Оглавление бесед Предыдущая Следующая Святая Трезвость

Беседа Братца Иоанна

от 8 августа 1910 года.

9-я неделя по Пятидесятнице.

Об утопающем Петре.

В воскресенье, 8 августа, Братец Иоанн сказал:

- Сегодня Евангелие от Матфея, из 14-й главы , читается так: «Иисус понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться на другую сторону». Христос повелел ученикам...

- Нам, - говорят слушатели.

- Да, и нам Он велит чрез Евангелие перейти из пьяной и развратной жизни в Трезвую и чистую.

- Спасибо!

- И когда они отправились, и лодка была уже на средине моря, поднялся противный ветер, и лодку стало бить волнами. В четвёртую же стражу ночи Иисус пошёл к ученикам, идя по морю. Ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: «Это призрак». Но Иисус сказал им: «Не бойтесь, это Я».

- Спасибо!

- Этот рассказ служит прообразом нашей жизни. Если мы принимаем учение Христа, то мы переправляемся из невоздержной, пьяной и развратной жизни в воздержную, и как ученикам, так и нам иногда предстоит противный ветер, и волны бьют нашу лодку, и мы хотим своими силами спастись, говоря: «Хочу пью, хочу не пью». Человек хочет быть честным, но без учения Христа не может. Как ученики без Христа тонули, а с появлением Его ободрились, так и мы с появлением Слов Христа можем ободриться и спастись от разных пороков, но без Слов Христа мы не можем бороться с противным ветром и волнами и погибаем.

Пётр сказал Иисусу: «Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Он сказал: «Иди». Пётр пошёл, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи, спаси меня!»

- Спаси! - восклицают слушатели.

- Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: «Маловерный! Зачем ты усомнился?»

- Прости! - говорят слушатели.

- Так и с нами бывает: когда мы слышим Слова Христа, то мы иногда тотчас идём за Ним, но когда нас постигают испытания и соблазны, то мы сомневаемся, теряем Христа и тонем; кажется, ясно.

- Ясно, - говорят слушатели.

- Что было тогда, то бывает и теперь: если люди не ищут Слов Христа, то захлёбываются, стреляются, топятся, давятся, вешаются. Иные говорят: «А как же Иуда верил во Христа и всё-таки повесился?» Но Иуда только ходил за Христом, но не проникся Его Словами и потому повесился. Так и Саул пренебрёг словами Самуила и погиб от своего меча.

Так и мы, если не проникаемся наукой Христа, то не спасемся и погибаем. Но всегда было и всегда будет спасение от науки Христа.

- Спасибо!

- Случается, что человек, болея душой, скажет: «Довольно грешить, пойду в монахи». И когда он поступит в монастырь, то сначала в нём бывает полная вера и боязнь, и он ведёт хорошую жизнь. Но когда пройдёт год - полтора, и он узнаёт все права, тогда в нём пропадает вера и страх, и он доходит до воздаяния зуб за зуб.

- Это я такой, - говорит кто-то.

- Но когда в человеке есть крепкая вера в Слово Христа, тогда он не склоняется ни направо, ни налево, где бы ни жил: в монастыре или у господина. А раз человек потерял веру в слова пророков и Слова Христа, то он бывает несчастен как в духовной, так и в светской жизни. А если он верит в слова пророков и в Слова Христа, то в нём есть страх Божий и ему везде хорошо: и в монастыре, и у своего господина, и он счастлив как на земле, так и на небе.

Апостол Пётр сказал: «Если это Ты, то повели мне прийти к Тебе по воде». И когда Христос сказал ему: «Иди», он пошёл. Если и мы будем следовать словам пророков и словам Евангелия, то ничто не задержит нас: ни трактиры, ни рестораны, ни другие увеселительные места. А если мы не вникаем в слова пророков и в слова Евангелия, то тогда нам скучно, тогда всякий предмет задерживает нас и на всякую вещь мы соблазняемся. А если мы будем вникать в слова пророков и в слова Евангелия, то они поддержат нас за правую руку и вытащат из беды, как Христос поддержал и вытащил Петра.

Иной скажет: «Но Пётр слыхал Слова Христа, потому и пошёл к Нему». А разве мы не слышим?

- Слышим, - говорят слушатели.

- А если слышим, то и пойдём за Ним, и Он спасёт нас.

- Спасибо!

- И когда вошли они в лодку, ветер утих, а бывшие в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: «Истинно, Ты Сын Божий».

Христос или Его учение утишает всякий ветер и всякую бурю. Если мы принимаем Слово Евангелия, то Христос говорит: «Это Я», то есть Слова Евангелия есть Я, есть Христос, есть Бог. Оно было у Бога, а ныне Оно с нами и спасает нас от всякой бури. Христос говорит также: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я». А где Он, там нет бури, там мир и тишина.

Но если мы будем говорить только свои, человеческие слова, а не Слова Христа, то никакой бури мы не сможем утишить. И если даже всего два или три человека соберутся, то без слов Евангелия они заспорят и дойдут до кочетков (до драки). А при словах Евангелия стыдно спорить. Слова Евангелия приводят и мятежного человека к миру и тишине.

Если вникнуть в Евангелие, то там вся учёность, всё богатство, вся техника, и оно обо всём напоминает. Например, если ты придёшь на торжище нанять себе работников и, наняв работника, скажешь ему: «Иди в мой виноградник, копай, и я заплачу тебе то, что следует согласно Слову Евангелия, то он, услышав, что ты по Евангелию договариваешься с ним, будет верить тебе, и между вами будет мир. Но если ты обманешь его, то он потеряет веру в тебя и будет тебя судить Словами Евангелия, говоря тебе: «Ты по Евангелию взял меня, но не по Евангелию рассчитываешь меня».

Если мы устраиваем собрание без Слова Божия, то у нас устраивается спорный митинг, мятеж. Это было и при Давиде, почему он и говорит во 2-м псалме: «Вскую шаташася народы и замышляют тщетное? Они говорят: расторгнем узы и свержем с себя оковы. Но Господь посмеётся и поругается им, разрушит их замыслы и накажет их», потому что они искали не Бога, и у них вместо беседы был митинг, спор, вздор.

Нынешнее Евангелие говорит не об одной только тогдашней буре и не об одних только тогдашних волнах, но и о житейской буре и о житейских волнах настоящего времени. Поэтому если мы читаем и слушаем Евангелие, то мы должны делать сравнение между тогдашней жизнью, записанной в Евангелии, и настоящей жизнью.

Новый Завет - это вечно новое учение, потому что из него вытекает всё новое и новое разумение жизни, применительно к её всё новым и новым видоизменениям. Поэтому кто понимает Новый Завет только так, как он уже был раз истолкован применительно к прошлой жизни, тот понимает его узко. Жизнь всегда открывает всё новое и новое. Поэтому и толкование Евангелия должно быть всё новое и новое, применительно к новой жизни.

Так, когда не было ещё понято Писание, то Иоанн Креститель пришёл и жизнью своей и в жизни других открыл новое толкование Писания. Когда книжники и фарисеи послали спросить его:

- Ты кто? Христос? - то он ответил:

- Нет.

- А кто же ты? Илия?

- Нет.

- Что же ты, пророк?

- Нет.

- А кто же ты?

- Я глас вопиющего в пустыне, как сказал пророк Исаия (Ин,1,24; Ис 40,3), а пророк Иеремия пишет: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Матф, 2,13; Иер. 31,15). Посланные спросили Иоанна Крестителя:

- Это о ком ты говоришь?

- Это, - ответил он им, - Рахиль так плакала о своих детях, Иосифе и Вениамине, а когда были избиты царём Иродом 14000 младенцев, то точно также плакали и их 14000 матерей. В то время и мать Моя, скрывая Меня от убийц, точно так же плакала обо Мне, как Рахиль плакала о своих детях.

- Таким образом, Иоанн Креститель своею жизнью и в жизни других открыл новое толкование слов Писания о Рахили.

Точно так же, как прежде Христос утишил бурю, так и теперь Его Слово производит тишину.

Для того и написано Евангелие, чтобы применять его к многообразной и всё новой и новой жизни и тем спасать людей. Поэтому если мы будем, подражая Апостолу Петру, только кричать: «Господи! Спаси меня» или «Господи! Помилуй», то сколько бы мы не кричали, хоть тысячу раз, мы не получим пользы, если не будем вникать в слова пророков, Христа и Апостолов.

И если мы называемся Петрами, но не научились у Апостола Петра, то мы - Лжепетры.

- Прости! - говорят слушатели.

- Подобно тому, как был Лжедимитрий, так есть и Лжепетры, то есть такие, которые заняли только имя у Петра, но дела их не Петровы, и они не вникают в Слова Христа.

- Прости!

- Иисус простёр руку и поддержал Петра, и они вошли в лодку, и буря утихла. Если и мы призовём Христа в свою лодку, то есть примем Его учение в своё сердце, то всякая буря утихнет. Но если мы, следуя букве Писания, сели в настоящую лодку и стали бы плыть и просить Христа, чтобы Он видимым образом пошёл по воде и вошёл бы в нашу лодку, то этим мы устроили бы только одну комедию без тишины.

Но мы должны вникнуть в духовный смысл этих слов и применить их к своей жизни, и тогда они поддержат нас, и мы скажем: «Истинно, Ты Сын Божий».

- Истинно! - говорят слушатели.

- Учение Христа не может быть ветхим, старым: оно всегда ново и потому применение его всегда есть и будет новое.

И, переправившись, прибыли в землю Генисаретскую. Жители того места, узнав Его, принесли к Нему всех больных и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и те, которые прикасались, исцелялись.

Но если бы кто нашёл какого-нибудь святого человека и стал бы прикасаться к нему, а не прикасался бы к его науке, то мог бы он исцелиться?

- Нет, - отвечают слушатели.

- Так и мы, если прикасаемся только к крышке Евангелия, а к Словам Евангелия не прикасаемся, то есть не вникаем в них, то мы только срамим Евангелие. Но если мы прикасаемся к Словам Евангелия, то есть вникаем в них, тогда оно исцеляет нас от разврата, разбоя, нужды и болезней. Наука Евангельская - это самая главная дезинфекция. Она ограждает тебя от развратного и всего дурного. Но если кто прикладывается к крышке Евангелия, а в жизни своей, как Иуда, потихоньку развратничает, то он мучается и болеет.

- Это я, - говорит кто-то.

- От развратной жизни у него появляется глухота и слепота и спина болит.

- Болит спина, - говорит кто - то.

- Он прикладывается ко всем святым, но ему, как Каину, от этого не лучше и во всём ему не везёт.

- Прости!

- Он лечится лекарствами, но и лекарства не помогают ему. Он похулил Христа, похулил и лекарства, похулил и медицину, и ему ни от чего нет пользы. И тогда, чтобы отвязаться от него, говорят ему: «Поезжай за границу». Подобные люди вредны Богу и людям. Но кто очищает своё сердце Словами Евангелия, тот бывает воздержан, здоров и не имеет нужды. Мне так кажется.

- Так, - говорят слушатели.

- Поэтому когда древние христиане проникались Словами Евангелия, то всё остальное прилагалось им: и здоровье, и капитал, и тогда среди них не было ни больных, ни нуждающихся. И кто был слепой, тот рассказывал: «Я был слепой, а теперь вижу, потому что Иисус положил мне брение на глаза и исцелил меня». И хотя этот слепой не был священником, но и он, когда исцелился, стал и других целить своим исцелением. Точно также если какой разносчик станет вести воздержанную и честную жизнь, то он не будет лишнего расходовать, и у него вместо лотка вдруг появится магазинчик. Тогда он исцелит и другого разносчика; другой разносчик, глядя на него, также начнёт верить и вникать в Слова Евангелия и исцелится от лени и бедности.

Всякий, кто, вникнув в Слова Христа, исцеляется от разврата, нужды и болезни, вызывает в других веру в Слова Христа, и этой вере нет конца.

- Спасибо! - говорят слушатели и поют «Верую во единого Бога».

После пения Братец говорит:

- Кто вникает в Слова Христа, у того вера не имеет конца, а кто не вникает в них, у того вера лицемерная, и она скоро кончается.

- Прости, Дорогой Братец!

- А если вера лицемерная, то хотя бы ты и кричал: «Господи, спаси меня», но Господь не спасет тебя ни на воде, ни на суше. Но если ты имеешь крепкую веру в Слова Христа и вникаешь в них, то Господь поддерживает и спасает тебя Своей рукой.

- Спасибо! - говорят слушатели и поют «Придите ко мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас»...

- Без Слов Христа, - говорит Братец, - вся наша жизнь в опасности.

- В опасности, - говорят слушатели.

- Но от Слов Христа утихает всякое волнение и уничтожается всякое пьянство и разврат. Для того и положено читать Евангелие на каждый день, чтобы человечество спасалось им.

- Спасибо!

- Когда люди будут видеть спасённых, тогда и в них будет пробуждаться вера . Но у нас мало веры. Почему? - спрашивает Братец.

- Почему? - спрашивают слушатели.

- Потому, - отвечает Братец, - что мало спасённых. Мало спасённых, мало избавленных от бедности и от болезней, поэтому мало и веры. А если есть спасённые, то будет и вера, и вере не будет конца.

- Спасибо! - говорят слушатели и опять поют: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас»...

- Ещё напомню вам...

- Напомни, Дорогой Братец!

- Напомню слова Апостола Павла к Коринфянам.

- К нам.

- В 3-ей главе первого послания к Коринфянам мы читаем: «Я не мог говорит с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе». Коринфяне не понимали слов Апостола Павла, и он говорил с ними так, как говорят с младенцами, а с младенцами надо говорить про то, что им ближе: про игрушечки, про конфетки.

- Как Ты говоришь с нами, - говорит одна женщина, а Братец продолжает:

- Апостол Павел пишет: «Я питал вас молоком, а не твёрдою пищею, ибо вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах питаться твёрдою пищею».

- Не в силах, - говорят слушатели, а Братец продолжает:

- Если дать вам твёрдую пищу, то вы подавитесь. Для людей плотских, для младенцев во Христе, Слово Христа - твёрдая пища, они могут им подавиться. Одно Евангелие им ещё не понятно. Но если говорить про земное, про то, что близко к ним, и повторять одно и то же несколько раз, тогда они поймут Евангелие.

Между вами, - говорит Апостол Павел, - есть зависть, споры и разногласия.

- Есть, - говорят слушатели, а Братец продолжает:

- Поэтому вы плотские, а не духовные. Апостол называет Коринфян плотскими, а не духовными потому, что у них были зависть, споры, вздоры и разногласия. Они спорили о том, кто от кого родился духовно: один говорил: «я - Павлов», другой: «я -Аполлосов».

- А вот Я вам не Отец...

- Отец, - говорят слушатели, а Братец продолжает:

- Так у Меня и нет детей...

- Есть, - говорят слушатели, а Братец говорит:

- Нет у Меня ни плотских, ни духовных детей. Я - как безродный. Но кто назвался Духовным Отцом, тот должен беседовать о Духе Христовом и рождать Духовных детей. Но откуда у нас пьяницы и плясуны? Очевидно, мы о Духе Христовом никогда и не говорим, никогда и не беседуем. Поэтому и рождаются от нас пьяницы и плясуны. Если же мы Духовно беседуем, то у нас и дети рождаются Духовные, которые также Духовно говорят и подчиняются нам, как сын подчиняется отцу. Но если ты никогда не говоришь о Духе Христовом, то рождённый тобою никогда не подчинится тебе, хотя бы у тебя была по пояс седая борода.

- Истинно! - говорят слушатели.

- Вы ещё плотские, ибо вы завидуете и спорите. Когда удалите зависть, спор и вздор, тогда и сами будете духовными и детей будете рождать духовных.

- Помолись, Дорогой Братец!

- Апостолы никогда не спорили и никогда не делали никакой смуты. А если их и мучили и убивали, то от этого было ещё больше веры и от них рождались ещё больше духовных детей.

Не следует спорить о том, кто от кого научился и духовно родился: кто от Павла, кто от Аполлоса, кто от кого другого.

- Кто от Братца Дорогого, - говорят слушатели.

- Они не учили вас спорить, они только служители, через которых вы уверовали, и при том, поскольку каждому дал Господь. Павел насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Посему, насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий. Если бы Бог не возрастил, то ничего бы не вышло из их труда. Поэтому надо не только трудиться, но и молиться. Тогда труд наш не пропадёт. Если мы учим кого-нибудь и в то же время молимся, говоря: «Господи! Возрасти в нём семя», тогда привьётся в нём семя, посеянное нами.

Апостол Павел говорит далее: «Насаждающий и поливающий суть одно, но каждый получит свою награду за свой труд». Кто сколько потрудился - столько и получит.

Вишь как сравнил! Точно молочком накормил. Апостол знал, как надо питать: взрослому, духовному, он давал одну пищу, а младенцу, плотскому, давал другую. «Я, - говорит Павел, - строю по данной мне благодати, а другой строит по своей благодати, как кто может, но мы оба строим на одном и том же основании, которое есть Иисус Христос, и из одного и того же Христового материала».

Если и мы будем строить здание из Христового материала, то воздвигнем его, но из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена и соломы нельзя его построить. Апостол Павел также строил не из золота, серебра и драгоценных камней, а из материала пророков и Христа. А если бы Он стал сначала собирать золото, серебро и драгоценные камни для постройки, то никто не мог бы ему поверить в его строении. Поэтому и сказано: «Ищите прежде Царства Божия, а остальное приложится вам».

- Спасибо!

- Если бы Я пришёл к вам и стал бы только собирать на зал и на всё другое, то и вы не поверили бы Мне, и ничего не вышло бы из Моего строения.

Если же мы будем строить так, как строил Моисей, пророки, Христос и Апостолы, то наше строение никогда не разрушится. А кто строит на другом основании, то есть на другом учении, у того такое строение сгорит, и он ничего не получит, хотя бы и застраховал его. Но кто застраховал себя в страхе Божием, у того дело никогда не сгорит.

И если мы будем искать таких людей, которые подкрепляют нас словами пророков, Христа и Апостолов, то у нас никогда не будет духовных пожаров. А если и случится согрешить, то Господь накажет, мы покаемся и спасёмся, как бы из огня.

«Но кто, - говорит Апостол Павел, - разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм вы».

- Спасибо!

- Вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас; но если вы разоряете этот храм пороками и преступлениями, тогда Дух Божий оставляет его, и он предаётся огню страданий, болезней, нужды и горя.

И если кто вместо Духа Божия опирается на мудрость мира сего, то и она не помогает ему, ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом, как написано: «Бог уловляет мудрых в лукавстве их. Господь знает умствования мудрецов, что они суетны».

Итак, никто не хвались человеками, а хвались только Богом, потому что вы Христовы. А Христос - Божий. Если вы Христовы, то должны и увлекаться Словами Христа. В древности христиане увлекались Словами Христа и хвалились только Богом. И если их постигало какое испытание, то и тогда они воздавали хвалу Богу, говоря: «Слава Тебе, Господи! Мы заслужили Твоё наказание. Мы обижали людей, и они плакали от нас. Вот и нам пришлось поплакать».

И царь Давид говорит: «Наказание Твоё, Господи, вразумляет меня».

Мы должны признавать свои пороки и преступления, и тогда мы спасём себя и других.

- Помолись, Дорогой!

- Нынешнее Евангелие и послание Апостола Павла и заключается в том, что Христос Своим Словом избавлял и теперь избавляет людей от великой бури и потопления.

- Спасибо!

- Если бы не было в те времена избавленных, то никто не поверил бы во Христа. Если бы и в настоящее время не было избавленных, то не было бы веры в Евангелие.

Но как прежде, так и теперь люди видят избавленных и верят в Евангелие, и их вере не будет конца.

Ив.Трегубов.

Оглавление бесед Предыдущая Следующая Святая Трезвость