На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
6-го декабря 1911 года
ДЕНЬ св. НИКОЛАЯ
ЧУДОТВОРЦА.
Во вторник, 6-го
декабря, в день святого Николая-Чудотворца,
Братец вел свою беседу в своем доме, в колонии
трезвенников, близ станции «Вырица»
Царскосельской ж. дор.
Беседа началась в 2
часа дня. На беседу, кроме вырицких и
петербургских трезвенников, пришли также
вырицкий священник, Георгий Преображенский, и
его диакон Щеглов.
Когда Братец вошел в
зал, наполненный слушателями, то они
приветствовали его словами: «здравствуй, дорогой
Братец!» а когда он подошел к иконам, то все
запели: «Отче наш». Потом Братец подошел к
священнику, взял у него благословение и взошел на
кафедру, и все слушатели вновь воскликнули:
«здравствуй, дорогой Братец!» и запели: «Царю
небесный».
После пения Братец
сказал:
– Сегодняшнее
Евангелие (от Луки гл. 19, ст. 37–48): «Когда Иисус
приблизился к спуску с горы Елеонской, все
множество учеников начало в радости велегласно
славить Бога за все чудеса, какия видели они».
Если бы они не
видели чудес, которыя совершал Иисус Христос, то
не стали бы славить Бога. Но когда увидели его
чудеса, то стали славить Бога. Так если и мы не
видим чудес, а слышим одни только слова, то нам
трудно верить и славить Бога. Но когда увидим
милость Божию в чудесах, тогда нам легче верить в
Бога.
Так и ученики Христа
увидели Его чудеса и стали славить Его, говоря:
«благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир
на небесах и слава в вышних!»
Они видели, как по
Его Слову слепые делались зрячими, хромые –
ходящими, мертвые – живыми и за это
провозгласили его своим царем, говоря: «вот если
бы он был нашим царем, как Давид!» А фарисеи
вознегодовали на Него за эти крики и сказали Ему:
«Учитель! запрети ученикам Твоим славить Тебя».
Но Он сказал им в ответ: «сказываю вам, что если
они умолкнут, то камни возопиют».
Из этого мы видим,
что Христос не только не запретил славить, но
сказал: «если они умолкнут, то камни возопиют».
И, действительно,
если кто получил милость от Господа
воисцелениях, то хоть отруби ему голову, а он все
равно будет славить Его.
Правда, люди часто
славят богатых, но они славят их до тех пор, пока
богатые дают им деньги. Но Христа славили не за
деньги, но за исцеления.
– Спасибо!
– Далее читаем: «И
когда Иисус приблизился к городу, то, смотря на
него заплакал о нем и сказал: о, если бы ты хотя в
сей твой день узнал, что служит к миру твоему: но
это сокрыто ныне от глаз твоих».
Это Христос говорил
о городе Иерусалиме, который оставил слово Божие,
был развращен и не верил ни в какое чудо, и потому
оно было сокрыто от него. Но кто верил в слово
Божие, тот верил и в чудо и потому оно Писанием
было ему открыто. Чудо открыто было только
хромым, слепым, нищим и увечным, но богатым и
здоровым оно было закрыто, потому что они были
заняты своими делами.
– Прости!
Но болезни и
несчастия заставляют искать Бога и Его слова, и
если мы взыщем Его, то все остальное приложится
нам: и здоровье, и богатство и спокойствие.
Далее читаем: «Ибо
придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя
окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и
разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не
оставят в тебе камня на камне за то, что ты не
узнал времени посещения твоего».
Иерусалим не
признал Бога в чудесах Христа, и Христос сказал, что придут враги, окружат и
стеснят его. Так и случилось. Так и в настоящее
время кто не ищет слова Божия, того окружают и
стесняют пьяницы и развратники, оскорбляют и
побивают камнями.
– Прости, дорогой
Братец!
– А если ты будешь
искать слова Божия, то ты будешь иметь веру, а
чрез веру – исцеления и будешь славить Господа.
– Помолись, дорогой
Братец!
– Тогда евреи
смеялись над словами Христа и Его чудесами, а Он
сказал им: «отнимется от вас виноградник, т. е.
царство и дастся тем, которые будут приносит
плоды». И, действительно, пришли язычники,
уверовали во Христа, т. е. в Его учение, и из них
устроилось христианское государство, в котором
живем и ныне.
Так и ты взыщи слово
Божие – и будешь иметь во всем успех и будешь
прославлять Господа. Тогда и ты сам укрепишься и
других будешь укреплять. А то без слова Божия ты
сам не укрепляешься и других не можешь укрепить.
Без веры в слово Божие ты не можешь узнать
посещения Иисуса Христа, и потому в твоей семье
происходит ссора, драка, убийство, разврат и
разорение.
– Помолись!
– Далее читаем: «И
вошед в храм, Христос начал выгонять продающих в
нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой
есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом
разбойников».
– Прости, дорогой
Братец!
– Если бы мы
поступили по букве, т. е. взяли бы настоящий бич и
стали бы выгонять из какого-нибудь храма
продающих, и покупающих в нем, то мы поступили бы
неблагоразумно. Нет, мы должны взять бич слова
Христова и этим бичем выгнать из дома пьяниц,
развратников и разбойников, а то он сделался
вертепом, кабаком. Если же ты выгонишь из него пьяниц и развратников,
то он домом молитвы наречется, и тогда в нем будет
полный порядок. Придет учение Иисуса – и будет
изгонять пороки, пьянство, разврат и всякое
преступление, подобно тому, как Он изгнал
торговцев.
Далее читаем: «И
учил Христос каждый день в храме.
Первосвященники же и книжники и старейшины
народа искали погубить Его за то, что Он изгнал из
храма торговцев, и не находили, что бы сделать с
Ним, потому что весь народ неотступно слушал
Его».
Значит, еврейские
первосвященники торговали в храме не согласно
Писанию, а Христос выгнал торговцев по Писанию,
говоря: «дом Отца Моего, дом молитвы, вы сделали
домом торговли, домом прибыли, домом денежной
выгоды». Ведь написано: храм только для молитвы и
проповеди. От проповеди сеется вера, а от молитвы
веры бывают исцеления человекам. А за исцеление
человек сам воздаст хвалу Богу и предложит
жертву священнику за молитву. Тогда выйдет по
Писанию, в котором сказано: «трудящийся достоин
пропитания и награды за труды своя».
После пения Братец,
желая пояснить слова символа веры: «судити живым
и мертвым», говорит:
– «Теперь мы и
видим: Господь судит мертвых и живых. Не было того
времени, когда бы Господь не судил. Адама осудил
тем, что заставил трудиться в поте лица. Еву
осудил на болезни. Первый развратный мир осудил
на потопление водою. Содом и Гоморру осудил на
сожжение, а праведнаго Лота сохранил. Евреи не
признали Христа – и Господь осудил их: допустил к
ним врагов и отнял у них государство»
Так и теперь Господь
судит и наказывает, но люди не страшатся и
смеются над чудесами и за то их постигает
несчастие и они ни в чем не имеют успеха. Но если
ты проникнешься словом Божиим, то у тебя будет
страх Божий и вера, а чрез веру исцеления и от
нужды избавление. И тогда скажет тебе Господь: «в
малом ты был верен, т. е. верен в Писание, над
многим поставлю тебя».
– Спасибо!
_______________
– Еще напомню вам…
– Напомни!
– Послание апостола
Павла к Тимофею.
– К нам.
Сказав это, Братец
стал читать 3-ю главу 2-го послания к Тимофею:
«Знай, что в последние дни наступят времена
тяжкия. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы,
горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны,
неблагодарны, нечестивы, недружелюбны».
– Прости, дорогой
Братец, и я такой, и я такая, – говорят слушатели,
– а Братец продолжает читать:
– «Непримирительны,
клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие
добро».
– Прости, дорогой
Братец, и я такой, и я такая, – говорят опять
слушатели, – а Братец поясняет:
– Все это и теперь
есть: и теперь говорят: «умру, а не помирюсь».
– Прости, дорогой
Братец!
– Есть теперь и
клеветники на чудеса.
– Прости!
– Есть и
невоздержанные, которые все добро пропивают.
– Прости!
– Далее читаем:
«Предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы,
нежели Боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы
же его отрекшиеся».
Такие благочестивые
часто напоказ лицемерно долго молятся.
– Прости!
– «Таковых, говорит
апостол, удаляйся. К сим принадлежат те, которые
вкрадываются в домы и обольщают женщин,
утопающих в грехах, водимых различными
похотями».
Все это и теперь
есть. Если бы этого не было, то я ничего бы не
сказал.
–
Прости!
– Далее читаем:
«Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до
познания истины», т. е. Евангелия.
Ученые учатся
многим наукам, но учения Христа они не ищут, а
потому они не знают истины Евангелия. Они изучают
жизнь животных и зверей и у них учатся жить, а не у
Христа и апостолов. Поэтому и сами бывают похожи
на животных, а не на Христа и апостолов, и потому у
них неудачная жизнь, они ни в чем не имеют успеха
и покушаются на самоубийство.
Поэтому апостол и
говорит далее: «Как Ианний и Иамврий противились
Моисею, так и сии противятся истине, люди
развращенные умом, невежды в вере. Но они немного
успеют; ибо их безумие обнаружится пред всеми,
как и с теми случилось. А ты последовал мне в
учении, житии, расположении, вере, великодушии,
любви, терпении, гонениях, страданиях, постигших
меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковыя гонения
я перенес, и от все избавил меня Господь».
– Помоги тебе,
Господи! – говорят слушатели, – а Братец читает
дальше:
– «Да и все,
желающие жить благочестиво во Христе Иисусе,
будут гонимы».
Так и в настоящее
время, если ты стараешься вникать в слово Божие и
жить согласно с ним, то над тобою смеются и
говорят: «он – монах», или: «он – сектант», или:
«он – хлыст» и всячески тебя безславят».
Далее читаем: «Злые
же люди и обманщики будут преуспевать во зле,
вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай
в том, чему научен, и что тебе вверено, зная кем ты
научен».
– Братцем, –
говорят слушатели, – а Братец поправляет:
– Нет, не Братцем, а
Иисусом Христом и Его апостолами.
Далее читаем: «При
том же ты из детства знаешь священныя писания,
которыя могут умудрить тебя во спасение верою в
Христа Иисуса».
Если бы апостол
Павел не научил меня, то я и не беседовал бы с вами
о слове Божием.
Далее читаем: «Все
Писание богодухновенно и полезно для научения,
для обличения, для исправления, для наставления в
праведности, да будет совершен Божий человек, ко
всякому доброму делу приготовлен».
– Помолись! –
говорят слушатели, – а Братец поясняет:
– Кто учится в
трактире, ресторанах и гостиницах, тот учится
пьянству и разврату. А кто поучится чрез Писание
у пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, тот
научится жить так, как и святые жили.
Поэтому хотя и
называют необразованным человеком того, кто не
изучает наук, а учится только из писания, но я
считаю себя счастливым, что я мало образован в
человеческих науках и стремлюсь образовать себя
в Писании, чтобы более достигнуть веры в Бога.
Хотя Моисей и был научен всей египетской
мудрости, однако он сочел ее за ничто и показал
веру свою в делах.
Прежде мало учились
наукам, но больше изучали Писание. Прежде учились просто: аз –
Ангел, буки – Бог, веди – Владычица, глаголь –
Господь, добро – Дух, и имели веру в Божество. А
теперь по слову апостола Павла (2 Тим. 4, 34), стали
учиться басням, как я от многих слышал: аз –
анисовка, буки – брыкаловка, веди – водочка,
глаголь – городовой, слово – становой, мыслете –
мировой и т. д. И из этой басни человек знает
водочку, станового и мирового и забыл Бога.
Вместо Писания люди обратились к басням – и
смотришь: тот застрелился, тот отравился, тот
утопился, тот удавился.
– Помолись!
– А кто
учится у Христа, тот будет отрицать всякия басни
и научится жить у Христа и тогда будет здоров,
богат и счастлив.
– Спасибо! –
говорят слушатели и поют: «Отверзу уста моя».
______________
После пения Братец
говорит:
– Еще напомню вам…
– Напомни.
– Книгу пророка
Исаии. В сегодняшнем Евангелии мы читали слова
Иисуса Христа об Иерусалиме: «придут на тебя дни,
когда враги твои обложат тебя окопами и окружат
тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и
побьют детей твоих в тебе».
И не один раз
Господь посылал пророков к евреям и предупреждал
их, что придут к ним враги, обложат их города
окопами и отведут их в плен.
Подобно этому и
пророк Исаия говорит (гл. 29): «Горе Ариилу, городу,
в котором жил Давид! Я стесню Ариил, и будет плач и
сетование. Я расположусь станом вокруг тебя и
стесню тебя стражею наблюдательною, и воздвигну
против тебя укрепления. И будешь унижен, с земли
будешь говорить, и глуха будет речь твоя, как
из-под праха, а голос твой будет, как голос
чревовещателя, и из-под праха шептать будет речь
твоя».
За то, что они не
послушали слов Господа через пророков.
– Прости!
– Далее читаем:
«Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль и
полчища лютых, как разлетающаяся плева; и это
совершится внезапно в одно мгновение».
Сколько раз посылал
Господь пророков, чтобы избавить еврейский народ
от заблуждения и насилия, но он не послушался и
был за это строго наказан. И до сего времени
таковых непослушных наказует Господь.
Далее читаем:
«Господь Саваоф посетит тебя громом и
землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем,
и пламенем всепожирающаго огня».
«И как сон, как
ночное сновидение, будет множество всех народов,
воюющих против Ариила, и всех выступивших против
него и укреплений его и стеснивших его».
«И как голодному
снится, будто он есть, но пробуждается, и душа его
тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но
пробуждается и вот он томится, и душа его жаждет:
то же будет и множеству всех народов, воюющих
против горы Сиона».
Ариил воевал против
Сиона и за это Господь его наказал. Если и мы не
будем воевать за воздержанием, то и нас Господь
накажет болезнями и несчастиями.
– Прости!
– Далее читаем:
«Изумляйтесь и дивитесь; они ослепли и ослепили
других; они пьяны, но не от вина, – шатаются, но не
от сикеры; ибо навел на вас Господь дух усыпления
и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши
головы, прозорливцы».
«И всякое
проррочество для вас то же, что слова в
запечатанной книге, которую подают умеющему
читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот
отвечает: «не могу, потому что она запечатана». И
передают книгу тому, кто читать не умеет и
говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «я не умею
читать».
– Не
умею, научи, дорогой Братец! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:
– Хотя евреи и умели
читать Писание, но не умели применять его к жизни.
А Исаия пророк применял Писание к жизни и тем
приводил к покаянию.
– Прости!
– Далее читаем: «И
сказал Господь: этот народ приближается ко Мне
устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же
его далеко отстоит от Меня».
Такое
пророчество Исаии справедливо: человек только
кланяется Богу и читает молитвы языком, а сердцем
работает в трактирах, ресторанах и гостиницах.
Какая же польза Богу от твоих поклонов, если ты
дни и ночи проводишь в развратных пристанищах?
Одними молитвами нельзя Богу льстить и
обманывать Его, как обманываешь человека: надо
Богу еще и работать, т. е. исполнять Его заповеди.
Тогда и малая молитва поможет тебе во время твоей
скорби. Покайся!
– Грешны!
– Далее читаем: «И в
тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из
тьмы и мрака глаза слепых».
Посмотрят в Писание,
увидят прозревших и скажут: «это было и раньше: и
при Аврааме, и при Моисее, и при Давиде».
– И при Братце, –
говорят слушатели, – а Братец поправляет:
– Подождите, не при
Братце, а при пророках, при Христе, при апостолах
и отцах церкви, и во дни Иоанна Златоуста: хромые
ходили, слепые видели, глухие слышали.
– Спасибо!
– Далее читаем: «И
страждущие более и более будут радоваться о
Господе».
– Дай,
Господи! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:
– И они будут
славить Господа за исцеления и от нужды избавление. Их будут
заставлять молчать, но они еще громче будут
кричать: «мы были слепы, а теперь видим из
Писания: что делалось тогда, то делается и ныне».
А потому, по слову Исаии, «хульник исчезнет и
будут истреблены все поборники лжи, которые
запутывают человека в словах неправды. Тогда
блуждающие духом познают мудрость, и непокорные
научатся послушанию».
– Дай, Господи!
