На главную страницу      Предыдущая беседа     Следующая беседа     Оглавление бесед

БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА

 25-го марта 1911 года

 Благовещение. 

В пятницу, 25 марта, в день Благовещения, «Братец Иоанн» вел беседу в своем доме, находящемся в устроенной им колонии трезвенников близ станции «Вырица» Царско-Сельской жел. дор.

Довольно большой зал был полон слушателями, которых было всего человек 500. Из них около 300 человек приехали из Петербурга. Дачный поезд, на котором они ехали и который состоит обыкновенно из пяти вагонов, пришлось на этот раз удвоить до 10 вагонов. Из числа других 200 человек около 150 были трезвенники-колонисты, а остальные – их соседи.

Когда в первом часу дня «Братец» вошел в зал, то слушатели дружно приветствовали его словами: «Здравствуй, дорогой Братец!». Подойдя к иконам, «Братец» запел с слушателями «Отче наш». Затем, когда он взошел на кафедру, то слушатели снова воскликнули: «Здравствуй, дорогой Братец!» и запели с ним «Царю небесный». Затем «Братец» сказал:

– Ныне радостный день, ныне, как мы читаем в первой главе Евангелия Луки, благость Божия была возвещена деве Марии через ангела.

И у нас теперь есть радость, потому что и нам говорит Христос чрез Евангелие.

Было время, когда еще не было Евангелия, и тогда для возвещения благости Божией посылались ангелы. Но в настоящее время, когда у нас есть Писание, благость Божия и радость подаются нам чрез Писание. Поэтому теперь Писание возвещает нас яснее, чем ангелы. Теперь люди должны верить Писанию более, нежели явлению ангелов, как об этом говорит и апостол Павел: «если даже ангел будет благовествовать не то, что мы вам благовествовали, да будем анафема».

Это подтверждают и отцы церкви, как видно из следующаго разсказа из житий святых.

Однажды святому Симеону-столпнику было явление: ему явился в образе ангела Диавол и сказал: «ты уподобился пророку Илии и вот взойди на эту колесницу и ты будешь взят на небо, как Илия. Святой поверил этому видению и когда поднял ногу, чтобы сесть на колесницу, то нога его была наказана за то, что он поверил явлению духа, но забыл Писание, где сказано: «если даже ангел будет благовествовать вам не то, что мы вам благовествовали, да будем анафема». За такое неверие Писанию нога его была наказана тем, что в ней появились черви. И когда его потом спрашивали: «почему ты молишься о здравии людей, а из ноги твоей выпадают черви?», то он отвечал: «потому что я забыл Писание и поверил лукавому духу, который возвестил мне, что я уподобился пророку Илии».

С того времени Симеон-столпник перестал верить явлениям, а стал больше верить в Писание.

Тога ангел говорил деве Марии, а ныне пророки, Христос, апостолы и отцы церкви говорят нам чрез Евангелие. Теперь все святые разговаривают с нами, если только мы ревнуем о слове Божием.

Тогда ангел сказал деве Марии: «радуйся, Благодатная! Господь с тобою».

И мы все ожидаем пришествия Господа, но не знаем, когда Он придет. А Он всегда приходил и приходит к нам тогда, когда мы вникаем в Его слово и проникаемся им, почему и сказано: «где два или три собраны во имя Мое, там и Я посреди их». А где не принимается Его слово Христово, там и Христа нет.

И как тогда было сказано: «радуйся, Благодатная!», так и ныне, если мы принимаем слово Христа, то вместе с ним получаем и благодать Божию, потому что слово Божие и есть благодать Божия. И чрез эту благодать люди всегда делались и делаются благодатными, благочестивыми и к другим почтительными.

Но в настоящее время самая благодать кажется многим ненужной. Мы считаем нужным заботиться о всем: о золоте, серебре, хлебе, одежде, но о слове Божием мы не заботимся, и потому мы не имеем никакого успеха. А когда мы будем заботиться о слове Божием, тогда у нас будет благополучие во всем, радость и веселие во Христе.

Так как и дева Мария заботилась больше всего о слове Божием и любила читать книгу пророка Исаии, то Господь послал и ей чрез ангела Свою благость.

«Ангел, вошед к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал ей ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышняго; и даст Ему Господь престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца.

