С-Петербургскому епархиальному противосектантскому
миссионеру Н. Булгакову
(Так гласит Ваша титульная бланка за № 77 от 2-го ноября 1901 г. таковою официальностью Вы просите ответ).
2-го ноября 1901 года, Я, Иоанн, брат Ваш, получил от Вас письмо, в котором Вы Меня укоряете за то, что Я Вам показал газету "Северный Курьер" за No 302 1900 года, в которой говорилось о директоре Белякове, Самарской безумной больницы, в которой держали Меня в строгой форме четыре месяца здорового и там же сняли с Меня вериги. Да, это ПРАВДА было так, как пишет "Северный Курьер".
На это Я скажу Вам, возлюбленный брат, неужели Я Вас тем оскорбил? Вспомни, ведь Я тебе показал газету по любви Моей, и Я принял Вас по братски, как члена церкви, подал Вам печать в простоте сердца Моего, заглядывал Вам в глаза и набивался Своими словами, с радостью сидели вместе за столом, евши хлеб, и Вы подняли пяту на Меня. Какое же зло Я сделал Вам?
Прошло время — год тому назад, как Вы у Меня были, и вздумали укорять Меня тем, что Я подал Вам номер газеты, неужели Вам оскорбительно? Я по любви Моей Вам подал таковую, а Вы приписали это к тому, что Я ищу мирской славы. А кажется, Вы сами знаете то, что сам себе славы не приемлет человек, если не прославит его Бог.
А также, ещё Вы пишете, что Я на газетную славу надеюсь и на нее уповаю. Нет, брат Мой, Вы в этом ошибаетесь. Меня газеты прославлять не могли и на газетную славу Я никогда не уповал, и всегда Моя НАДЕЖДА на Христа и на Евангелие.
Если Вы говорите о том, что Мои друзья подавали прошение и ссылались на номер газеты, так Я тут не причем, и таковые Мне не друзья, а такие же братья, как и Вы и они в прошении просили того, что для них нужно и Правительству и церкви полезно. Так тут славы газетной нет, а что человек делает хорошо или плохо, не умолкнет на тысячу лет.
Вспомни Писание, об этом же есть написано так, как говорил Христос: "Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто: Меня прославляет Отец, о Котором Вы говорите, что Он Бог ваш". Таковые слова, сказанные Христом в защиту Самого Себя и Его учеников, которые страдали за Евангелие (Иоанна гл. 8, ст. 54).
Ещё Вы пишете о том, что Меня на проповедь к народу никто не посылал и говорите, что учение Моё не от Бога. А разве Вы не читали в Писании: "ибо Которого Бог послал, Тот говорит слова Божии; ибо не мерою даёт Бог Духа". Смотри Иоанна 3, ст. 34. Вспомни Писание, на Меня ли негодуете, сказавши Вам истину?
Конечно, не посылал Бог ни на пирушки, ни на мирскую гульбушку и гневаться на брата своего; а уговаривать от пьяной и порочной жизни Бог повелел, и на такое дело Бог не мерою дает Духа.
А также и об учении, скажу словами Спасителя, как Он говорил: "Учение Моё — не Моё, но Пославшего Меня; и кто хочет узнать о сём учении, от Бога ли Оно, или Я Сам от Себя говорю" (Иоанна гл. 7, 16-17). Да и всех нас Господь послал говорить Евангельскую Правду, да не все хотят, для того священники церкви и учат нас, Евангельские таланты не скрывать. А также и тебе и каждому не возбраняется искать людей погибших в пьянстве. А также и Христос повелел убедить пьяных людей к трезвой жизни; и если он послушает тебя, то приобрел ты брата твоего, тогда будет по Евангелию и увидят Ваши добрые дела и прославят Отца Небесного. А ведь Вы знаете, что без дел вера мертва есть, а также Апостол Иаков говорит: "Ты покажи веру твою без дел твоих, а я покажу веру мою из дел моих" (Иакова 2, ст. 18).
Апостол Иаков показал книжникам свои дела в Боге соделанные, за то и пострадал; он дал пример и прочим страдать за добрые дела и за Евангелие. А потому не возбраняется и нам жить примером, хвалиться Богом на делах, ныне похвалюсь Я не Собою, но Богом.
Христос Бог Мне, ничтожному, помог уговорить пьяных братьев, которых Вы назвали друзьями, которые и образовались тысячным кружком во Славу Господа. И каждый Воскресный день они видят добрые трезвые дела и прославляют Отца Небесного по Евангелию (Матфея 5, ст. 16).
И радуюсь о том, что Господь через Святую Церковь дал им ТРЕЗВУЮ ЖИЗНЬ, а Дорошевич не радуется о таковых пропавших и нашедших и таковые ТРЕЗВЫЕ дела в печати похулил. Где же у него вера в Церковь? А говорят, что он в Бога верует. Да, это правда, так как говорит Апостол Иаков: И бесы веруют и пред Богом трепещут, да дел не имеют, и всюду причиняют всем верующим в Евангелие вред.
Теперь как надо на это смотреть, на таковых, которые добрых дел не имеют и сами не делают и не радуются, и делающим правду, воспрепятствуют. Но, кажется, Вам известны Слова Спасителя, как говорил: "Порадуемся со Мною Я нашел пропавшую Мою овцу". А Дорошевич очернил печатью своей, ТРЕЗВЫЕ дела, и не порадовался о том, о чем радуются люди и Бог.
Теперь на это как надо смотреть, что пишет Дорошевич, и за кого почесть; да и Вы просите у Меня ответа на печать Дорошевича и говорите: верить ли тому, что пишет о Мне и о Моих служанках не одобрительно.
Я Вас не принуждаю верить, а равно и не верить, и не в Моей воле заставить; а если хотите верить, то верьте в Евангелие, там написано: узнавать хорошее дерево по плодам, а человека по делам, тогда не ошибёшься и узнаешь того, кто живёт в пользу мира и на пользу Правительства и церкви.
Вы поверили печати Дорошевича, который накидал грязные камни во гроб Николушки покойному, о котором чуть не вся Москва молилась, по христиански мёртвому воздала честь со святыми упокой. А Дорошевич один из тысяч очернил покойного Николушку и накидал грязные камни туда, где все Святые упокоеваются. Вот теперь по делам и видать, какая у Дорошевича вера. Он опровергает и других покойных, касаясь Ксении Блаженной, от которой всегда точилось верующим исцеление и об этом знают люди и печать.
Тут каждому понятно, если не было бы исцеления от могилы и от лампадного масла, тогда люди и не пошли бы к могиле или мощам святых. А также, если через молитвы отца Иоанна Кронштадтского не было бы исцеления, тогда не приезжали бы из отдаленных мест. А если верующим людям Господь дает исцеление по вере притекающих, и таковую славу не уничтожить хулением печати. Всегда Господь прославлял гроб верующих и до конца прославляет, всегда было хуление таковых покойных и доныне Дорошевич, он не только покойных опроверг, но и Царицу Небесную, чтимую, опровергает, в Москве пишет о Ней в печати так, что никогда и никаких чудес, подобных не было, а это сектантам и раскольникам на руку.
Да, это правда, для Дорошевича не было никакого чуда, подобно, как фарисеям на заказ чудеса и Христос не творил.
Хотя Дорошевичу хотелось видеть какое-нибудь чудо и спрашивал у сторожей и те ему не указали, так и сказал Дорошевич, и нигде не нашёл. А верующим всегда было и есть доныне, Царица Небесная помогает и избавляет от нужды и печали.
Вот Дорошевича дела, а Вы пишете Мне, верить ли тому, что пишет Дорошевич? Итак, если ему позволили кидать грязные камни туда, где все святые упокоеваются, а на Меня и на Моих служанок, рука не дрогнет. Он их обозвал всячески и черничками, но слуги Мои никого не очернили, но живут в пользу ТРЕЗВОГО народа по Евангелию, исправляют должность приготовить квартиру, для общества ТРЕЗВЕННИКОВ. Ныне всем известно таковое их занятие пять лет и таковую хулу нести им не в первый раз, ради Евангелия не убоятся худой молвы Дорошевича, согласно Псалма Давида (111, ст. 6-7).
Ныне приходится вспомнить слова Евангелия, как говорит Христос о том же: Ученик не выше должен быть своего Учителя, и слуга Господина своего, довольно для ученика и того, чтобы он был, как Учитель его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, то тем более домашних его" (Матфея 10, ст. 24-25).
Это всё написано в защиту учеников Евангелия, чтобы жить по Евангелию и страдать не за пляску, а за Евангелие, и оправдаться Евангелием, это наш меч и щит.
Во Христе
Братец Иоанн
Ещё Вы пишете о том, что одни газеты говорили про Меня хорошо, а другие газеты плохо и заставили прочитать бесславную статью Дорошевича. А Я Вас прошу прочтите славную статью Евангелия, там есть написано: "Ибо много толков было в народе, одни говорили, что Он добр, а другие говорили, нет Он обольщает народ" (Иоанна 7, ст. 22).
Вот ныне сотворил Господь, много толков о прославленной могиле покойных и о лампадном масле, и об иконе Царице Небесной, и о покойном Николушке, наконец подвели и Меня, под одну статью с покойными, вот это и удивительно Мне, что Вы просите у Меня ответа на статью Дорошевича № 863 от 20-го сентября 1901 года.
Ныне могу ответить тебе по Писанию, это было так же, когда Михаил Архангел говорил с драконом, споря о Моисеевом теле, но не мог произносить укоризненного суда, но сказал: "Да запретит тебе Господь" (Посл. Иуды 1, ст. 19).
Из этого Писания понятно: когда злой дух обвинял Моисееве тело, Михаил Архангел одобрял Моисеево доброе дело, так и ныне Дорошевич обвиняет живых и мёртвых грешное тело, а московская печать с народом прославляла доброе дело, о покойных говорит хорошо. Из этого писания видать Москву и газетную печать, она поступила по Архангельски. Тут каждый поймет: святыню защищать наш долг по христиански, а не верить и опровергать — этот поступил по сектантски.
Ныне ясно и очень понятно из писания Дорошевича в газете "Россия" 20-го сентября 1901 г. под заглавием "За день". Дорошевич набросился на живых и на мёртвых религиозных христиан, во-первых, накинулся на лампадное масло, бросил грязью, назвал не целебным веществом, от которого всегда было исцеление и до конца будет верующим, а неверующим фарисеям и саддукеям и Христос никакого чуда на заказ не сотворил. А простому народу Христос тогда и ныне "творяй чудеса", это всякий слышал — голос пения в церкви; и сказано в Писании: "Христос днесь, вчера и во веки Тот же" с верующими. И доныне, чтимая икона, Царица Небесная, помогает верующим только, и таковым путем только Христос отделяет народ Свой, как овец от козлов. Из сего то каждый поймет, кто не управляется со злом, тот делается козлом и задевает рогами своими живых и мёртвых.
Вот от того и нет таковым исцеления от лампадного масла и от иконы, и не получивши от молитвы утешения, сделался свирепым Каин, и убил брата своего Авеля из-за молитвы. А также и Апостолы применяли фарисеям, как писано есть: "Горе им потому что идут путем Каиновым" (Посл. Иуды 1, ст. 11), а всё это из-за молитвы случилось.
Ныне стало ясно, в № 863 Дорошевич накинулся на живых и мёртвых и на религиозно-верующих писателей и на всех тех, которые защищали икону и масло, и покойных во гробе. Тут каждому будет понятно, что от масла и от могилы покойного Николушки вреда не будет, а потому писатели так и писали, как говорит Святая Церковь: "Со святыми упокой". А Дорошевич накидал грязные камни туда, где все святые упокоеваются. С кем же можно его сравнить?
Я читал в Евангелии про Гадаринского бесноватого, который бился о камни и весьма был свиреп, так что никто не мог проходить тем путем, и кричал на Иисуса: "Зачем Ты пришёл мучить меня?"
Тому подобно и Дорошевича мучают все религиозные состояния, как масло, так и икона чтимая и прочее и прочее.
Тогда гадаринский бесноватый жил во гробах, по всей вероятности любил мёртвых, а Дорошевич накинулся с грязными камнями на мёртвых и живых, во-первых, и могилу и лампадное масло задел, и икону, Царицу Небесную, а также и на религиозных Московских писателей. В могилу покойного Николушки, кому вся Москва воздала христианскую честь, в последних не оставил и Меня, речь свою он кончил и назвал Иванушкой.
Вот Я теперь и отвечаю, как глупенький Иванушка, прошу извинить: во-первых, Дорошевич видел Меня и счёл детиною рыжим, маленького человека. Теперь можно понять, что человек был наверно больной или же у Дорошевича двоилось в очах. Во-вторых, Дорошевич пишет, что Я одевал епитрахиль, которой у Меня никогда не было да не в праве Я и одевать священное служебное одеяние. В-третьих, пишет он вместо Крестовского моста, написал, что был у Тучкова моста. Поэтому можно понять, что человек был не в себе, и обозвал всячески пьяницею, всех без разбора живых и мёртвых. Из этого можно знать, кто тут молол несправедливо.
Тут каждый поймет, что пьяница пьяницу уговорить к трезвой жизни не может, подобно, как слепой поведёт слепого и оба упадут в яму, а также и Христос говорит: "Сатана сатану изгонять не может". Об этом же свидетельствует и Евангелие.
В заключение закончу ответ Своей жизни. Я — последняя буква в мире; и вся жизнь не в углу происходила и не скрыто от людей. Во-первых, когда Я жил по мирски, занимался торговлей, не для Бога и не для Евангелия богател, тогда для мира было хорошо, но для Бога и для Меня на душе было темно. Во-вторых, когда Я бросил торговлю и старался богатеть в Евангелие, тогда нелюбящие арестовали Меня и посадили в безумный дом и вериги с Меня сняли и сказали, что это не хорошо, а Я и послушался, за веригами не погнался.
Ныне живу без вериг: утешаюсь Евангелием, и людей вместо пьянства утешаю. И сказали и это не хорошо. А также и слуги Мои живут на пользу ближних и Правительству, а церкви написали не одобрительно. И всё это ради Евангелия — бесславят от ненависти ко Мне. Подобно Дорошевича, сочли Меня к сектанту, ныне испытана Моя жизнь по всякому, но на плясунов Я не угодил.
Ныне кто же может оправдать Меня? Конечно тот, кто любит Евангелие, и с таковыми Христос говорит о том же: Иоанн Креститель не пил, не ел, а сказали в нём бес, пришел Сын Человеческий, пьёт и ест с мытарями и грешниками и сказали: вот друг мытарям и грешникам, и сказал Христос, оправдана мудрость чадами ея.
А всё это написано для оправдания верующих в Евангелие, а также и Апостол Павел говорит: "если кто будет обвинять избранных Моих, то Бог оправдает их" (Римлянам 8, ст. 33).
Вот ныне оправдывается вся жизнь таковых делателей по Писанию, а также Иоанн Богослов говорит: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете иметь жизнь вечную; Писание свидетельствует о Мне" (Иоанна 5 ст. 39), то есть о Христе для всего мира. Для того и Писание, чтобы явилось у нас знание, кто на кого похож по Писанию.
А если Христос и Апостолы оправдались по Писанию, то тем более Мне ничтожному, твари, необходимо сослаться на Писание и страдать уже не за пляску, а за ПРАВДУ Евангелия.
Закончу речь словами Иоанна Богослова, как он говорит: "Если же его Писаниям не верите, то как поверите Моим словам?" (Иоанна 5 ст. 47).
Прошу, простите за неблагодарный Мой ответ, Я лучше этого отвечать не умею, официально говорю по Евангелию сообразно всеобщих дел живых и мертвых.
Всепокорный Братец Иоанн