христос жил, проповедовал, целил, страдал, умер и воскрес, и тогда у нас явится страх и желание каяться в своих грехах.

Далее говорят апостолы: «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Котораго Бог дал повинующимся Ему. Слыша это, первосвященники разрывались от гнева и умышляли умертвить их».

Но чем более первосвященники гневались на апостолов и чем более гнали их, тем более распространялось учение Иисуса Христа.

Далее читаем: «Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывесть апостолов на короткое время, а им сказал: мужи израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать: ибо незадолго пред сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великаго, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, разсеялись и исчезли».

Февда проповедывал не слова Моисея, не слова пророков, а сеял смуту в народе и за это был убит этим же народом.

И в настоящее время сколько погибло и погибает таких бунтовщиков!

Для чего это написано? Для того, чтобы мы проповедывали мирное учение Иисуса Христа, а не свое буйное. Учение Иисуса Христа вразумляет и умиротворяет, а учение человеческое язвит и раздражает, и проповедующие его делаются бездыханными.

«После Февды явился подобный ему Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но и он погиб, и все, которые слушались его, разсыпались».

Апостолы проповедывали мирное учение Иисуса Христа, а Февда и Иуда Галилеянин проповедывали свои бурныя, зажигательныя речи, и потому народ огневался на них и побил их камнями.

Для чего это написано? Для того, чтобы мы не занимались ничем дурным и не проповедывали бы ничего дурного, а проповедывали бы словом и делом одно только учение Христа, и тогда мы не погибнем, но получим жизнь вечную.

– Спасибо!

– Поэтому законоучитель Гамалиил и сказал членам синедриона: «ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрешить его; берегитесь, чтобы вам не отказаться и богопротивниками».

Для чего это написано? Для того, чтобы и нам не оказаться противниками тех, которые проповедуют слово Божие, и не погибнуть, как погибли Февда и Иуда Галилеянин, которые проповедывали свою мудрость, а оставили мудрость Божию и погибли.

Подобно тому как при Моисее сыновья Аарона зажгли огонь чуждый        и за это погибли, так и Февда и Иуда Галилеянин зажгли огонь чуждый, т. е. учение, чуждое пророкам и Христу, и погибли.

Так и в настоящее время кто зажигает огонь чуждый, т. е. учение, чуждое пророкам и Христу, тот также погибает.

Зажигай огонь небесный, т. е. учение небесное, и ты будешь вечно жить на земле и на небе и от хорошей, спокойной жизни скажешь: «Христос воскрес!».

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют два раза: «Христос воскресе из мертвых», «На божественней стражи Богоглаголивый Аввакум да станет с нами», «Христос воскресе из мертвых», снова: «На божественней стражи», «Христос воскресе из мертвых», «Светися, светися, новый Иерусалиме, слаба бо Господня на тебе возсия», и два раза: «Христос воскресе из мертвых».

После пения Братец говорит:

– Светися, светися, ныне духовный Иерусалим, на тебе возсияла слава Господня во исцелениях.

– Спасибо, дорогой Братец! – говорят слушатели и поют два раза: «Христос воскресе из мертвых» и «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех».

После пения Братец говорит:

– Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех» и «Христос воскресе из мертвых».

 

___________________

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Святого преподобнаго Иоанна Лествичника, празднуемаго 30-го марта, который молитвою своею избавил от смерти своего ученика Моисея.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго», за март, на 600-ой стран., следующее:

«Однажды преподобный Иоанн велел своему ученику Моисею с одного места наносить земли для удобрения гряд под овощи. Моисей исполнил приказанное. В полдень же, когда настала сильная жара, Моисей утомившись, лег отдохнуть под один огромный камень и заснул. В то же время преподобный Иоанн находился в своей келии, – и вот на него нападает легкая  дремота: во сне он видит некоего благолепнаго мужа, который с упреком сказал Иоанну: «вот ты, Иоанн, спокойно спишь здесь, а между тем Моисей находится в опасности». Преподобный тотчас встал и начал усердно молиться за своего ученика. Когда затем настал вечер и ученик возвратился к своей работе, то Иоанн спросил его: «не случилось ли с тобой чего-либо неблагоприятнаго или неожиданнаго?». Тот ответил: «когда я в полдень спал под одним большим камнем, то он внезапно упал и задавил бы меня, если бы я не отбежал поспешно от того места, так как в это самое мгновение мне представилось, что ты, отче, зовешь меня». Смиренномудрый Иоанн прославил Бога за это чудесное спасение ученика от смерти, но о видении своем ничего не сказал Моисею».

По смирению своему не сказал.

Частень и с нами бывает подобное. Вот упала с крыши шестиэтажнаго дома льдина и пролетела мимо твоей головы. Ты думаешь, что ты случайно спасся от смерти, а на самом деле Господь спас тебя от беды или за твою милостыню или по молитве кого-либо из твоих родственников или друзей твоих.

– По молитве дорогого Братца, – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Это не случайность: все верующие в слово Божие и в молитвы были спасаемы Господом и до конца века будут спасаться Им.

Для чего это написано? Для того, чтобы мы знали, как мы спасаемся от внезапной смерти и не приписывали случайности своего спасения от нея.

___________________

 

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Святого Ионы митрополита, празднуемаго 31 марта.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять из той же книги «Жития святых», на 621–622 стр., следующее:

«Святый Иона сподобился получить от Бога дар чудотворения: исцелять недуги и предсказывать будущее. Так, молитвою своею, он воздвиг от одра болезни дочь великаго князя, бывшую при смерти. Видя это чудо, один неверный, по наущению диавольскому, стал говорить святому, что великая княжна исцелились от болезни не по молитве святого Ионы, а что болезнь прошла сама по себе».

– Нет, по молитвам дорогого Братца, – говорят слушатели, – а Братец поправляет:

– Подождите, мы говорим не о Братце, а о святом митрополите Ионе.

Далее читаем: «Тогда блаженный Иона, призвав человека того, поучал его не хулить благодати Святого Духа и говорил ему: «сын мой! не сомневайся ни в чем, ибо невозможное человекам возможно Богу (Лук. 18, 27); Бог даровал жизнь отроковице по вере ея родителей». Но тот не поверил святому и начал произносить еще более хульныя слова. Тогда святый Иона сказал ему: «пусть свяжется язык твой».

– О, Господи! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее:

– «Пусть заградятся хульныя уста твои: вместо той девицы, бывшей при смерти, умрешь ты!». И тотчас богохульник упал на землю безгласным: отнялся язык его, и он упал мертвым за то, что осмелился хулить дар Святого Духа».

Христос сказал, что хула на Сына Человеческаго простится, а хула на Духа Святого не простится (Матф. 12, 31, 32). Если бы и этот неверующий хулил Иону, как человека, то такая хула простилась бы ему, но   он хулил Духа Святого, который исцелил эту девицу; поэтому и заградились его уста и он испустил дух свой.

Подобно тому и ныне за хулу на Духа Святого посылается внезапная смерть.

Для чего это написано? Для того, чтобы и с нами не случилась такая же бытия, чтобы и мы не хулили Духа Святого, говоря, что болезни и несчастия происходят случайно. Нет, не случайно, а за наши грехи, пороки и преступления. И если мы не избавимся от них, то и мы погибнем так же, как погиб этот хулитель Святого Духа и лжецы Ананий и Сапфира, которые солгали Святому Духу. Покайся!

– Грешны!

 

Трезвенник.

 

 На главную страницу     Предыдущая беседа    Следующая беседа    Оглавление бесед