Когда ангел говорил это деве Марии, тона не могла не верить ему, потому что он говорил ей то, что она читала в книге пророка Исаии

Она увлекалась книгами пророков, особенно книгою пророка Исаии, и когда читала из его книги слова: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Иммануил, что значит: с нами «Бог», то она говорила себе: «хоть бы мне служанкой, нянькой, рабой быть у этой девы». Но Господь избрал ее самое быть матерью сына Божия. Она не мечтала о себе высоко, и Господь возвысил ее.

Так и с нами бывает: если мы не мечтаем о себе высоко, то Господь, видя наше смирение, возвышает нас. Если ты говоришь себе: «хоть бы мне сторожем, метельщиком сделаться, то смотришь – Господь сделал тебя управляющим. Но если ты скажешь: «да разве я пойду в сторожа и метельщики? Нет, я хочу быть управляющим», и смотришь тебя и в метельщики не берут за твою гордость.

Кто унижает себя, того Господь возвышает, а кто возвышает себя, того Господь унижает.

Далее читаем: «Мария же сказала ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал ей: Дух Святой найдет на тебя и сила Всевышняго осенит тебя».

Тогда было еще сокрыто, как должно родиться Христу, но Господь послал своего ангела, и он раскрыл эту тайну. Тогда еще не дополнено было Писание. А когда Христос родился, тогда Писание дополнилось.

Поэтому ангел и сказал деве Марии: «Дух Святой найдет на тебя; и сила Всевяшняго осенит тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим; вот, и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц; ибо у Бога не останется безсильным никакое слово».

Эти слова ангела укрепили ее, так как они были написаны у пророка Исаии. Она слышала, что и к священнику Захарии, мужу Елисаветы, являлся ангел и предсказал рождение сына от нея, но Захария не поверил и за это неверие был наказан немотой. Она слышала это и думала: «вот, если и я не поверю тому, что возвестил мне ангел, то и я буду наказана». Поэтому она в страхе и сказала ангелу: «се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему». И отошел от нея ангел.

Мария увлекалась книгой пророка Исаии, но не все в ней понимала и потому не всему верила; а когда явился к ней ангел и разъяснил ей непонятное, то она поверила.

Так если и мы будем только читать слово Божие, но не будем разсуждать о нем и никто не будет разъяснять нам непонятное в нем, то и мы не научимся верить слову Божию. А если мы будем разсуждать о нем сами или с кем-нибудь другим, а особенно с друзьями по вере, тогда Господь откроет нам неизвестное, и у нас утвердится вера в Писание.

– Спасибо! – говорят слушатели.

– Если мы одни читаем Писание, – говорит «Братец», – то мы не все в нем понимаем, потому что некому объяснить нам непонятное. А если двое или трое соберутся и будут читать слово Божие, вникать в него и разсуждать о нем, то они друг другу будут пояснять его, и среди них будет Христос. Поэтому мы и читаем в одной молитве: «Царю небесный, приди и вселися в ны», т. е. в нас.

Тогда Христос вселился в деву Марию, а теперь и в тебя Он вселяется через слово Его. И какое бы дело у тебя ни было, ты можешь сам укрепляться и других укреплять словами Христа.

Поэтому если ты, земледелец, пашешь, то ты должен связывать свое дело с словами Христа, как и сказано: «взявшись за плуг не озирайся назад». Так же и торговец найдет о себе слова Христа: «отдавай таланты в оборот, чтоб они приносили пользу». И подрядчику говорит Христос: «строй дом свой не на песке, а на камне», т. е. на слове Евангелия. И садовнику говорит Христос: «окопай дерево и обложи его навозом, чтоб оно приносило плоды», т. е. плоды Евангелия. Да и женщина тоже может найти себе в Евангелии хорошую закваску, чтобы тесто было хорошо. И всякий может найти в Евангелии по своему занятию подходящую притчу Христа.

И когда мы будем так разсуждать, то будет и у нас великая радость, и мы от радости воспоем песнь.

– Будем радоваться, – говорят слушатели и поют «Царю небесный».

После пения «Братец» говорит:

– Теперь мы видим, что матерь Божия родила Христа от Духа Святого. Точно так же и мы, если будем читать Евангелие, разсуждать о нем и верить в него, то и в нас, и в нашем сердце, родится, вселится Христос. Тогда дева Мария родила Христа плотию, а в нас родится Христос духом. Но если мы не читаем слова Божия и не вникаем в него, то в нас вселяется не Христос, а лукавый и у нас будут лукавыя мысли и лукавыя дела. Какова наука, таковы и дела; наука лукавая – и дела лукавыя, наука Христова – и дела Христовы.

И как тогда дева Мария поверила слову Божию и оно не осталось безсильным; так если и мы будем ему верить, то и по отношению к нам оно также не останется безсильным и исполнится на нас.

Далее читаем: «Вставши же Мария, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захария, и приветствовала Елисавету, говоря: «вот мне явился ангел и сказал мне, что на мне исполнится то, что написано в книге пророка Исаии».

«Когда Елисавета услыхала это, то сразу поняла, в чем дело; и обе оне утвердились в вере и от радости вочреве Елисаветы взыгрался младенец; и Елисавета исполнилась Святого Духа и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна ты между женами и благословен плод чрева твоего! И откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия твоего дошел до слуха моего, то взыграл младенец радостно во чреве моем».

В Елисавете не играл младенец до тех пор, пока с ней не поговорила дева Мария, а как только она поговорила с ней и объяснила ей о Христе, то и взыграл в ней младенец и она от радости сказала: «и откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне». Ибо когда голос, приветствия твоего дошел до слуха моего, то взыграл младенец радостно во чреве моем».

В эту-то именно минуту и взыграл в ней младенец, о чем она всю жизнь думала и просила Бога, чтобы он избавил ее от поношения – безплодия. И сама она возрадовалась, что на ней исполнилось Писание. Как у престарелых Авраама и Сары родился Исаак, так и у престарелых Захария и Елисаветы родился Иоанн Креститель.

Тогда нужно было, чтобы исполнилось Писание, и дева зачала и рожали Иисуса плотию. А Христос объявил уже другое рождение Христа – не плотию, но духом. Поэтому, и святая церковь учит: «Царю небесный, вселися в ны и очисти ны от всякия скверны». Христос приходит в нас и очищает нас посредством Своего слова.

– Уже очистил нас от пьянства и воровства, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Поэтому мы и видим, что когда Елисавета услыхала приветствие и разъяснение слова Божия от Марии, то в ней взыграл младенец и она от радости воскликнула: «и откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне?».

Елисавета была первая свидетельница того, что Мария есть матерь Божия.

Вот тогда-то образованная Мария и сказала: «величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать меня все роды».

Так и те, которые увлекаются словом Божиим, также получают от Господа просимое и от радости прославляют Господа.

Далее читаем: «величит душа моя, что сотворил мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов, к боящимся Его; явил силу мышцы своей; разсеял надменных помышлениями сердца их».

Т. е. разсеял всех сердитых.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных. Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века».

Матерь Божия была яко бы бедная и обиженная, но Господь обогатил ее, а богатых отпустил ни с чем. Так и ныне бывает: гордые богатые делаются бедными и больными, а бедные делаются по вере богатыми и сильными.

И Елисавета и Мария сначала сомневались в Писании и говорили: «да неужели на нас исполнится Писание?». Но когда Ангел возвестил радостную весть Марии, а Мария – Елисавете, тогда у них укрепилась вера в Писании.

Тогда оне поверили и на них исполнилось Писание: от Елисаветы родился Иоанн Креститель Предтеча, а от Марии родился Спаситель мира.

Но как может исполниться на нас Писание, если мы не беседуем о нем. Наши беседы, противоположны беседам Марии с Елисаветой.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет еще:

– Но те, которые верят в слово божие и живут по нем, прославляются все выше и выше, а те, которые не верят в него, унижаются все ниже и ниже.

Далее читаем: «Пребыла же Мария с Елисаветою около трех месяцев и возвратилась в дом свой».

Мария читала книгу пророка Исаии и ангел ей говорил, но ей казалось, что этого ей еще недостаточно, и потому она поспешно пошла к своей родственнице Елисавете, беседовала с ней три месяца и возвратилась в дом свой.

Кто что любит, тот таких и собеседников или собеседниц себе ищет. Кто любит разврат, тот ищет и развратных собеседников или собеседниц и пребывает с ними более, чем три месяца; а иные даже и совсем не возвращаются в дом свой.

– И я такая окаянная оставляла ради разврата дом свой, – говорит какая-то женщина, а «Братец» продолжает пояснять:

– А если мы будем беседовать с пророками, Христом, апостолами и отцами церкви, то и мы получим награду, как Христос говорит: «кто примет Меня во имя пророка, получит награду праведника». Это можно сказать иными словами: кто примет пьяницу и будет беседовать с ним, тот получит награду пьяницы, т. е. всегда останется пьяницей; кто примет разбойника, тот получит награду разбойника и навсегда останется вором и разбойником. Всякая награда зависит от того, каких собеседников мы принимаем. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели.

И все поют: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу тя величаем. Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Бозе Спасе моем» и т. д.

После пения «Братец» говорит:

– Из нынешняго Евангелия мы видим, что ангел Гавриил принес радостную весть деве Марии, сказав, что из нея произойдет Спаситель мира.

Тогда ангел возвестил радостную весть деве Марии, а теперь возвещают нам радостную весть пророки, Христос и апостолы через Писание. И если тогда ангел укрепил веру в деве Марии, то и ныне Христос укрепляет веру в тех, которые принимают Его слово.

– Спасибо!

– Еще напомню вам то, что говорит Иоанн Богослов в своем втором послании к одной госпоже, под которой можно разуметь матерь Божию. Известно, что Христос, умирая на кресте, поручил ее Иоанну Богослову, сказав ему: «се, мать твоя», а ей «се, сын твой». И вот он пишет ей: «Старец – избранной госпоже и детям ея, которых я люблю по истине, и не только я, но и все познавшие истину, ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами в век».

Иоанн Богослов всегда возвышал матерь Божию и потому называет ее здесь госпожею, а в своем Откровении называет ее иначе, но об этом я поговорю после.

А под детьми этой госпожи можно разуметь апостолов, потому что, если Христос, умирая на кресте, назвал Иоанна Богослова сыном своей матери, то можно думать, что и все апостолы считались ея духовными детьми.

Далее читаем:

– «Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца». И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это – та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшаго во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист».

Антихрист – это противник Христа. Если мы называемся христианами, а не говорим о Христе, то и нас Иоанн Богослов называет антихристами.

Далее Иоанн Богослов говорит: «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду, кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его».

Дева Мария, любила Писание и потому пошла на беседу к Елисавете, которая тоже любила Писание, и беседой с Елисаветой укрепила свою веру.

Так и те, которые еще не имеют крепкой веры, должны ходить на беседу к тем, которые говорят о слове Божием и имеют крепкую веру. А если мы будем иметь крепкую веру, то по вере мы будем и горы переставлять, тем более человеков из пьяных в трезвых.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Иоанн Богослов говорит, чтобы мы не приветствовали того, кто не приносит учения Христова, потому что, если ты будешь говорить ему об учении Христа, то он будет смеяться и спорить. Если кто будет приветствовать злого человека, то он будет участвовать в злых делах его и сам будет такой же злой, как и он.

Далее Иоанн Богослов пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость наша была полна».

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Если мы читаем послание Иоанна Богослова, то он и говорит с нами устами к устам. И его слово пребывает даже в устах наших. Обещал Иоанн Богослов прийти поговорить с нами и он исполни это. И он никогда не переставал говорить с верующими.

И все поют: «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» говорит:

– Вот я напомнил вам послание Иоанна Богослова к избранной госпоже.

– К нам, – говорят слушатели.

– Еще, – говорит «Братец», – прочту вам 12-ую главу Откровения Иоанна Богослова: «Явилось на небе великое знамение – жена», т. е. матерь Божия, облеченная в солнце, т. е. во Христа; «под ногами ея луна», т. е. земное царство, «и на главе ея венец из двенадцати звезд», т. е. двенадцать апостолов. «Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения». Хотя она безболезненно рождала Христа, но кричала от боли сердца своего, когда искали убить Христа – младенца.

«И другое знамение явилось на небе:  вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим».

Большой красный дракон – это царь Ирод, а семь голов – это его приближенные. И по сие время хозяин города называется городским головою. Семь диадим – это семь приближенных головы. Десять рогов – это десять царей. Все они были направлены против жены с младенцем.

Далее читаем: «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю».

Хвост – это льстивое учение. Оно увлекло третью часть небесных звезд, т. е. третью часть тех, которые верили в небесное учение. Оно увлекло и повергло их на землю, и они перестали верить пророкам и стали преследовать матерь Божию с младенцем, как и говорит далее об этом Иоанн Богослов: «дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ея младенца».

«И родила она младенца мужскаго пола, т. е. Христа, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ея к Богу и престолу Его».

Из этого видно, что Иоанн Богослов говорит здесь о Христе и о матери Божией.

И когда преследовали ее эти десять царей, семь голов и семь диадим – приближенных, то «жена убежала в пустыню, т. е. в Египет, как всем известно, где приготовлено было для нея место от Бога, и там питали ее тысячу двести шестьдесят дней», т. е. три с половиною года.

Мы видим, что Иоанн Богослов писал свое Откровение загадочно, выражаясь образами. В то время было сильное гонение на христиан и нельзя было писать откровенно, и Иоанну Богослову пришлось писать прикровенно, загадочно. Но всякий христианин, который читал его Откровение, догадывался о чем он писал, а посторонние не понимая его образов, говорили: «он не в своем уме и потому говорит о зверях и драконе с семью головами и десятью рогами». Благодаря этому Иоанн Богослов, хотя и много писал, но остался неказненным. А если бы он прямо говорил и писал, как думал, то его сочли бы политическим преступником. А архидиакон Стефан немного сказал, но на него сейчас же посыпались камни. Он произнес одну только проповедь, в которой сказал евреям: «убийцы Христа – вы», и тотчас же его побили камнями. Апостол Петр проповедывал мягче. Он говорил: «вы убили Христа по незнанию», и после его проповеди многие покаялись и сделались христианами. А у Иоанна Богослова была одна любовь, он говорил кротко и с любовью, и потому у него было много друзей.

Далее читаем: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе».

Иоанн Богослов видел, как первые христиане вели духовную войну с еврейским и римским царством и сравнил эту духовную их войну с небесной войной архангела Михаила с драконом. Дракон не устоял и не нашлось ему места на небе. Так и еврейское царство не устояло и не нашлось ему места на земле.

Далее читаем: «И низвержен был всякий дракон, древний змий, называемый Диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

Здесь под драконом, низверженным на землю, разумеется еврейское царство, которое рухнуло. Иоанн Богослов сравнил небесную войну и ту, которую вели тогда христиане и пророчески написал, что царство еврейское разрушится и на его месте устроится царство Христово.

Это самое говорила и матерь Божия, когда от радости воспела: «величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, что низложил сильных с престолов», т. е. еврейских правителей, и «вознес смиренных», т. е. христиан.

Далее читаем: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало царство Иисуса Христа, потому что низвержен клеветник братий наших клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь».

Евреи и язычники клеветали на христиан, говоря: «они такие и этакие», и считали их вредными.

Далее читаем: «Они, т. е. апостолы и первые христиане победили кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти».

Христиане победили евреев и язычников не огнем и мечом, а словом Христовым, своею любовью и своею кровию, по примеру Иисуса, пролившаго свою кровь.

Далее читаем: «Итак веселитесь, небеса и обитающие на земле и на море, потому что к вам сошел Диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени».

«Веселитесь, небеса» – это значит: веселитесь, христиане, живущие словом Христовым.

«Горе живущим на земле!» – Это значит: горе, евреям и язычникам, живущим разбойнической жизнью. А горе им потому, что в то время, как среди христиан в то время царил мир и любовь, у них, у евреев и язычников, наоборот, происходили ссоры, драки, убийства и революции.

Где нет слова Христа, там всегда ссоры и драки, там и двум тесно, а со словом Христа и в тюрьме, и в горах, и в скалах весело.

Слова: «немного ему остается времени» означают: евреи чувствовали, что их царство скоро рухнет, и потому они преследовали христиан.

Далее читаем: «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужескаго пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась впродолжение времени, времен и полвремени».

Опять говорится о пребывании матери Божией в Египте в течение трех с половиною лет. Здесь только Иоанн Богослов употребил другое счисление. В первый раз он выразил его днями, а здесь – временами. Когда прошли три с половиною года, тогда матерь Божия возвратилась в землю Израилеву. К тому времени умерли искавшие души младенца. Таким образом она кротостью одержала победу над своими врагами.

Далее читаем: «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей».

Христос называл водою свое учение. Согласно этому и Иоанн Богослов называл учение Христа водою. Он говорил иносказательно.

Далее читаем: «И разсвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ея, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа».

Когда евреи и язычники разсвирепели на христиан, тогда и стали преследовать их, тогда и начались казни над ними. А разсвирепели евреи и язычники потому, что чувствовали, что Бог отнимает от них царство за их неверие в слова пророков.

Так как евреям не пришлось убить Христа в младенчестве, то они вступили в брань с апостолами и отцами церкви, которые имели свидетельство Иисуса Христа. Сколько было отцов церкви – и почти все они были замучены за свидетельство Иисуса Христа, и на крови их утвердилось вместо еврейскаго христианское царство.

И все запели: «Седяй в славе на престоле Божества».

После пения «Братец» говорит:

– Нынешний день ангел Господень принес деве Марии радостную весть.

– Спасибо!

– Но мы теперь получаем еще более радостную весть. Теперь ангел говорит чрез Писание – и мы слышим его голос. Иоанн Богослов также говорит чрез Писание устами к устам, – и мы тоже слышим его голос.

И как те, которые говорили ангел и Иоанн Богослов радовались, потому что привыкли вникать в слово Божие, так и мы, если привыкнем вникать в него, тоже будем радоваться.

– Будем радоваться.

– Еще напомню вам..

– Напомни.

– Из книги жития святых сказание отцов церкви о «Благовещении девы Марии».

Сказав это, «Братец» стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», за март, начиная с 463 страницы, следующее место:

«Когда деве Марии исполнилось четырнадцать лет от роду, то архиерей и священники стали приказывать ей, чтобы она, по обычаю законному, переселяясь из храма, при котором жила, в дом, подобно другим девицам ея лет, вышла замуж. Но она отвечала им, что еще от пелен отдана родителями единому лишь Богу, и Ему обещала сохранить навсегда свое девство, а потому и невозможно ей сочетаться с человеком смертным, и ничто в свете не принудит ее вступить в брак, так как Она посвятила девство своему безсмертному Богу.

– Архиереи удивились этому новшеству, ибо не было еще на земле ни одной девицы, обещавшей Богу навсегда сохранить свое девство, и она явилась в мире первою в сем отношении. Они стали советоваться между собою, как им поступить. Они не хотели, чтобы она продолжала жить при храме, не хотели даже пускать ее в храм Господень за внутреннюю завесу, но в то же время не смели обручить мужу деву, обещавшуюся Богу, и недоумевали, как богоугодно устроить ея безбрачную, девическую жизнь, так, чтобы не прогневать Бога. Они почитали за великий грех и то, и другое: и принуждать к браку деву, обещавшую Богу вечное девство, и держать во «Святая Святых» деву, достигшую совершеннаго возраста. И вот, приступив к кивоту завета и сотворив усердную молитву, они, как повествует блаженный Иероним, получили ответ от Господа, чтобы искали такого достойнаго мужа, коему бы могла быть вверена дева под видом и образом супружества для хранения непорочнаго девства. Относительно же того, как найти такого мужа, совет Господень был таков: из дома и племени Давидова избрать безбрачных мужей и положить их жезлы в алтаре, – чей жезл процветет, тому святая дева и должна быть вверена.

«Святитель, великий Захария, отец Иоанна Крестителя, собрав двенадцать безбрачных мужей из племени Давидова, между коими находился и святой Иосиф, муж праведный и уже преклонных лет, взял жезлы их и положил их на ночь в алтаре, говоря: «Господи Боже, яви мужа достойнаго обручиться с девою Марией». На утро, когда священники вместе с двенадцатью теми мужами вошли в храм, жезл Иосифа был найден расцветшим, и на нем, как о том свидетельствует Иероним, сидела слетевшая свыше голубица. Тогда все познали благоволение Божие, чтобы дева Мария была вручена на сохранение Иосифу. По совершении обручения, святой Иосиф взял пречистую деву из рук первосвященника из храма Господня для чистаго и непорочнаго сожития, не повреждающаго цвета девства. И был Иосиф только мнимым ея мужем, а в действительности целомудренным хранителем ея девства и служителем ея девическаго жития, исполненнаго великой святыни».

Иосифу была вверена дева Мария тогда, когда расцвел его жезл. Так и апостолам вверился народ тогда, когда они расцвели, как жезл Иосифа, своею проповедью и исцелениями слепых, хромы, прокаженных, бесноватых.

У пророков, апостолов и отцов церкви жезлы расцвели духовно и потому им вверился народ и, как жезл Иосифа, расцвело царство Христово на земле.

– Спасибо!

 

На главную страницу     Предыдущая беседа    Следующая беседа    Оглавление бесед