Лучше не знать
ничего человеческаго, но более верить в Бога, чем
знать много наук и не верить в Бога. Я не против
науки. Надо только связывать ее со Священным
Писанием, как связывал ее Моисей, который хорошо
изучил египетскую мудрость. Но современные нам
ученые люди много знают, но не знают слова Божия,
не применяют его к жизни и потому погибают. А
простолюдины, которые утвердились на слове
Божием горы переставляли своею верою. Апостолы – рыбаки были простые,
неученые люди, но им вся природа покорялась. Если
и у нас будет такая же вера, тогда и нам вся
природа будет служить на пользу.
– Спасибо! –
говорят слушатели и поют: «Блажен муж».
После пения Братец
говорит:
– Из этого псалма мы
видим гибель нечестивых и блаженство праведных.
Господь знает путь нечестивых и путь праведных и
дает праведным в делах их успех, а нечестивым
посылает гибель, как погиб Саул, Иуда и многие
другие.
____________
– Еще напомню вам…
– Напомни.
– О святом Николае,
угоднике Божием. Он делал угождение двоякое: он
был угодником всем: и Богу и людям. Но мы делаем
только одно угождение: мы оскорбляем людей, а
Богу хотим угождать и молиться. Но Бог такой
молитвы не принимает. Поэтому Христос и говорит:
«если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там
вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против
тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и
пойди, прежде примирись с братом твоим и тогда
приди и принеси дар твой» (Матф. 5, 23–24).
Значит, когда
примирением своим ты угодишь человеку, тогда и по
молитве своей будешь угодник Богу.
Сказав это, Братец
стал читать из книги «Жития святых, изложенныя по
руководству Четьих-Миней св. Димитрия
Ростовскаго», за декабрь, на 181–182 стр., следующее:
«Однажды Николай
пришел на корабль и уговорился с корабельщиками,
чтобы они доставили его в родную страну. Но они
замыслили обмануть его и направили свой корабль
не в Ликийскую, а в иную страну. Когда они отплыли
от пристани, святой Николай, заметив, что корабль
плывет по другому пути, пал корабельщикам в ноги
умоляя их направить корабль в Ликию. Но они не
обратили на его мольбы никакого внимания и
продолжали плыть по намеченному пути; не знали
они, что Бог не оставит своего угодника. И вдруг
налетела буря, повернула корабль в другую
сторону и быстро понесла его по направлению к
Ликии, угрожая злым корабельщикам совершенною
погибелью. Так носимый Божественною силою по
морю, святой Николай прибыл, наконец, в свое
отечество. По своему незлобию он не сотворил
никакого зла своим злокозненным врагам. Он не
только не разгневался и ни одним словом не
упрекнул их, но с благословением отпустил их в
свою страну».
Для чего это
написано? Для того, чтобы нам научиться у святого
Николая также прощать обиды тем, которые везут
нас не в нашу родную страну. И тогда все устроится
по твоему желанию. И когда враги твои увидят, что
Бог помогает тебе, то они покаятся пред тобою и
скажут: «прости нас».
– Прости, дорогой
Братец!
Еще скажу, как
святой Николай был избран в архиепископа.
Сказав это, Братец
стал читать из той же книги, на 183–184 стр.,
следующее:
– В той же самой
Ликийской стране был славный город Миры. Придя в
этот город и не будучи известен никому, святой
Николай пребывал в этом городе, как нищий, не
имея, где приклонить голову. Только в доме
Господнем и находил он себе приют. Тогда храмы не
запирались на запоры и всякий во всякое время,
днем и ночью, мог входить в них. В то время
скончался архиерей того города Иоанн,
архиепископ. Посему в Миры собрались все
епископы Ликии, чтобы избрать на освободившийся
престол достойнаго. Некоторые из них,
подвигнутые Божественною ревностию, сказали:
«избрание епископа на сей престол не подлежит
решению людей, но есть дело Божия строения. Нам
подобает совершить молитву, чтобы Сам Господь
открыл, кто достоин принять такой сан и быть
пастырем всей Ликийской страны». Добрый сей
совет встретил всеобщее одобрение, и все
предались усердной молитве и посту. Господь,
внимая молитвам епископов, так открыл старейшему
из них Свою благую волю. Когда сей епископ стоял
на молитве, пред ним явился светлообразный муж и
повелел ему ночью отправиться к дверям церковным
и наблюдать, кто прежде всех войдет в церковь.
«Сей, – сказал он, – и есть Мой избранник; примите
его с честию и поставьте в архиепископа; имя мужу
сему Николай». О таком видении архиерей
возвестил прочим епископам».
«Удостоившийся
откровения епископ стал на том месте, где было
ему указано в видении, и ожидал прихода желанного
мужа. Когда настало время утренней службы, святой
Николай, побуждаемый духом, пришел к церкви
прежде всех, ибо он имел обычай вставать в
полночь на молитву и раньше других приходить к
утренней службе. Как только он вошел в притвор,
епископ, удостоившийся откровения, остановил его
и просил сказать свое имя. Святой Николай
молчал».
По-видимому, святой
Николай сначала не хотел быть епископом, считая
епископство трудным для себя подвигом. Он думал:
если я сделаюсь епископом, то придут ко мне двое с
жалобой друг на друга, и я, как епископ, обязан
буду разсудить их дела. И непременно один из них
будет недоволен на меня, и я без причины наживу
себе врага в одном из них.
Далее читаем:
«Епископ снова
спросил Николая, как его зовут. Святой кротко и
тихо сказал ему: «имя мое – Николай, я раб твоей
святыни, владыко». Благочестивый епископ,
услыхав такую краткую и смиренную речь, уразумел,
что это тот самый Николай, который был предсказан
ему в видении. Тотчас взяв святого Николая за
руку, он сказал ему: «следуй за мною, чадо» и
привел его к епископам. Те исполнились
божественной сладости и, утешаясь духом, что
обрели указаннаго Самим Богом мужа, повели его в
церковь».
«Молва о том
разнеслась повсюду, и быстрее птиц к церкви
стеклось безчисленное множество народа. Епископ,
удостоившийся видения, обратился к народу и
воскликнул: «примите, братие, своего пастыря,
коего помазал Сам Дух Святый и коему Он вручил
попечение о душах ваших».
– Слава Тебе,
Господи! – говорят слушатели, а Братец читает
далее:
– Не человечевским
собранием поставлен он, но Самим Богом. Ныне мы
имеем того, кого желали, и нашли и приняли, кого
искали. Под его правлением и наставлением мы не
лишимся надежды и получим все нам нужное».
– Получили слава
Тебе, Господи! – восклицают слушатели, – а Братец
поясняет:
– Если бы кто
захотел получить епископство и для этого стал бы
рано ходить в храм, но этого было бы недостаточно.
Человек должен быть сам храмом Бога живаго, и на
сердце его, как ан алтаре, всегда должно лежать
вечное Евангелие, как у всех апостолов и отцов
церкви. Я не против того, чтобы рано ходить в храм.
Я говорю, что на алтарь сердца надо возложить
Евангелие. Тогда хотя, по наружности, тебя увидят
и нищим, но скажут: «наверно, это епископ».
– Истинно! –
восклицают слушатели, – а Братец еще поясняет:
– Поэтому и мы
должны сделаться храмами Божьими, а для этого над
о раньше всего познать учение Христа. И тогда ты
будешь епископом или руководителем других.
Такое епископство
подается силою Святого Духа.
Еще разскажу о таком
чуде святого Николая.
Сказав это, Братец
стал читать из той же книги, на 199–203 стр.,
следующее:
– «При греческом
царе Льве и при патриархе Афанасии (в 8-ом
столетии) совершилось следующее преславное чудо
святаго Николая. Великий Николай, архиепископ Мирский, в полночь явился в
видении некоему благочестивому старцу,
нищелюбивому и странноприимному, именем Феофану,
и сказал: «пробудись, Феофан, встань и иди к
иконописцу Аггею и вели ему написать три иконы:
Спаса нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы
и молитвенника за род христианский, Николая,
архиепископа Мирскаго, и представь их патриарху
и всему собору. Иди скорее и не ослушайся». Сказав
сие, святой стал невидим. Пробудившись от сна,
боголюбивый тот муж Феофан тотчас пошел к
иконописцу Аггею и молил его написать три
великих иконы. Аггей написал три иконы и принес
их Феофану. Тот взял иконы и поставил их в своей
горнице».
«Затем он пошел к
патриарху и просил его и весь собор, чтобы он
благословил дом его и вкусил брашна и пития.
Патриарх согласился, пришел с собором в дом
Феофана и, войдя в горницу, увидел, что там стоят
три иконы: Иисуса Христа, Богородицы и святого
Николая. Подойдя к первой иконе, патриарх сказал:
«достойно было написать образ сей». Затем,
подойдя ко второй иконе, сказал: «хорошо, что
написан и сей образ Пресвятой Богородицы».
Подойдя к третьей иконе, патриарх сказал: «это
образ Николая, архиепископа Мирскаго. Не
следовало бы изображать его на такой великой
иконе. Ведь он был сын простых людей, Феофана и
Нонны происходивших из поселян».
– О тебе, дорогой
Братец, также говорят, что ты простой поселянин, – говорят со смехом
слушатели, – а Братец замечает:
– Простите, вы
делаете мне много чести не по заслугам.
Далее читаем:
«Призывав Феофана, патриарх сказал ему: «Феофан,
не вели писать Аггею образ Николая в таком
большом размере». И велел он вынести образ
святителя, говоря: «неудобно ему стоять рядом со
Христом и Пречистою». По распоряжению патриарха,
Феофан вынес икону святаго Николая в клеть».
«Когда патриарх и
собор удалились в дом Пресвятой Софии, то утром
пришел к патриарху некий вельможа, именем Феодор,
с Мирскаго острова и молил патриарха, чтобы тот
поехал к нему, ибо единственная дочь его одержима
бесным недугом, и прочел над главою ея святое
Евангелие. Патриарх согласился, взял
четвероевангелие, вошел со всем собором в
корабль и отплыл. Когда они были в открытом море,
буря подняла сильное волнение, корабль
опрокинулся, и все упали в воду и плавали, вопия и
моля Бога, Пречистую Богородицу и святого
Николая. Утопая, патриарх Афанасий вспомнил свой
грех пред святым Николаем и, вопия, молился и
говорил: «о святитель великий Христов,
архиепископ Мирский, чудотворец Николай!
согрешил я пред тобою, прости и помилуй меня,
грешнаго и окаяннаго, спаси меня от пучины
морской, от горькаго сего часа и от напрасной
смерти».
«Вот тут и явилось
преславное чудо: высокоумный патриарх под водою
смирился, а униженный Николай чудно прославился.
Внезапно явился святой Николай, шествуя по морю,
как по суше, приблизился к патриарху и взял его за
руку со словами: «Афанасий, разве тебе
понадобилась в бездне морской помощь от меня,
происходящаго из простых людей?» Он же, едва в
состоянии открыть уста свои, истомленный, сказал,
горько плача: «о святый Николай, святитель
великий, скорый на помощь, не вспоминай моего
злаго высокоумия, избавь меня от напрасной сей
смерти в пучине морской, и я буду славить тебя все
дни жизни моей». И сказал ему святитель: «не
бойся, брат, вот избавляет тебя рукою моею
Христос. Ты же не греши больше, чтобы не случилось
с тобою худшее. Войди в корабль свой». Сказав сие, святый Николай
взял патриарха из воды и поставил его на корабль
со словами: «ты спасен, иди опять на свое служение
в Константинополь и спасай других от погибели».
Патриарх только
тогда поверил в Николая, когда увидел чудо от
него.
Разскажу еще такой
случай: когда я был в Астрахани, то, занимаясь
рыбной торговлей, ездил по морю, на котором часто
бывают бури. И во время этих бурь рыбаки просят
священников совершать молебны
Николаю-Чудотворцу, чтобы он спас их от
потопления. Я видел при этом, что и калмыки, хотя
они и язычники, также приносили свечи к иконе
Николая-Чудотворца, Когда я спрашивал их, почему
они это делают, то они говорили мне: «русский бог
Никола спас нас». Из этого я понял,
что св. Николай угодник никого не гнушается: ни
православных, ни язычников, и принимает молитвы
от тех и других.
– И ты никого не
гнушаешься, – говорят слушатели, – а Братец
читает далее:
– «И
стал святой невидим. Увидев патриарха, все на
корабле возопили: «Слава Тебе, Христе Спасе, и
Тебе, Пречистая Царица Госпожа Богородица,
избавившие нашего господина от потопления!»
– Слава Тебе,
Господи! – восклицают слушатели, – а Братец
продолжает чтение:
– Как бы
пробудившись от сна, патриарх спросил своих
спутников: «где я, братие»? – «На своем корабле,
господин, – отвечали те, – и мы все невредимы».
Заплакав, патриарх сказал: «братие, согрешил я
пред святым Николаем, воистину велик он: ходит по
морю, как по суше, взял меня за руку и поставил на
корабль; поистине он скор на помощь всем,
призывающим его с верою».
«Корабль быстро
приплыл назад к Константинополю. Выйдя из
корабля со всем собором, патриарх со слезами
пошел в церковь святой Софии и послал за
Феофаном, веля ему тотчас принести ту чудную
икону святителя Николая. Когда Феофан принес
икону, патриарх пал пред нею со слезами и сказал:
«согрешил я, о святый Николай, прости меня
грешнаго». Сказав сие, он взял икону на руки, с
честью облобызал ее вместе с соборянами и отнес в
церковь святой Софии.
На другой день он
заложил в Константинополе каменную церковь во
имя святого Николая. Когда церковь была
построена, сам патриарх освятил ее в день памяти
святаго Николая. А святитель Николай исцелил в
тот день 40 недужных мужей и жен. Затем патриарх
дал на украшение церкви 30 литр золота и много сел
и садов. И устроил он при ней монастырь, и многие
приходили туда: слепые, хромые и прокаженные.
Прикоснувшись к той иконе святаго Николая, все
они уходили здоровыми, славя Бога и чудотворца
Его».
– И все слушатели,
по предложению Братца, запели тропарь
Николаю-Чудотворцу: «Правило веры и образ
кротости, воздщержания учителя яви тя стаду
твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси
смирением высокая, нищетою богатая, отче
священноначальниче Николае, моли Христа Бога
спастися душам нашим».
После пения Братец
говорит:
– Не верил бы
патриарх Николаю угоднику, да несчастье
заставило его верить.
И в настоящее время
не верили бы люди, да болезни, нужда и несчастье
заставляют верить в Бога и святых. А палкою не
заставить верить.
А раз будет вера, то
будет и исцеление и от нужды избавление.
– Спасибо!
________________
Возьму еще пример.
Простите, что задерживаю вас.
– Ничего, дорогой
Братец!
– Возьму
пример из жизни преподобнаго Саввы Освященнаго.
Сказав это, Братец
стал читать из той же книги, на 160–161 стр.,
следующее:
«Однажды перед
воскресеньем эконом великой лавры сказал
преподобному: «нельзя, отче, бить в било, т. е.
звонить в колокол, в сию субботу и воскресенье к
Божественной службе, потому что не только отцам
нечего предложить есть, когда они соберутся, но
даже для святаго причащения не найдется хлеба,
так обнищали мы». Святый же отвечал: «я не оставлю
службы из-за недостатка в пище: справедлив Тот,
Кто не велел заботиться о завтрашнем дне и может
пропитать нас во время голода, скорее пусть
церковник пошлет продать в город сосуд или
одежду и купить нужное для святой литургии».
«Так отвечал святой
Савва и, возложив надежду на Бога, ожидал милости
от Бога. И еще до наступления воскресенья вдруг
приходят к нему какие-то отроки, посланные Божьим
промыслом, ведя с собою тридцать ослов,
навьюченных хлебом, пшеницей, вином, маслом и
разною другою пищей, и отдали все сие
преподобному. Он возблагодарил Бога и сказал
эконому: «что скажешь, брат, следует ли или не
следует бить в било в сию субботу и воскресенье,
потому что нечего предложить собравшимся отцам»?
Эконом подивился великой вере святого и великому
промыслу Божию о них и сказал: «прости отче!»
– Прости, дорогой
Братец! – восклицают слушатели, – а Братец
поясняет:
– Стыдно нам тогда,
когда нам нечего есть и мы начинаем бить в било об
своей нужде. А часто мы бьем в било и тогда, когда
еще и нужды нет. Ты бей в било ради слова Божия, а
все остальное приложится тебе, как и святому
Савве.
– Спасибо! –
говорят слушатели и поют: «Богородице, Дево,
радуйся», «С нами Бог, разумейте, языцы» и другия
церковныя песни и подходят к руке Братца.
Беседа эта
продолжалась два часа. На ней присутствовало
около 500 человек.
По окончании беседы
Братец попрощался со священником, который при
этом благословил его и тотчас ушел домой.
Остальные слушатели тоже стали расходиться по
домам.
____________________
Трезвенник.
На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед