На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
В воскресенье, 20 марта, «Братец
Иоанн» сказал:
– Сегодняшнее Евангелие читается
из Евангелия Марка, глава 9-я: «Один из народа
сказал: Учитель! я привел к Тебе сына моего,
одержимаго духом немым: где ни схватывает его,
повергает его на землю, и он испускает пену, и
скрежещет зубами своими, и
цепенеет, и бросается часто в огонь и в воду;
говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, но
они не могли».
– Прости! – говорят слушатели, а
«Братец» читает:
– Тогда сказал ему Христос и доныне
говорит: «о род неверный! доколе буду с вами?
доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне?».
Спаситель говорил и доныне говорит:
«о, род неверный! когда вы научитесь делать
сыновей говорящими о Христе? о, род неверный!
когда же вы научитесь делать сыновей слышащими о
слове Христа? о, род неверный! когда же вы научите
их молиться и поститься? только тогда, когда вы
научите их слушать слово о Христе и говорить о
слове Христа. Научите их молиться и поститься,
только тогда они не будут бросаться в огонь,
только тога они не будут бросаться и в воду. Т. е.
только тогда прекратятся самоубийства. Но как
было в древнее время так и в настоящее время мы не
научаем своих сыновей и дочерей верить в слово
Христа. Не научаем их говорить о слове Христовом;
и жить согласно Ему; и они верят в слово
человеческое, в науку разврата; говорят о ней и
принимают ее, и потому будучи неутешны, ищут
смерти: и кидаются в огонь и в воду.
– Прости! – говорят слушатели, а
«Братец» читает далее:
– «И привели его к
Иисусу. Как скоро бесноватый увидел Его, дух
сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская
пену».
Всех истеричных мы также называем
бесноватыми, хотя, собственно говоря, это в них
только дух немощи. Таковые заплачут и им
сделается легче. Но есть еще другие бесноватые,
которые подобны Иуде. Иуда не плакал, но от тоски
удавился; так и эти не плачут и от тоски
покушаются на самоубийство. В таковых находится
сам сатана. Таковые говорят об истеричных: «это
плачут только люди простые, необразованные,
суеверные, а образованные не плачут». Да,
образованные, действительно не плачут, но многие
из них покушаются на самоубийство. А простые
проплачут и им делается легко. И пророк Давид
говорит: «даждь мне плач о грехах моих».
Все пророки, Христос, апостолы и
отцы церкви проповедывали слово Божие и учили
плакать о грехах. Но мы не принимаем слова Божия и
потому не плачем. А когда услышим слово Божие и
оно коснется нас, то мы будем плакать о своих
грехах и нам сделается легко. Если ты плачешь о
грехах, то ты соглашаешься не делать ничего
дурного.
Далее читаем: «И спросил Иисус отца
его: как давно это сделалось с ним?».
Неужели Христос, Творец мира, не
знал этого? Нет. Он знал, но этим вопросом дал
понять, чтобы мы научились спрашивать, а не
угадывать и не выдавать себя за пророка. Иисус
этим обнаруживал себя простым человеком.
И сказал ему отец бесноватаго: «с
детства многократно дух бросал его и в огонь и в
воду, чтобы погубить его; но, если что можешь,
сжалься над нами и помоги нам».
– Сжалься! – говорят слушатели, а
«Братец» поясняет:
– Когда мы читаем это слово, то оно
заставляет нас просить, подобно этому отцу:
«сжалься над нами».
– Сжалься! – повторяют слушатели, а
«Братец» продолжает читать:
– Иисус сказал: «если
сколько-нибудь можешь веровать, все возможно
верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со
слезами: верую, Господи! помоги моему неверию».
– Верую, помоги моему неверию, –
говорят и слушатели и поют «Верую во единаго
Бога».
После пения «Братец» говорит:
– Тогда Иисус сказал и доныне через
Евангелие говорит нам: «если
сколько-нибудь можешь веровать, все возможно
верующему».
– Верую, помоги моему неверию, –
опять говорят слушатели.
Теперь мы не можем видеть Христа
так, как видели его апостолы, но мы можем слышать
Его слово через Евангелие. Евангелие для того и
написано, чтобы через него говорил нам Христос и
тем умножал в нас веру.
– Помоги Господи! –
говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– Тогда отец отрока просил Иисуса
умножить в нем веру, но и теперь умножается в нас
вера через слова пророков, Христа, апостолов и
отцов церкви. Но мы, будучи глухими и немыми, не
верим в слово Божие и не принимаем его.
– Прости! – говорят
слушатели, а «Братец» поясняет еще: – Если же мы обратимся ко Христу,
то мы будем понимать слово Божие и научимся
веровать.
– Помолись! – говорят слушатели, а
«Братец» читает далее:
– «Иисус, видя, что сбегается народ,
запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и
глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь
не входи в него».
– Спасибо! – говорят слушатели, а
«Братец» читает:
– «И вскрикнув и сильно сотрясши
его, вышел; и он сделался как мертвый, так что
многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за
руку, поднял его; и он встал».
Я не отвергаю фактическую сторону
этого евангельскаго бытия. Тогда были такие
больные и в настоящее время таковые есть Но мы
признаем бесноватыми только тех, которые кричат
и о которых говорят, что они одержимы падучими
болезнями. А тех, которые не
кричат и которые не верят в слово Божие, мы не
называем бесноватыми. Тогда как они-то и есть
настоящие бесноватые.
В это время раздается резкий крик
какой-то женщины, а «Братец» спокойно продолжает
пояснять:
– Тогда Христос исцелял больных и в
настоящее время Он своим словом, как рукою,
подымает нас от всякаго падения, как и в акафисте
мы читаем: «Господи, подаждь руку мне, утопающему
в житейских волнах».
Далее читаем: «И когда
Иисус вошел в дом, ученики Его спрашивали Его
наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал
им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и
поста».
Если мы научимся
молиться и поститься, то мы научим и своих
сыновей и дочерей молиться и поститься и быть
воздержными и они не будут кидаться в огонь и
воду, и тогда прекратятся
самоубийства. Но мы не научились молиться и
поститься и потому нас пресыщенных и мучит бес и
мы кидаемся – в огонь и в воду. Покайся!
– Грешны!
И все поют «Отверзни уста моя».
После пения «Братец» говорит:
– Вот я напомнил вам Евангелие.
– Спасибо!
Господь тогда целил и до настоящаго
времени целит. Для того болезни, нужда и
несчастия, чтобы привлекать нас ко Христу. И если
мы обращаемся к Нему, то Он и теперь исцеляет нас,
как исцелял и тогда.
– И ты исцелил и вытащил меня из
нужды, – кричит кто-то, а «Братец» говорит:
– Я ничто иное, как петух, который
напомнил Петру слова Христа. С этой птицей еще
можно сравнить меня; но если я буду приравнивать
себя ко Христу, то я буду погрешать.
Как Моисею, извлекшему воду из
скалы ударом жезла Бог сказал: «за то, что ты
прославил себя, а не Меня, не войдешь в землю
обетованную», так и мы не войдем в царство Божие,
если будем прославлять себя. Поэтому мы не должны
приравнивать себя ни к пророкам, ни ко Христу, ни
к апостолам.
– Твои дела апостольския, – опять
кричит тот же.
– Перестаньте, так неудобно, –
говорит «Братец».
– Благослови меня, дорогой Братец,
сказать слово, – говорит тот же.
– Так нельзя прерывать меня, –
говорит «Братец», – нехорошо мне оставить слово
Божие и начать говорить с тобою.
– Его надо вывести, – говорят
некоторые.
– Нет, не троньте, оставьте его, –
говорит «Братец», – только бы он не мешал вам
слушать слово Божие.
И все поют:
«Отверзи уста моя».
После пения «Братец» говорит:
– Вот я напомнил вам.
– Спасибо!
– Напомнил Евангелие о бесноватом
сыне, к которому коснулось слово Христово и
исцелило его. Христос всегда целил и в настоящее
время целит нас, а я только, как петух, напоминаю
вам Его слова. Мы можем приравнивать себя к
животным и птицам. А животныя и птицы бывают
полезныя и вредныя. Петух – полезная птица.
Евангельский петух был полезен тем, что
напоминал слова Христа. Неученый петух, научил
Петра ученаго.
– Спасибо!
– Еще напомню вам послание
апостола Павла к коринфянам.
– К нам.
– В 10-й главе перваго послания к
коринфянам мы читаем: «Не хочу оставить вас,
братия, в неведении, т. е. хочу напомнить вам, что
отцы наши были под облаком, и все прошли сквозь
море, и все крестились в Моисея в облаке и в море;
и все ели одну и ту же духовную
пищу; и все пили одно и то же духовное питие, ибо
пили из духовнаго последующаго камня; камень же
был Христос».
Апостол Павел говорит здесь о
духовной пище и духовном питье. А иные понимают
эти слова буквально и думают, что здесь идет речь
о пище вещественной. Так и диавол думал, когда
говорил Христу: «если ты Сын Божий, скажи, чтобы
камни эти сделались хлебами». Но Христос сказал
ему: «не хлебом одним будет жить человек, но
всяким словом, исходящим из уст Божиих».
Духовная пища, т. е. слово Божие
важнее пищи вещественной. Поэтому, если мы будем
жить и работать только для вещественной пищи, то
мы будем работать для дыряваго кошелька. Но если
будем питаться духовной пищей, то у нас не
оскудеет и вещественная.
Далее читаем: «Это были образы для
нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они
были похотливы. Не станем блудодействовать, как
некоторые из них блудодействовали, и в один день
погибло их двадцать четыре тысячи».
Все эти образы для того записаны,
чтобы мы поучались и сравнивали свою жизнь с
древнею жизнью. И если мы будем сравнивать ту и
другую, то мы увидим, что как тогда поражались
люди, так и теперь поражаются противники
Господни, как осенния мухи.
Все это написано нам в наставление,
чтобы нам не быть пораженными за непокорность,
как были поражены противники Моисея.
Разве для того Бог посылал манну и
воду из скалы, чтобы устаивать игры и пляски?
Конечно, не для того. Поэтому как тогда погибло 24
тысячи за разврат и пляску, так и теперь сколько
таковых погибает! Иной проиграется, а потом и
говорит: «пойду, утоплюсь». Где игры,
пирушки-гульбушки, пьянство и разврат, там всегда
бросались и бросаются в огонь и в воду. А где
молятся и постятся, там ничего этого не бывает,
там нет ни самоубийств, ни убийств.
Для чего это написано? Для того,
чтобы напомнить нам древнее. Поэтому апостол
Павел и пишет: «не хочу оставить вас в неведении,
т. е. хочу напомнить вам то, что было при Моисее.
А я хочу напомнить вам то, что было
при апостоле Павле, то, что он говорил и писал. Я
поступаю так, как поступил петух, напомнив Петру
слова Христа, или как поступила ослица пророка
Валаама, которая говорила не свое, а внушенное ей
Богом. Но если бы даже сам ангел говорил нам не то,
что Божие, то мы не должны слушаться его.
– Не будем слушаться, – говорят
слушатели и поют: «Твоя песнословцы, Богородице».
После пения «Братец» читает:
– «Не станем искушать Христа, как
некоторые из них искушали и погибли от змей. Не
ропщите, как некоторые из них роптали и погибли
от истребителя».
Мы часто ропщем, говоря: «тот богат,
а я беден, тот здоров, а я больной», а не хотим
подумать, почему мы бедны и больны. Не потому ли,
что мы заслужили этого? Не потому ли, что Господь
наказывает нас за наши пороки и преступления? А
мы хотим, чтобы господь и нам дал богатство и
здоровье. Да разве можно разделять здоровье?
Но если ты послушаешь слова Божия и
проникнешься им, то оно укрепит твою веру, и ты
будешь здоров и не будешь иметь нужды.
Все люди знают, что от больных
переходят болезни на других, но не все знают, что
и от здоровых переходит здоровье на других, как и
от святых людей и священных предметов происходят
исцеления, если только люди относятся к ним с
верою.
А если нет в тебе веры,
то твое лобзание святых людей и священных
предметов подобно лобзанию Иуды. Даже доктора – и те говорят, что без веры в
лекарства, то в слово Божие легко верить.
Далее читаем: «Все это происходило
с ними, как образы; а описано в наставление нам,
достигшим последних веков».
Для злых всегда был и будет конец, а
для верующих во Христа царству Его не будет
конца.
Далее читаем: «Вас постигло
искушение не иное, как человеческое;
и верен Бог, Который не попустит вам быть
искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и
облегчение, так, чтобы вы могли перенести. Итак,
возлюбленные мои, убегайте идолослужения».
Где молятся и постятся, там нет
идолослужения, а где пляски и игры, там идолу
служат.
И все запели: «Твоя песнопевцы,
Богородице».
После пения «Братец» читает далее:
– «Я говорю вам как разсудительным;
сами разсудите о том, что говорю».
Т. е. я говорю вам не как глупеньким,
а как разумным. Вы можете отличать зло от добра.
Далее читаем: «Чаша благословения,
которую благословляем, не есть ли приобщение
крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не
есть ли приобщение тела Христова?».
Тогда было преломление хлеба во
исцеление души и тела, а мяса не ели. Но теперь
люди привыкли есть мясо и пить вино, и потому хотя
они и причащаются, но им нет исцелений и они в суд
себе принимают, подобно Иуде.
– Прости!
И все поют: «Твоя песнословцы,
Богородице».
Далее читаем: «Один хлеб, и мы
многие одно тело; ибо все причащаемся от одного
хлеба».
– Когда апостолы преломляли хлеб,
то говорили: «так Христос
преломлял свое тело, когда страдал, так и мы будем
страдать».
Далее читаем: «Посмотрите на
Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не
участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли,
что идол есть что-нибудь или идоложертвенное
значит что-нибудь? Нет; но что язычники, принося
жертвы, приносят бесам, а не Богу, но я не хочу,
чтобы вы были в общении с бесами.
– Помолись, – говорят слушатели, а
«Братец» читает далее:
– «Не можете пить чашу
Господню и чашу бесовскую; не можете быть
участниками в трапезе Господней и в трапезе
бесовской».
Нельзя и Богу молиться и для беса
веселиться. Нельзя пить чашу Господню и чашу
бесовскую.
Поэтому апостол Павел и говорит
далее: «Неужели мы решимся раздражать Господа?».
Покайся!
– Грешны! – восклицают слушатели, а
«Братец» поясняет:
– Мы причащаемся чаши бесовской и
потому чокаемся бокальчиками, а потом чокаемся и
головами друг о друга, производим
драку и убийства и жалуемся на свою судьбу. Покайся!
– Грешны! – восклицают слушатели, а
«Братец» говорит:
– А если мы не будем делать этого,
то получим исцеление от пороков и болезней и
будем иметь успех в своих делах.
И все поют: «Седяй в славе на
престоле Божества».
После пения «Братец» говорит:
– Еще напомню…
– Напомни.
– Книгу Моисея Числ, главу 20-ю и 21-ю
«И пришли сыны Израилевы, и все общество
остановилось в Кадесе, и не было у них воды для
общества, и возроптал народ на Моисея и Аарона и
сказал: «о, если бы мы умерли тогда, когда были в
Египте».
И до сего дня, когда люди не имеют
духовной пищи и духовнаго пития, то также
поднимают ропот и также просят себе смети.
И сказали израильтяне Моисею и
Аарону: «Зачем вы привели общество Господне в эту
пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? И
для чего вы вывели нас на это негодное место, где
нельзя сеять, где нет ни смоковниц, ни винограда,
ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?».
Так и мы частенько жалуемся: нет у
нас хлеба, нет чаю, нет родственников, которые
помогли бы нам, и тогда мы бываем злые, презлые, и
обвиняем Бога и родственников, а себя
оправдываем. Почему? Потому, что изсякла в нас
вера в слово Божие.
Далее читаем: «И пошел Моисей и
Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали
на лица свои, и явились им слава Господня. И
сказал господь Моисею, говоря: возьми жезл и
собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в
глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты
изведешь воду из скалы и напоишь общество и скот.
И взял Моисей жезл от лица Господа. И собрали
Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им:
послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы
извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и
ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло
много воды, и пило общество и скот его. И сказал
Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили
Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов
Израилевых, не введете вы народа сего в землю,
которую я даю ему».
Моисей прославил не Господа, а себя,
и за это Господь сказал: «не взойдешь в землю,
которую даю народу твоему. Ты прославил не Меня, а
себя».
Для чего это написано? Для того,
чтобы и мы не дерзали много о себе думать и
говорить.
Далее читаем: «И эта вода будем
называться водою Меривы, потому что у этой воды
вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он
явил им святость Свою. И послал Моисей из Кадеса
послов к царю Едомскому сказать: так говорит брат
твой Израиль: ты знаешь все трудности, которыя
настигли нас; отцы наши перешли в Египет, и мы
жили в Египте много времени, и худо поступали
египтяне с нами и отцами нашими; и воззвали мы к
Господу, и услышал Он голос наш и послал Ангела и
вывел нас из Египта; и вот мы в Кадесе, городе у
самаго предела твоего».
Израильтяне сначала разсказали
царю Едомскому те чудеса, которыя сотворил им
Господь, а потом говорят ему: «позволь нам пройти
землею твоею; мы не пойдем по полям и по
виноградникам и не будем пить воды из колодезей
твоих; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни
направо, ни налево, доколе не перейдем пределов
твоих. Но Едом сказал им: не проходи чрез меня,
иначе я с мечем выступлю против тебя».
Такой сердитый был царь! он говорил
израильтянам: «что вы разсказываете мне о
чудесах? я в это не верю».
– Прости! – говорят слушатели, а
«Братец» читает далее:
– «И сказали царю Едомскому сыны
Израилевы: мы пойдем большою дорогою, и если
будем пить твою воду, я и скот мой, то буду платить
за нее; только ногами моими пройду, что ни чего не
стоит. Но он сказал: не проходи чрез меня. И
выступил против меня Едом с многочисленным
народом и с сильною рукою. Итак не согласился
Едом позволить Израилю пройти чрез его пределы, и
Израиль пошел в сторону от него. И отправились
сыны Израилевы из Кадесы, и перешло все общество
к горе Ор».
Чрез несколько времени царство
Едомское рухнуло. И ныне таковые сердитые гибнут.
Далее читаем в 21-й главе:
«Ханаанский царь Арада, живущий к югу, услышав,
что Израиль идет дорогою от Афарима, вступил в
сражение с израильтянами и несколько из них взял
в плен. И дал Израиль обет Господу и сказал: если
предашь народ сей с руки мои, то положу заклятие
на них и на города их. Господь услышал голос
Израиля и предал хананеев в руки ему, и он положил
заклятие на них и на города их и нарек имя месту
тому: Хорма, т. е. заклятие. От горы Ор отправились
они путем Чермнаго моря, чтобы миновать землю
Едома. И опять стал малодушествовать народ и
роптать против Бога и Моисея: зачем вывели вы нас
из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь
нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта
негодная пища».
Народу израильскому опротивела
манна, а раньше он так хвалил ее. Теперь он стал
роптать из-за хлеба, а раньше роптал из-за воды.
Далее читаем: «И послал Господь на
народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и
умерло множество народа из сынов Израилевых. И
пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что
говорили против Господа и против тебя; помолись
господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился
Моисей Господу о народе. И сказал Господь Моисею:
сделай себе меднаго змея и выставь его на знамя и
если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный,
взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей
меднаго змея и выставил его на знамя, и когда змей
ужалил человека, он, взглянув на меднаго змея,
оставался жив.
Но многие не соглашались смотреть
на змея. Они говорили: «если бы, как в Египте, нам
было велено помазать двери кровью, то мы
согласились бы сделать это, а на этого,
сделаннаго из меди, змея мы не хотим смотреть. Это
новшество».
А, между тем, этот медный змей был
прообразом Христа, распятаго на кресте. И как
тогда кто смотрел на меднаго змея, тот исцелялся,
так и потом кто смотрел и смотрит на крест Христа и, подражая Христу, старается
нести свой крест, тот исцелялся и доныне
исцеляется от болезней и избавляется от нужды и
несчастий.
И как тогда медный змей разделил
еврейский народ на одних, которые не хотели
смотреть на него, и на других, верующих, которые
смотрели на него, так и потом крест Христа
разделил и теперь делит людей на одних, которые
не верят в него и которые болеют и страдают от
нужды, несчастий, бунтов и революций, и на других,
которые верят в крест Христа и сами несут каждый
свой крест и избавляются от болезней, нужды и
несчастий.
Но если мы только прикладываемся к
кресту Христа, а к учению Его не прикладываемся,
то мы не исцеляемся от болезней и не избавляемся
от нужды и печали. Если кто прикладывается к лику
Спасителя, а к учению Его не прикладывается, то
таковой соглашается на все дурное. А кто не
только прикладывается к лику Спасителя, но и к
Его учению, то оно пробуждает в нем веру, а вера
исцеляет его от пороков и болезней и избавляет от
нужды и несчастий.
– Спасибо! – говорят слушатели и
поют «Блажен муж».
После пения «Братец» говорит:
– Весть Господь путь праведных, и
путь нечестивых погибнет, – говорит Давид. Эти
слова Давида мы поем для того, чтобы и мы
вспоминали путь праведных и погибель нечестивых
и избавлялись от всяких неприятностей.
– Спасибо!
– Вот напомнил я вам Евангелие,
послание апостола Павла и книгу Моисея, в которой
говорится, что за ропот многие израильтяне
погибли. Это написано для того, чтобы и нам
избавиться от ропота, болезней и несчастий.
– Дай, Господи! – говорят
слушатели.
– Напомню еще…
– Напомни.
– Житие святого Анина, безмезднаго
врача людей и животных, воспоминаемаго 18-го
марта.
Сказав это, «Братец»
стал читать и пояснять из книги «Жития святых,
изложенныя по руководству четьих-миней св.
Димитрия Ростовскаго, за март, начиная с 370-й
страницы, следующее место:
«Святой Анин был безмездным врачем
не только для людей, но и для животных, потому что
Бог дал ему власть и силу исцелять всякий недуг и
всякую болезнь в людях. Слава о святом
распространилась по всей стране той. К нему
приводили многих недужных, и всех он исцелял по
благодати Божией. Вследствие этого святой уже не
уходил в пустыню, но пребывал постоянно в своей
келлии ради приходящих к
нему людей; для того Бог и даровал его той стране,
чтобы приходящие к нему, как бы к некоему
источнику исцелений, не отходили не утешенными,
но чтобы каждый получил от него врачество,
соответственно своей болезни: один получал у
него исцеление своим телесным недугам, другой
врачевал свои душевныя болезни, слушая его
наставления и поучения».
Значит, святой Анин врачевал и душу
и тело; а кто может врачевать душу, тот может
врачевать и тело. Но кто не может успокоить душу,
как же он может исцелить тело? Больному телом
надо исцелить сначала сердце.
– Исцели, – говорят слушатели, а
«Братец» читает далее:
– «В виду того, что место, где жил
святой, было безводным, а потребность в воде была
большая, вследствие большаго количества людей,
приходящих к святому, святой ископал небольшой
колодезь, в который собиралась дождевая вода.
Один раз к святому пришли несколько человек и
попросили дать им воды. Святой велел одному из
своих учеников почерпнуть воды из колодезя. Но
ученик сказал ему, что вода уже вся истощилась в
колодезе, так что не осталось ее там ни одной
капли. Тогда преподобный сказал ему: «я надеюсь
на дивную силу Божию. Иди, и ты найдешь воду,
которою утолится жажда пришедших».
Мы видим из этого, что святой верил
в силу Божию, и Бог дал ему воды, как и Моисею из
скалы.
Далее читаем: «Ученик отправился и,
к удивлению своему, нашел колодезь наполненным
водою до верха. Прославив Бога, он почерпнул воды
в колодезе и, принеся ее к своему учителю,
разсказал ему о совершенном силою Божиею чуде.
Тогда братия воскликнули: «благодарение Господу,
давшему нам воду по заслугам святого отца
нашего». Но святой, наблюдая всегда
смиренномудрие, сказал братии: «простите меня,
братия! Я человек грешный! Вода сия дарована вам
Богом не ради меня, но по причине великой вашей
жажды».
– Спасибо! – говорят слушатели, а
«Братец» поясняет:
– Для чего святой сказал это? Для
того, чтобы нас научить не думать и не говорить о
своей святости. А если мы будем величаться ею, то
Господь отнимет у нас все, и мы сделаемся хуже,
чем раньше были.
И если святой Анин сказал: «я
человек грешный и вода сия дарована не ради меня,
но по причине великой жажды народа», то и я скажу:
и то, что Господь посылает вам, бывает не ради
меня, а ради вашей веры и духовной жажды. Что
делали пророки, то делали и апостолы, а что делали
апостолы, то делали и отцы церкви, то можем и мы
делать по вере в их слова.
Для чего все это написано? Для того,
чтобы и мы научились у них веровать. Но теперь в
нас нет веры и потому Господь говорит и нам: «о,
род неверный, лукавый и развращенный». Наука мира
сего убивает веру в слова Христа.
– Прости.
– Но когда в нас родится вера в
слово Божие, тогда мы исцелимся от пороков и
болезней и избавимся от нужды и печали и не будем
бросаться в огонь и воду, и будет между нами
великая тишина.
– Спасибо!
После этой беседы слушателям
раздавался у дверей миссионерский листок под
заглавием «Моим слушателям».
На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед