На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
18-го декабря 1911 года
29 НЕДЕЛЯ ПО
ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
Взойдя на кафедру,
Братец сказал:
– Сегодняшнее
Евангелие (от Матфея гл. 1, ст. 1–25 и от Иоанна гл. 8,
стр. 37–55): «родословие Иисуса Христа, Сына
Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака,
Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев
его» и т. д. Я не буду читать всего родословия
Христова, чтобы не утомить вас. В конце этого
родословия читаем: «Иаков родил Иосифа, мужа
Марии, от которой родился Иисус, называемый
Христос».
Все это родословие
написано для того, чтобы мы знали, от кого родился
Иисус. Но мы в настоящее время знаем и другое
рождение Христа. Христос родился от Девы Марии, а
от Христа родились 12-ть апостолов, отцы церкви и
все христиане. Все они родились от Духа Христова,
т. е. от слова, от проповеди, от учения Христа.
Такое рождение не внесено в родословную, но
апостол Павел говорит о нем: «у вас тысячи
наставников, но немного отцов, а я родил вас во
Христе Иисусе браговествованием» (1 Кор. 4, 15).
Такое рождение важнее и сильнее, чем рождение от
колена. Люди привыкли записывать свое рождение
по коленам, рождение телесное, но не захотели
родиться от Духа Божия, т. е. научиться от слова
Божия, от пророков, Христа, апостолов и отцов
церкви, а потому и поделались ворами и
разбойниками. Кто у кого научился, тот от того и родился. Научился у Христа –
от Христа и родился. Научился у разбойников – и
сам сделался разбойником. Покайся!
– Грешны!
– Далее читаем:
«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении
Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели
сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве
от Духа святого. Иосиф же муж ея, будучи праведен,
и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее.
Но когда он помыслил это, – се Ангел Господень
явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давыдов! не
бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в
ней есть от Духа святого; родит же Сына, и
наречешь Ему имя: Иисус, что значит Спаситель; ибо
Он спасет людей Своих от грехов их».
– Спасибо! –
говорят слушатели, – а Братец поясняет:
– Иисусов было
много и Христов было много: Иисус Навин, Иисус сын
Сирахов, Христос Моисей, Христос Давид; но все эти
люди были спасителями временными и только для
одного народа – еврейскаго. А Иисус Христос
есть Спаситель вечный и для всего человечества.
Поэтому Его имя выше и сильнее всех других имен, как об этом и
читаем далее:
«А все
сие произошло, да сбудется реченное Господом
чрез пророка, который говорит: се, Дева во чреве
приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил,
что значит: с нами Бог (Ис.
7, 14).
До тех пор, пока
Христос не родился от Девы, никто не мог верить,
чтобы это могло быть. Даже и святой Симеон
Богоприимец сомневался и говорил: «как может от
Девы родиться младенец, который должен быть
Спаситель мира? Поэтому он хотел счистить ножем в
Писании то место, в котором об этом написано и
заменить слово «дева» словом "жена». Но ангел
явился ему и сказал: «ты не умрешь, пока не
увидишь Девы с Младенцем». И когда он увидел, то
поверил написанному у пророков.
Точно также и мы не
можем верить Писанию, пока не увидим его
исполнения на деле. А Писание в настоящее время
все более и более исполняется и проявляется на
человеках, и мы, видя это проявление, не можем не
верить Писанию.
Но как в то время
были сомневающиеся, так и теперь есть таковые:
имеют глаза и не видят, имеют уши – и не слышат,
«ибо огрубело их сердце, не видят глазами, не
слышат ушами и не обратятся, чтобы Я исцелил их»,
говорит Господь.
– Прости!
– Далее
читаем: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел
ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал
ея, как, наконец, она родила Сына Своего первенца,
и он нарек ему имя: Иисус».
Иосиф боялся
принять Марию, потому что боялся, чтобы по
Моисееву закону не побили камнями его и Марию. Но
ангел сказал ему: «не бойся принять жену твою
Марию, ибо родившееся в ней есть от Духа Святаго».
Далее читаем: «Встав
от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел
Господень».
Так и мы встанем от
духовнаго сна и поступим так, как говорит
Писание.
Для того и написано
Писание, чтобы мы вникали в него и применяли его к
своей жизни.
После
этого Братец стал читать из 8-ой главы Евангелия
Иоанна:
– «Сказал Иисус:
знаю, что вы семя Авраамово: однако ищите убить
Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас».
– Прости! – говорят
слушатели, – а Братец продолжает читать:
– «Я говорю то, что
видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у
отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть
Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети
Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь
ищите убить Меня. Человека, сказавшаго вам
истину, которую слышал от Бога. Авраам этого
не–делал». Покайся!
– Грешны! –
восклицают слушатели, а Братец поясняет:
– Так и теперь
многие говорят: «мы Христовы, мы православные
христиане». Если бы вы были Христовы, то делали бы
дела Христовы.
Далее читаем: «Вы
делаете дела Отца вашего. На это сказали Ему: мы
не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы
любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и
пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал
Меня. Почему вы не понимаете речи Моей»?
Да потому, что не
увлечены Священным Писанием. А если говорить вам
о трактирах, ресторанах, вине и нарядах, то это вы
отлично понимаете.
– Прости! – говорят
слушатели, – а Братец поясняет еще:
– Вы отлично
понимаете всякую светскую песню и всякий даже
намек на разврат вы отлично понимаете; но смысла
Писания и песней духовных вы не понимаете, потому
что не привыкли о них разсуждать. Но если будете
вникать в слово Божие, то будете понимать его. А
потому Христос и говорит: «почему вы не понимаете
речи Моей? Потому что слово Мое не вмещается в
вас. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти
отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не
устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда
говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец
лжи».
И в настоящее время
люди привыкли лгать. Есть даже поговорка: «не
солжешь – не наживешь». А если бы мы вникали в
Евангелие, то мы боялись бы лгать.
Далее читаем: «А как
Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас
уличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину,
почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает
слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от
Бога».
– Прости! – говорят
слушатели, – а Братец читает дальше:
– «На это Иудеи
отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим,
что Ты Самарянин, и что бес в Тебе?»
Но Христос кротко им
сказал: «во Мне беса нет. Я чту отца Моего, а вы
безчестие Меня. Впрочем, есть на вас Ищущий и
Судящий». От этого слова некоторые пришли в страх
и сказали: «нет ли тут Ищущаго и Судящаго?» Из
этого можно понять, что Христос приводил
слушателей в страх и трепет.
Далее читаем:
«Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово
Мое, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали
Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер
и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое,
тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше
отца нашего Авраама, который умер, и пророки
умерли? Чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я
Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня
прославляет Тот, о котором вы говорите, что Он Бог
ваш».
– Истинно! –
говорят слушатели, – а Братец поясняет:
– Как Бог творит
чудеса, так и Христос творил чудеса: больных
исцелял, хромых делал ходящими, слепых – зрячими,
глухих – слышащими, мертвых – живыми. Такими
чудесами Бог прославлял Христа, а иудеи от
ненависти своей говорили ему: «Ты делаешь это
силою Веельзевула».
– Нет! – восклицают
слушатели, – а Братец читает далее:
– «И вы не познали
Его, а Я знаю Его. И если скажу, что не знаю Его, то
буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его, потому что Я
соблюдаю слово Его, и люблю Его».
– Помоги тебе,
Господи! – говорят слушатели, – а Братец читает
последний стих Евангелия:
– «Авраам, отец ваш
рад был увидеть день Мой; и увидел, и
возрадовался».
– Спасибо! –
говорят слушатели и поют: «Верую во единаго
Бога».
После пения Братец
говорит:
– Вот я напомнил вам
кратко…
– Спасибо!
– Евангелие от
Матфея о родословии Иисуса Христа. В древнее
время иудеи привыкли писать свои родословия,
чтобы знать, кто от какого колена произошел, но,
как видно из Евангелия от Иоанна, они только
хвалились своими родословными, а не старались
проникаться духом Авраама и пророков, от которых
они вели свои родословия. Поэтому Христос и
упрекнул их, говоря: «если бы вы были дети
Авраама, то дела Авраамовы делали бы».
Недостаточно
плотски родиться от Авраама, надо еще научиться
жить у Авраама. И если бы люди увидели человека,
живущаго, как Авраам, то они поверили бы ему. Но
как могут верить люди человеку, если он живет, как
разбойник? Все мы хотим прийти в лоно Авраама, да
примет ли нас, разбойников, Авраам? Если мы не
принимаем пьяниц, воров и разбойников, то, как же мы хотим, чтобы
Авраам их принял?
Поэтому не хвались,
что ты называешься православным христианином.
Этого еще недостаточно. Мы должны также
проявлять дела Авраама, Христа, апостолов и отцов
церкви. Тогда только ты будешь истинным
Христианином и тогда Бог будет
свидетельствовать о тебе и прославлять тебя.
Недостаточно одной веры. К вере нужны еще и дела.
Но если на словах вера, а на делах другое, то кто
же будет тебе верить? А если вера твоя
подтверждается делами, тогда ты можешь
оправдаться своим родословием.
– Помолись! –
говорят слушатели и поют: «Приидите ко Мне все
труждающиеся и обремененные».
После пения Братец
говорит:
– Еще напомню вам…
– Напомни.
– Послание апостола
Павла к евреям.
– К нам, – говорят
слушатели, – и Братец читает и поясняет 11-ую
главу послания к евреям.
Пояснения Братца к
этой главе см. в его «Беседе» от 13 июня 1910 года.
Потом Братец
говорит:
– Еще напомню вам
книгу пророка Софонии (гл. 3, ст. 7–20): «Сказал
Господь: бойся только Меня и принимай
наставление Мое, и не будет истреблено жилище
его, и не постигнет его зло, какое Я поставил о
нем».
– Помолись! –
говорят слушатели, – а Братец читает далее:
– «Итак, ждите Меня,
говорит Господь, до того дня, когда Я возстану для
опустошения, ибо Мною определено собрать народы,
созвать царства, чтоб излить на них негодование
Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности
Моей пожрана будет вся земля».
За что? За то, что не
принимали Его наставлений. И теперь мы видим из
Писания, что это самое Бог говорит и нам.
– Говорит! –
восклицают слушатели, – а Братец читает далее:
– «Тогда опять Я дам
народам уста чистыя».
– Дай, Господи! –
говорят слушатели, – а Братец читает далее:
– «Чтобы все
призывали имя Господа и служили Ему единодушно.
Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои – дети
разсеянных Моих – принесут Мне дары. В тот день
ты не будешь срамить себя всякими поступками
твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я
удалю из среды твоей тщеславящихся твоею
знатностью, и не будешь более превозноситься на
святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ
смиренный и простой, и они будут уповать на имя
Господне».
–
Помолись! – говорят слушатели, – а Братец читает
далее:
– «Остатки Израиля
не будут делать неправды, не станут говорить лжи,
и не найдется в устах их языка коварнаго, ибо сами
будут пастись и покоиться, и никто не потревожит
их. Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль!
веселись и радуйся от всего сердца, дщерь
Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою,
прогнал врага твоего!».
– Слава Тебе,
Господи! – говорят слушатели, – а Братец читает
далее:
– «Господь, царь
Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла.
В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону:
«да не ослабевают руки твои! Господь Бог твой
среди тебя: Он силен спасти тебя; возвеселится о
тебе радостью, будет милостив по любви Своей,
будет торжествовать о тебе с ликованием».
Но те, которые не
верят, будут истреблены.
Для чего это
написано? Для того, чтобы мы имели веру и
пользовались всеми благами на земле.
Далее читаем:
«Ситующих о торжественных празднествах Я соберу:
твои они, на них тяготеет поношение. Вот, Я стесню
всех притеснителей твоих в то время и спасу
хромлющее, и соберу разсеянное, и приведу их в
почет и именитость на всей этой земле поношения
их».
Им будет почет от
всех тогда, когда у них будут уста чистыя. А уста
чистыя бывают тогда, когда люди беседуют о Боге.
– Спасибо!
– Далее читаем: «В
то время приведу вас и тогда же соберу вас; ибо
сделаю вас именитыми и почетными между всеми
народами земли, когда возвращу плен ваш пред
глазами вашими, говорит Господь».
Тогда, говорит
Господь, возвращу вас из плена.
– Спасибо!
– Тогда уже не
будете в плену в трактирах и у блудниц. Поэтому и
говорит Господь: «выведу вас из плена».
– Выведи, дорогой
Братец! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:
– И кто слушается
слова Божия, тот избавляется из плена. Но кто не
слушается, тот попадает в плен разврата и
пьянства и там погибает. Покайся!
– Грешны! –
восклицают слушатели и поют: «Блажен муж».
_______________
После Пения Братец
говорит:
– Еще напомню вам…
– Напомни.
– Житие святого
Вонифатия, празднуемаго 19-го декабря.
Сказав это, Братец
стал читать из книги «Жития святых, изложенные по
руководству Четьих-Миней св. Димитрия
ростовскаго», за декабрь, на 517 стр., следующее:
«Однажды Вонифатий
после литургии стал вкушать пищу. Прежде, чем он
по обычаю помолился пред трапезою, один из
скоморохов стал пред дверями с обезьяною и
заиграл на кимвалах».
– Прости! – говорят
слушатели, – а Братец продолжает читать:
– «Святой, услышав
звуки кимвала, разсердился и сказал: «увы, мертв
есть сей нечестивец, по истине мертв; я пришел
обедать и еще не успел открыть уста для обычнаго
восхваления Бога, как он предупредил меня, пришел
с обезьяною и заиграл на кимвалах!» При этом он
присовокупил: «пойдите, дайте ему есть и пить, но
знайте, что он мертв». Нечистивый же тот человек,
взяв хлеб и вино, хотел было выйти из ворот, но
тотчас же большой камень сзади внезапно упал и
ударил его по голове; скоморох упал на землю и
полумертвым был отнесен на руках в свой дом, и на
другой день, как предсказал святой, умер».
И с тех пор напал
страх на людей, и скоморохи с обезьянами стали
бояться искушать святого.
Так бывают
несчастия и во время нашего веселья, если оно
оскорбляет религиозное чувство. Не оскорбляй
ничьего религиозного чувства – и тогда камень не
будет попадать на головую твою. Покайся!
– Грешны!
– Далее читаем: «Так
должно благоговеть пред святыми угодниками
Божиими и почитать их, ибо они суть храмы Божии и
Бог пребывает в них. Когда
святой прогневается, вместе с ним гневается и
живущий в нем Бог, и тогда за святого Бог отомщает
и карает».
Но мы не читаем
Священнаго Писания и житий святых и не знаем, за
что нас Бог карает и за что попадает камень в
голову. А если будем читать, то будем знать.
Вы не читаете слова
Божия и не знаете, за что страдаете болезнями от
подошвы до темени и за что наказал вас Бог
нищетой.
– Прости! Помолись!
– говорят слушатели и поют: «Сидяй в славе на
престоле Божества».
________________
После пения Братец
говорит:
– Еще вот такой
пример из жизни святого Вонифатия.
Сказав это, Братец
стал читать из той же книги, на 515-ой стр.,
следующее:
«Мать Вонифатия
имела в своем доме кур, которых похищала лисица,
причиняя тем убыток бедной вдове. Однажды отрок
Вонифатий, стоя у своих дверей, увидал, как лисица
по обыкновению пришла, похитила птицу и убежала в
гору».
И теперь такия
лисицы приходят сюда и похищают здесь птиц.
– Похищают, –
говорят со смехом слушатели, – а Братец
продолжает читать:
«Сожалея
об огорчении матери, Вонифатий побежал в храм,
пал на землю и в молитве жаловался пред Богом на
лисицу, говоря: «Господи, неужели благоугодно
Тебе, чтобы я не мог питаться от трудов матери? А
вот, между тем, лисица приходит и похищает пищу
нашу!» После молитвы Вонифатий возвратился домой
и увидел ту же самую лисицу, пришедшую к ним на
двор и принесшую во рту похищенную птицу. Она
пустила ее живою пред Вонифатием, а сама тотчас
издохла». Покайся!
– Грешны!
– А вы говорите, что
Бог не наказывает. Нет, Он всегда наказывал и
наказывает. Как лисица издохла, так и ты
издохнешь, но не умрешь своею смертью за
похищение птиц.
Для чего это
написано? Для того, чтобы ты был небесной птицей,
а не хитрой лисицей. Покайся.
– Грешны!
Трезвенник.
На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед