На главную страницу      Предыдущая беседа     Следующая беседа     Оглавление бесед

БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА 

25го марта 1912 года. 

ПАСХА ХРИСТОВА. 

В Пасхальное воскресенье, 25 марта, близь дома, в котором Братец ведет свои беседы (на Петровском проспекте, № 1), послушать его беседу собралось более 2000 человек, и потому многие из них не могли поместиться в зале и слушали беседу через окна, стоя на дворе.

Когда Братец, приветствуемый громким восклицанием: «здравствуй, дорогой Братец», подошел к иконам, то все, по его почину, пропели два раза: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть, поправ и сущим во гробе живот даровав». Слушатели почему-то пели не совсем стройно. Поэтому, когда после этого Братец взошел на кафедру, и все слушатели вновь громко воскликнули: «здравствуй, дорогой Братец!», то Братец сказал:

– Вы пели нестройно, потому что не вслушивались в мотив песнопения. Прошу вслушаться. Так нельзя петь. Если за нестройное пение светской пенсии взыскивается, то тем более за нестройное пение божественной песни. Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – воскликнули слушатели и запели вновь: «Христос воскресе из мертвых».

На этот раз пение было стройное, и Братец сказал:

– Ну, как лучше – первый или последний раз?

– Последний, – говорят слушатели.

– Вот, если будете вслушиваться, то у вас всегда будет стройное пение. Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают опять слушатели и поют еще два раза: «Христос воскресе из мертвых».

После пения Братец опять говорит:

– Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют вновь: «Христос воскресе из мертвых».

Затем Братец говорит:

– Сегодняшнее Евангелие (от Иоанна, гл. 1-я, ст. 1–17): Так говорит Иоанн Богослов: «В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».

Слово Божие иудеи только читали каждую субботу, но к жизни человеческой не применяли и потому слов пророков не понимали. А когда пришел Христос, то Он слова пророков Собою оживил, и верующих грешников, мытарей и пьяниц от мертвых пороков воскресил. И до скончания века Христос обещался воскрешать человеков. Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели, – а Братец говорит:

– И до скончания века Христос будет воскрешать мертвых человеков как духовно, так и телесно. Все мы ожидаем всеобщаго воскресения. Но кто не верит в духовное воскресение, которое видит, как он может поверить во всеобщее воскресение, котораго еще не видит? Он только говорит о нем лицемерно. А кто верит в духовное воскресение, тот может верить и во всеобщее воскресение. Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели, – а Братец говорит:

– Христу должно было воскреснуть по Писанию, и всем нам должно духовно воскреснуть через Писание. Тогда мы воскреснем при всеобщем воскресении на суде.

– Дай, Господи!

– Мы недавно праздновали воскресение Лазаря. Теперь мы празднуем Христово воскресение. Придет время – и мы также будем праздновать еще и духовное воскресение от пьянства и разврата и скажем: «это сын был мертв – и ожил, пропадал и нашелся через слово Иисуса Христа; ныне на нем новые сапоги, новое пальто и золотой перстень на руке». Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Слово Божие дает жизнь человеку и силу переносить все несчастия. Но в ком нет слова Божия, тот делается нервным, вспыльчивым и за одно оскорбительное слово вызывает на дуэль и впоследствии покушается на самоубийство. А кто верит в слово Божие, тот говорит: «если Бог помогал Аврааму, Иоакову, Моисею, то и мне поможет». А кто не верит в слово Божие, тот не может переносить никакого оскорбления и делается раздражительным, бесноватым, и от этого в нем происходят преждевременныя мучительныя болезни.

– Далее говорит Иоанн Богослов: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков».

Христова жизнь есть свет человекам. Поэтому кто проникся словом Иисуса Христа, тот находит для себя свет и утешение во всяком тяжелом положении. Если даже его будут мучить, то он смело скажет своим мучителям: «Христос терпел, и мне надо терпеть» и он будет их просить: «скорей, скорей мучьте меня и соединяйте с пророками, Христом, апостолами и отцами церкви». А в ком нет слова Христова, слова Божия, в том находится тьма, т. е. пороки, тоска и боязнь страданий.

Но апостол Иоанн говорит: «свет и во тьме светит и тьма не объяла его».

Т. е. если кто находится во тьме пороков, то и для него есть еще время спастись, если только он примет слово Христово и проникнется светом Иисуса Христа. Тогда он будет легко переносить всякия обиды и мучения, вспоминая, как и Христос страдал.

Далее говорит Иоанн Богослов: «Был человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн».

Это Иоанн Богослов пишет про другого Иоанна, т. е. про Иоанна Крестителя. Иоанн Богослов ревностью своею и делами своими близко подходил к Иоанну Крестителю.

И потому он говорит: «Иоанн пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете».

Иоанн Богослов пишет про Иоанна и когда читаешь это, то трудно различить одного от другого, потому что они были похожи друг на друга делами своими. Разница только в том, что Иоанн Креститель был послан приготовить путь Господу, а Иоанн Богослов был призван от рыболовства для проповеди о Христе: о том, как Христос исцелял и воскрешал и как пострадал и как Он Сам воскрес. Люди слушали это и через проповедь Иоанна Богослова веровали во Христа.

Далее говорит Иоанн Богослов: «В мире был, и мир чрез него начал быть, и мир Его не познал».

Это Иоанн Богослов говорит о Христе и тем дает понять, что евреи не приняли учения Иисуса Христа, потому что считали это учение очень вредным, не смотря на то, что оно для всех целебное.

«А тем, которые приняли Его, т. е. Его учение, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, т. е. христианами, которые не от крови, не от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».

– От Братца, – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Если человек родился только от крови, т. е. от своего колена, от утробы своей матери, то этого еще недостаточно. Подобно тому как недостаточно курице снести яйцо, а надо еще и согреть его для того, чтобы из него вышел крылатый цыпленок, – так и человеку недостаточно родиться от матери, его надо также согреть словом Божием, и только тогда он будет чадо Божие. И как из несогретаго яйца не может получиться живое крылатое существо и оно легко может разбиться от малейшаго толчка, так и человек, не согретый словом Божием, не может быть небесной птицей, т. е. духовным лицом и он легко разбивается от какого-нибудь ничтожнаго толчка.

А для того, чтобы слово Божие согрело человека, он должен или сам читать его с увлечением и проникаться им, или же проповедующий ему слово Божие должен так проповедывать, чтобы согреть его сердце, и тогда он сам носиком своим проклюнет ветхую скорлупку и выйдет на свет Божий.

Но не всякий проповедник может согревать сердца людей. Хотя иной говорит и красноречиво, но холодно. Поэтому несогретый слушатель остается, как несогретое яйцо, навсегда болтышом.

Поэтому кто согревается  словом Божием, тот пробьет ветхую скорлупу, увидит свет Божий и скажет: «Христос воскрес!».

– Воистину воскрес!

– Далее Иоанн Богослов говорит: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единороднаго от Отца».

Апостолы видели славу Иисуса Христа. Также и мы видим славу Иисуса Христа в Его исцелениях людей и в Его страданиях и в воскресении. Христос воскрес!

– Воистину воскрес!

Далее Иоанн Богослов говорит: «Иоанн Креститель свидетельствует о Нем, т. е. о Христе и восклицая говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня».

Иоанн Богослов пишет про Иоанна Крестителя. Но, читая это, можно подумать, что Иоанн Богослов так похож ревностью своею на Иоанна Крестителя.

– И Братец похож, – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать».

Благодать, т. е. слово Божие. Благодать Божия была возвещена через пророков. А когда пришел Христос, то благодать исходила из уст Его (Лука 4, 22). Так и ныне мы видим благодать на благодать. Христос воскрес!

– Воистину воскрес!

– Если бы Христос не проповедывал благодати из уст своих, то человек не мог бы переродиться, и он был бы зверем, а не человеком. Но слово Божие, т. е. благодать Божия делает его небесной птичкой.

Для чего это написано? Для того, чтобы мы вникли в учение Иисуса Христа и сделались бы чадами Божиими. Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют два раза: «Христос воскресе из мертвых» и «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе победную поющыя».

После пения Братец говорит:

– Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют: «Христос воскресе из мертвых».

 

____________________

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Книгу Притч Соломона, которая говорит о премудрости Божией. Что сказать: премудрость Божия, что сказать: слово Божие, – это все равно.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять из книги Притч Соломона 8-ую и 9-ую главы:

«Не премудрость ли Божия взывает к тебе? И не разум ли Божий возвышает голос свой?».

Это то же самое, что мы сейчас читали в Евангелии Иоанна Богослова. Там только говорится о слове Божием, а здесь о премудрости Божией.

Но есть две премудрости: одна – Божия, а другая – человеческая. Это все равно, как у человека две руки: одна правая, другая левая. Правая – всемогущая, а левая – невсемогущая. Хотя есть люди, которые работают левой рукой и которых поэтому называют левша, но таковые не могут подладить с теми, которые работают с правой руки, они только могут мешать им. Если на сенокосе все замахнулись вправо, а один левша замахнется влево, то он повредит ближнему своему. Так и надеющийся на мудрость человеческую мешает тем, которые надеются на мудрость Божию.

Далее читаем: «Не премудрость ли взывает? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях».

Это премудрость Божия.

«Она взывает у ворот, при входе в город, при входе в двери».

Это та же премудрость Божия. Она навязывается и говорит:

«К вам, люди, взывая я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму», и вам будет хорошо.

У Давида много было сыновей, но никто не принял премудрости отца своего Давида, кроме Соломона. И Соломон премудростью своею устроил мир между соседними государствами. Соседние цари посылали ему подарки за то, что он премудро устраивал между ними мир. Он напишет им премудрыя письма – и они помирятся. И потому в его царствование не было войны. Все это устроялось премудростью Божией. Так и в настоящее время где премудрость Божия, там нет ссоры, скандала, там мир.

Далее премудрость Божия говорит: «Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда. Ибо истину произнесет язык мой. Все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства».

Но когда люди удаляются от слова Божия, или от премудрости Божией, то они делаются коварными и лукавыми и они из пустяка скандал заводят, а иногда даже с озлобленным сердцем ищут себе смерти. Покайся!

– Грешны!

– Далее читаем: «Все слова премудрости ясны для разумнаго и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро: лучше знание, нежели отборное золото».

Золото и серебро пройдет, а премудрость никогда не пройдет.

«Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемаго не сравнится с нею. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу разсудительнаго знания. Кто имеет страх Господень, тот ненавидит зло, гордость и высокомерие. Злой путь и коварныя уста я ненавижу, – говорит премудрость Божия».

Премудрость Божия ненавидит зло и коварство, и потому злой и коварный убежит от тебя, если ты взыщешь премудрость Божию, т. е. слово Божие.

Далее говорит премудрость Божия: «У меня совет и правда; я – разум, у меня сила».

А где нет премудрости Божией, там нет правды, разума и силы. Поэтому также и Христос в притчах говорил: «Приобретайте себе сокровище неоскудевающее и неветшающее, которое моль и ржа нее истребляется и воры не подкапывают и не крадут» (Лук. 12, 33; Матф. 6, 20). Вот это-то самое сокровище и есть премудрость Божия или Евангелие, которое моль не истребляет и воры не украдут.

– Спасибо!

Поэтому и Соломон говорит: «в премудрости Божией и разум, и сила».

Далее премудрость Божия говорит: «Мною цари царствуют, и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня».

Потому что премудрость Божия не за горами и не за морями, а всегда с нами, если только мы вникаем в слово Божие и проникаемся им. И эту премудрость мы находим не только в притчах Соломона, но и в притчах Христа. Но книжники и фарисеи не понимали Его притч и говорили: «Он безумствует. Что вы слушаете Его?» (Иоан. 10, 20).

Далее премудрость Божия говорит: «Богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самаго чистаго, и пользы от меня больше, нежели от отборнаго серебра. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня сокровища. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий своих, искони. От века я, премудрость Божия, помазана, т. е. послана от Бога, от начала, прежде бытия земли. Я, премудрость Божия, родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я, премудрость Божия, родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов; когда Бог еще не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной».

То же самое говорит и Иоанн Богослов: «В начале было слово и все через Него начало быть и без Него ничто не начало быть».

Далее премудрость Божия говорит: «Когда Господь уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу  бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли, – тогда я, премудрость Божия, была при нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицеем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими».

Т. е. премудрость Божия была с пророками и со всеми святыми людьми, и чрез премудрость Божию им горы повиновались.

А нам за наше неверие в премудрость Божию никто и ничто не может повиноваться.

Поэтому премудрость Божия и говорит далее: «Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! Послушайте наставления и будьте мудры; и не отступайте от него. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих».

Премудрость Божия называет блаженным того человека, который слушает ея наставлений.

Поэтому и в Евангелии мы читаем: «Когда Иисус говорил премудрыя притчи, то одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!». А он сказал: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лука 11, 27, 28). Женщина не вытерпела и воскликнула, потому что слово Христово, которое она слышала, было для нея дороже золота и всего на свете. Она слышала Иисуса и подумала: «как Он премудро, близко к сердцу и понятно говорит!».

– Понятно, – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– А потому эта женщина и воскликнула: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, питавшие Тебя». А Иисус назвал и ее блаженной, потому что она возлюбила Его слово, которое есть премудрость Божия, а кто любит премудрость Божию, тот блажен, потому что премудрость Божия все нужное подает ему, и он никогда не бывает ни бедным, ни больным, ни несчастным.

Поэтому премудрость Божия и говорит далее: «Кто нашел премудрость Божию, тот нашел жизнь, и он получит благодать Божию».

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «А согрешающий против мудрости принесет вред душе своей, и все ненавидящие ее получают позорную смерть», как Иуда.

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Но если ты научишь согрешающаго премудрости Божией, то он покается и поклонится тебе, как Богу, и он будет уважать тебя, как ангела хранителя, потому что ты охраняешь его от разврата и пьянства, и он скажет: «ныне Христос воскрес!».

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют два раза: «Христос воскресе из мертвых».

После пения Братец говорит:

– Это я прочитал 8-ую главу из книги «Притчи Соломона» и сравнил ее с настоящей жизнью и потому прошу извинить меня, что я так долго читал ее. Можно был ее и скоро прочитать, без остановок, но от скораго чтения и без применения к жизни нет пользы от чтения. Ведь если и ты получишь письмо от своего сына или от своего отца, то, читая его, ты почти на каждом слове останавливаешься и поясняешь слушающим и спрашивающим тебя о сыне или об отце твоем. И письмо в четвертушку листа читается иногда целый час. Если с таким вниманием читается обыкновенное письмо, тем с большим вниманием мы должны читать священное Писание. Поэтому один поэт и говорит: «читай не так, как пономарь, а с остановкой и с разсуждением». И в церковном молитвеннике написано: «читай молитвы не борзяся». Тогда ты будешь разговаривать с Богом, с ангелами и со всеми святыми людьми и научишься подражать им. И тогда ты никогда не будешь больным и бедным.

– Спасибо!

 

___________________

 

– Еще напомню вам 9-ую главу из той же книги «Притчи Соломона».

Соломон говорит: «Премудрость Божия построила себе дом, вытесала семь столбов его», т. е. для красоты его.

Эти семь столбов служили символом семи премудрых учителей народа.

Давид завещал сыну своему Соломону построить дом Божий и сказал: «сострой такой Божий дом, какого ни у кого еще не было», и Давид заготовил для этого дома всякаго материала: золота, серебра, краснаго дерева и проч. Соломон исполнил завещание отца своего Давида и построил дом Божий. Но когда пришел Христос, то объявил иудеям: «Я разрушу сей храм рукотворенный и созижду в три дня нерукотворенный» (Иоанн. 2, 19).

Из этого мы видим: пока была премудрость Соломона, до тех пор и стоял храм Соломонов, а когда оскудела премудрость Божия перед пришествием Христа, то этот храм разрушился и Христос сотворил Своею премудростью новую Церковь, как и засвидетельствовал о ней, говоря: «созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ея» (Матф. 16, 18).

Но теперь мы видим: врата трактирнаго ада одолевают святую Церковь, потому что пошло поголовное пьянство, Церковь пустует, а кабаки, трактиры, рестораны, гостиницы и все богомерзския капища и трущобы наполняются. Отчего это? Оттого, что как во дни иудейства, так и ныне, во дни христианства, люди оскудели премудростию Божию.

Взыщите премудрость Божию, и тогда обновится и наполнится святая Церковь всяким богатством – духовным и материальным.

Из этого мы также видим, что хотя Соломон и был премудр, но Христос был еще мудрее, и потому Он и создал себе еще лучший дом, дом нерукотворенный, состоящий из верующих в Него.

Поэтому если и ты взыщешь премудрость Божию, тона построит также и тебе дом.

– Построила, спасибо! – говорят слушатели.

– Далее читаем: «Заколола премудрость жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить: «кто неразумен, обратись сюда!» и скудоумному она сказал: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».

Премудрость Божия простит тебя, навязывается быть тебе полезной, и тебе остается только пойти не ко мне, ничтожному, какому-то братцу Иванушке, как называют меня, а к самой премудрости Божией.

Далее читаем: «Поучающий кощунника наживет себе безславие, и обличающий нечестиваго – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя».

Чего с ним связываться? Соломон говорит притчу и этой притчей охраняет тебя от кощунника. Так и Христос говорил: «не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб оне не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф. 7, 6).

Далее Соломон говорит: «Обличай мудраго, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдиваго, и он приумножит знание. Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум».

Т. е. кто не боится Бога, тот не может быть разумным и справедливым, и речь его заплетается, как у заики. А кто имеет страх Божий, тот бывает разумен и справедлив, и речь у него льется, как река, и раздается, как звонкий колокольчик, и всем она ясна и понятна.

И потому, как говорит далее Соломон: «чрез мудрость умножатся дни твои, и прибавятся тебе лета жизни».

Вот сколько благ дает премудрость Божия: и дом строится и лета жизни умножаются. А если у тебя не будет премудрости Божией, то у тебя не будет ни дома, ни здоровья, и во всем у тебя будет недостаток. Поэтому кто будет верить тебе?

Далее говорит премудрость Божия: «Син мой! если ты мудр, то мудр для себя и для ближних твоих; и если буен, то один потерпишь».

И сколько теперь у нас таковых буйных без премудрости Божией! Многие получили земное образование, но не приобрели мудрости небесной, и мудрость земная не доставляет никакой пользы ни им, ни другим, и они ходят в опорках.

Но кто принял премудрость Божию, т. е. слово Божие, тот бывает справедлив, а за справедливость ему верят, и он никогда не будет голодным, никогда не будет бедным. Премудрость Божия от всего худого охраняет, от болезни исцеляет и от бедности избавляет.

Далее говорит премудрость Божия: «Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот, как охотник, гоняется за птицами летающими, ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками безплодие».

Но пророки и все святые люди никогда не собирали и ни в чем не нуждались. И до конца века кто проникается словом Божиим, тот никогда не будет бедным. О том же свидетельствует и Давид: «я был молод и состарился и не видал праведника нуждающимся и просящим хлеба» (Псал. 36, 25).

Это все видел и слышал сын Давида Соломон и научился премудрости у отца своего и также не видел бедности.

– Спасибо!

– Далее Соломон говори в премудрости своей о шумливой женщине: «Женщина безразсудная, шумливая, глупая и незнающая мудрости Божией садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенном месте, чтобы звать проходящих дорогою, идущих мимо нея».

О таковой безразсудной, шумливой женщине Соломон говорит еще и в другом месте: «женщина безразсудная, красивая и нарядная – это все равно, что свинья с золотым кольцом в носу» (Притч. 11, 22). На грязную свинью никто не смотрит, а на золотое кольцо всякий обращает внимание.

Далее премудрость Божия говорит: «Кто глуп, обратись сюда», т. е. к мудрости Божией, и скудоумному премудрость сказала: «воды краденныя сладки, и утаенный хлеб приятен». Но люди не знают, что мертвецы там, у этой безразсудной женщины, и она пользуется краденым хлебом. Но ты отскочи от нея и не останавливай взгляда твоего на безразсудной, нарядной женщине, и не пей из ея источника, и таким образом ты пройдешь воду чужую и ты прибавишь себе лета жизни».

У нас есть свой источник – Евангелие, о котором Христос сказал: «кто жаждет, приходи и пей, и кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой» (Иоанн. 7, 37, 38). Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют: «Христос воскресе из мертвых», «Воскресения день»…, «Христос воскресе из мертвых», «Придите, пиво Пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник из гроба одождивши Христа, в Нем же утверждаемся», «Христос воскресе из мертвых» и снова: «Придите пиво Пием новое… в нем же утверждаемся».

После пения Братец говорит:

– Ныне мы утверждаемся премудростью Соломона и премудростью Иисуса Христа.

– Утверждаемся, – говорят слушатели.

– Христос воскрес! – говорит Братец.

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют два раза: «Христос воскресе из мертвых».

После пения Братец говорит:

– Мы пели: «в Нем же утверждаемся», в Нем, т. е. во Христе. Но если мы только поем и молимся, но не беседуем о словах пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, то не можем утвердиться. У нас тогда остается только звук одного песнопения. Но если мы будем почаще беседовать о Христе, то в нас будет мудрость Божия и мы утвердимся во Христе.

– А то мы только поем, а редко беседуем о Христе, потому и не утверждаемся, оттого и пьяными в праздники напиваемся. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесах: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

 

__________________

 

Затем Братец читает еще 104 и 105 псалмы Давида, в которых объясняет пасху древнюю еврейскую и пасху новую христианскую.

После этого Братец сходит с кафедры, подходит к иконам и поет с слушателями три раза: «Христос воскресе из мертвых».

После пения Братец читает обычныя краткия молитвы:

1) «Огради нас, Господи, силою честнаго и животворящаго Твоего креста и сохрани нас от всякаго зла. Огради нас, Господи, силою честнаго и животворящаго Твоего креста и сохрани нас от нужды и печали».

2) «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

и 3) «Благослови, Господи, благостию Твоею».

– Спасибо! – говорят слушатели.

После этого Братец обращается лицом к слушателям и начинает обмениваться с ними крашенными яйцами, причем слушатели целуют его руку и поют преимущественно пасхальныя песни.

Беседа продолжалась 1 ч. 45 м., а целование руки и обмен яйцами 1 ч. 30 м. К руке подошло 2255 человек, а в прошлом году на пасху к руке подошло 1900 человек. Как и в прошлом году, многие из слушателей, приблизительно около 400 человек, не могли поместиться в зале и слушали беседу чрез окна, стоя на дворе, а после беседы и они подошли к Братцу, обменялись с ним яйцами и поцеловали его руку.

 

Трезвенник.

 На главную страницу     Предыдущая беседа    Следующая беседа    Оглавление бесед