Петербургские миссионеры в последнее время стали враждебно относиться к Чурикову, находясь под сильным воздействием московских миссионеров и Московского Митрополита Владимира, которые, как известно, ещё два года тому назад отлучили от церкви Московских "братцев" Колоскова и Григорьева.
Считая последних учениками Чурикова, Московские миссионеры давно домогаются отлучения от церкви и их Учителя.
Поэтому, когда Чуриков в ноябре прошлого года обратился к Градоначальнику с просьбой разрешить Ему вести Беседы во вновь выстроенном Им доме, близ станции ОБУХОВО, Николаевской железной дороги, и Градоначальник, прежде чем разрешить Чурикову эти Беседы, счёл нужным довести о них до сведения духовной власти, то миссионеры крайне всполошились, и немедленно был созван Петербургский Епархиальный совет, на котором были заслушаны два доклада о Чурикове, составленные протоиереем Николаем Покровским и священником села ВЫРИЦА, где живёт Чуриков. И затем было постановлено решение: Признавая, на основании заслушанных докладов, Беседы Чурикова не только считать не полезными, но даже вредными для православной церкви; мы не находим возможным разрешить Ему вести Беседы не только близ станции ОБУХОВО, но и в других местах, где Он теперь их ведёт: в Петербурге, в Вырице и в их окрестностях.
Это решение было подписано Митрополитом Антонием и сообщено Градоначальнику для того, чтобы он своею властию закрыл Чурикову и те Беседы, которые Он уже давно ведёт.
Градоначальник хотел уже было это сделать, но Чуриков доставил ему разрешение на ведение Своих Бесед, выданное ещё покойным Министром Внутренних Дел, П.А. Столыпиным, и Градоначальник не мог нарушить воли последнего и, не взирая на домогательство миссионеров, не решился закрыть Беседы Чурикова.
Тогда миссионеры 24-го января 1912 года устраивают новое собрание членов Миссионерского совета СПЕЦИАЛЬНО посвящённое Чурикову, и на это собрание приглашают и Самого Чурикова через повестку, подписанную Епископом Никандром, председателем Епархиального Миссионерского Со вета.
В 8 часов вечера 24-го января Чуриков с тремя Своими последователями приехал в Александро-Невскую Лавру в квартиру епископа Никандра.
Войдя в переднюю, Чуриков сказал келейнику: "Доложите Епископу Никандру, что мы приехали". Келейник доложил и, выйдя, сказал Чурикову: "Вам одному велено остаться".
"Нет, мы Братца одного не оставим", — сказали последователи Чурикова. Келейник опять ушёл с докладом и, выйдя, сказал: "Ну, ладно, оставайтесь все". Тогда все разделись и вошли в приёмную.
Через некоторое время приехали и члены Миссионерского Совета священники: Орнатский, Архангелов, Покровский, Острогорский, Крылов, Прозоров и другие. Всех членов совета с Епископом Никандром было одиннадцать.
Предложив всем сесть, Епископ Никандр, обратившись к Чурикову, сказал: "Вот Ты, Иван, всё обманываешь меня. Ты мне говорил, что не будешь печатать Свои Беседы и издавать их отдельными листками, а всё-таки продолжаешь это делать".
"Ваше преосвященство, — сказал Чуриков, — Я Сам не пишу и не печатаю Своих Бесед; другие, помимо Меня, пишут и печатают их. Я только беседую, а записывать и печатать Мои Беседы может всякий, Я никому не могу запретить делать это. И вы, если желаете, также можете присылать человека для записи Моих Бесед.
"Кроме того, — говорит епископ Никандр, — Твои Беседы записываются сектантом и проникнуты сектантским духом".
"Ваше преосвященство, — говорит Чуриков, — Я прошу вас указать, что именно в них сектантского, и если таковое найдется, то можно исправить".
"Исправить теперь невозможно".
"Если люди исправляются от разных пороков, — говорит Чуриков, — то листки, тем более можно исправить, только скажите, что именно надо исправить.
Я и раньше просил Вас об этом и для этого Вам всегда посылались Мои Беседы, Я и священников присутствовавших на Моих Беседах просил об этом, но они находили, что в Беседах всё хорошо. А теперь почему-то Вам доложили другое".
Епископ Никандр ничего не сказал на это и велел свя щеннику Архангельскому прочитать вышеприведённое решение Миссионерского совета, постановленное в ноябре 1911 го да.
Затем он обращается к Чурикову и говорит: "На основании этого постановления мы объявляем Тебе: если Ты хочешь быть послушным сыном церкви, то Ты должен подчиниться Владыке, прекратить Свои Беседы с народом и дать в знак Своего согласия подписку. Если же Ты не хочешь подчиниться Владыке и по-прежнему будешь вести Свои Беседы, то мы объявим по всем церквам Петербурга и далеко за городом, что Ты — сектант".
На это Чуриков сказал: "Я могу подчиниться только в том, чтобы не хулить никакие догматы и не ругать никакие ре лигии и никакое духовенство, чего Я и раньше не делал. Но замолчать и не беседовать о Слове Божием Я не могу, потому что в настоящее время народ гибнет в ПЬЯНСТВЕ и РАЗВРА ТЕ.
Слово Божие — САМОЕ ВЕРНОЕ целебное лекарство от всех пороков, а вы хотите чтобы Я замолчал и не беседовал о СЛОВЕ БОЖИЕМ.
Что хотите делайте со Мною, Я приготовил Себя ко всякому МУЧЕНИЮ. Но знайте, кровь Моя ляжет на духовенст во!"
После этой речи Чурикова все замолчали.
Молчание продолжалось минуты две-три. Чувствовалось, что-то очень важное и страшное совершается.
Затем Чуриков спрашивает: "Что ещё?"
"Больше ничего", — говорит Епископ Никандр.
Чуриков и Его последователи встают молятся и уходят.
Но один из последователей Чурикова возвращается и говорит: "Владыко, разрешите сказать слово."
"Говори".
"То что вы собираетесь делать — провозгласить нас сектантами не ново, Отец Журавский уже три года кричит, что БРАТЕЦ и все мы — сектанты. Прощайте! Бог вам судия!"
Говорят эта сцена произвела на миссионеров удручающее впечатление и они хотят теперь передать дело о Чурикове на рассмотрение Епархиального съезда, который соберётся 15-го февраля, и затем решение этого съезда будет передано синоду.
Оглавление писем Предыдущее Следующее Святая Трезвость