На главную страницу      Предыдущая беседа     Следующая беседа     Оглавление бесед

БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА 

27-го ноября 1911 года 

26-ая НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ 

В воскресенье, 27 ноября, Братец, взойдя на кафедру, сказал:

– Сегодняшнее Евангелие (от Луки гл. 12, ст. 8–31): «Христос сказал: всякаго, кто исповедает Меня пред человеками, того и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими».

Так написано в Евангелии от Луки, а в Евангелии от Матфея об этом написано немного иначе, а именно: «всякаго кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Матф. 10, 32–33).

Каждый апостол писал одну и ту же проповедь Христа, но разными выражениями: Лука писал: «исповедую пред Ангелами», а Матфей писал: «исповедую пред Отцем Небесным». Выражение: «пред ангелами» относится к жительству небесному и оно менее понятно, а выражение: «пред Отцем Небесным» относится к жительству земному и оно понятнее.

Апостолы исповедывали Христа пред людьми, и Христос прославлял их пред Отцем Небесным и пред людьми: слепые по их слову прозревали, хромые ходили, прокаженные очищались, нищие делались богатыми, хозяевами.

И первые христиане так же, как и апостолы, исповедывали Христа; поэтому Господь и их прославил и у них укрепилась вера, а чрез веру утвердилось у них христианское государство.

Если и мы будем прославлять Господа, то и нас Господь прославит и у нас утвердится семейство и хозяйство. Но мы прославляем не Господа, а самих себя и свое искусство и потому не имеем успеха: хотим делать добро, а выходит зло. И Господь нас не прославляет, а унижает, как унизил и евреев в Египте за их сребролюбие, сделав их рабами египтян, а после Христа, за отвержение Его учения, разрушил их иерусалимское царство. Поэтому Христос и говорит: «кто отречется Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред «Отцем Моим Небесным».

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческаго, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится».

Когда пришел Иисус то одни говорили о Нем: «это пророк», «это Сын Божий, Которому должно придти», – а другие сомневались в Нем и говорили, что дела, которыя Он творил, исцеляя слепых, хромых, прокаженных, творятся силою Вельзевула. Одни могли сомневаться в Иисусе, как в человеке, и это было простительно, потому что тогда еще не знали, что Он есть Христос-Бог. Но кто сомневался в Его делах и хулил Его чудеса, тому хула не могла быть прощена, как это видно на Иуде. И за эту же хулу было разрушено и еврейское царство. Так и в настоящем веке за хулу против чудес Божиих Господь также карает.

– Прости!

– Далее читаем: «когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что ответить, или что говорить: ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить».

Т. е. апостолы видели исцеления своими глазами и проповедь слышали своими ушами, и Спаситель не велел им заботиться заранее о том, что говорить, потому что они сами будут разсказывать то, что видели и слышали. Если ты видел на улице, как ругали и дрались, то ты придешь домой и все разскажешь. Так если ты видел исцеление своими глазами, в доме или на улице, то тебе не утерпеть, ты все разскажешь со страхом Божиим, как пред начальниками, так и пред народом. Тогда тебе и не нужно заранее зубряжку заучать, потому что само дело будет свидетельствовать чрез твои уста.

Далее читаем: «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения».

Он думал: если чудотворец, называемый Иисус, прикажет брату моему разделить имение со мною, то брат мой убоится и разделит, а потому он и попросил Христа разделить имение его брата с ним. Но Христос сказал ему: «кто поставил Меня делить имение ваше; жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Поэтому и Я скажу: ищите прежде всего царства Евангелия, а остальное все приложится вам. И ты никогда не будешь беден и никогда не будешь нуждаться в братьином имении.

Желая пояснить это, Христос сказал такую притчу: «у одного богатаго человека был хороший урожай в поле; и он разсуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большия, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покайся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет», т. е. не словами Евангелия богатеет.

Это Христос говорил вопрошавшему тогда.

– Нам, – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Вопрошавший не понимал, что Христос дает ему богатство. Христос награждал Своим учением, как настоящим имением, и кто проникался его учением, тот не нуждался в земном имении, потому что был всегда богат. А кто отказывался от учения Христа, тот был бедный, больной и нищий. Поэтому евреи, которые не приняли учения Христа, лишились своего царства, а язычники, хромые, слепые и прокаженные, которые приняли учение Христа, составили крепкое христианское государство.

Я думаю, что это всякому понятно.

– Понятно!

– Легко выйти из бедности: стоит только проникнуться учением Христа, и ты никогда не будешь бедным. А если ты будешь только заботиться о разделе имущества с братом твоим, то оно не пойдет тебе впрок; ты скоро проживешь или пропьешь его и ничего не останется. И все таковые, которые отказались от богатства Евангелия, душой тоскуют и ищут себе смерти и, не находя ея, покушаются на самоубийство.

– Прости! Помолись!

– Поэтому, желая утвердить веру в своих учениках, Христос и говорит им далее: «посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи и тело одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, ни жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц»?

Христос приводит в пример птиц. Птицы одеты перьями, а животныя – шерстью. Человек же одарен разумом и может своими руками приготовить себе одежду и пищу. Все птицы и животныя питаются и согреваются. А мы во всем нуждаемся. Почему? Потому что у нас мало веры, а без веры словам Бога мы и обеднели и не имеем имения ни небеснаго, ни земного. Но верующих Господь никогда не оставлял и по сие время не оставляет и до конца прославляет.

– Спасибо!

– Далее читаем: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшаго сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как оне растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, что кольми паче вас, маловеры. Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего язычники; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том».

Если мы будем увлекаться учением Христа, тогда не оскудеет земное. Пророк Амос говорит: «пошлю на землю голод не хлеба и воды, будут скитаться и искать слова Божия и не найдут его. И чрез этот духовный голод праздники превратятся в сетования и брачные чертоги ваши в великий плач». И теперь происходит то же самое. Если бы в праздники не было слез и горя, тоя ничего не сказал бы. А также, если бы брачные не плакали, не мучились, не травились, не стрелялись, я тоже ничего не сказал бы. Но это все делается, потому что у таковых нет имения Христова – Евангелия.

Поэтому Христос и говорит далее: «наипче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам».

Т. е. наипаче ищите учения Божия, а остальное все приложится. Взыщешь учение Божие, тогда найдешь и царство Божие.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».

После пения Братец говорит:

– Царству Его не будет конца, т. е. учению. Христа не будет конца. Сколько веков прошло! А учение Христа до сих пор распространяется и царство христианское продолжается. Где нет учения Христа, там нет мира, там ссора, драка и убийство. Ищите прежде учение Христа, остальное все приложится. И тогда не ты будешь заботиться об имении, а само имение придет к тебе. Безумные бога говорил своей душе: «много добра лежит у тебя,  ешь, пей, веселись; сломаю житницы и построю новыя». Нельзя ли по другому сказать: «сломаем старыя, пьяныя житницы, построим новыя, трезвыя»?

– Построим! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Много у нас лежит добра евангельскаго, пей, покойся на земле и на небе. От пищи евангельской не будешь безумен, но найдешь ум Христов.

– Спасибо! – восклицают слушатели и поют: «Отверзу уста моя».

 

_________________

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Слова апостола Павла к ефесянам.

– К нам.

Сказав это, Братец стал читать и пояснять послание к ефесянам, 5-ю главу, с 6-го стиха по 19-й: «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления»

Во дни апостола были пустословы. Они и ныне есть. Но знай, что за каждое пустовое слово дадим ответ Богу. От пустых слов человек делается пустым духовно и материально, а чрез веру в слова Евангелия он наполняется духовно и материально. Давид говорил: «я жил и состарился, но не видел праведника, нуждающагося и просящаго хлеба». Древле постигал голод тех, которые оставляли закон Бога. И теперь кто отвергает Евангелие, того и Господь отвергает. А кто будет вникать в Евангелие и проникаться его словами, тот не будет иметь ни болезней, ни нужды, ни голода, ни печали.

– Спасибо!

– Далее апостол говорит: «итак не будете сообщниками их».

Не сообщайтесь с пустословами. Ищи таких, которые говорят о Евангелии, и тогда не останешься пустым духовно и материально, тогда не оскудеет у тебя ни небесное, ни земное.

Далее читаем: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».

Пустословы любят ходить по трактирам и гостиницам. Это школа разврата, пьянства и убийства и пристанище воров и всяких преступников. И всякий ходящий туда невольно научается разврату. Верующий же в слово Евангелия не пойдет в трактир: ему стыдно туда идти. Верующий не будет пустословить, а будет Бога славить и будет воином Евангелия и воином за трезвость, и Отец небесный не оставит его без славы на земле.

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Некоторые говорят, что ходить в трактиры, чайку попить, не грех; но знайте, что это пристанище развратников и преступников. Все воры сначала украдут, а потом идут в трактиры делить краденое. И проститутки сначала сговариваются: «куда идти?», а потом идут в рестораны и гостиницы. Все это – пристанище бесам и всякому нечистому духу (Откр. 18, 2). И всякий ходящий туда рождает грех и умножает в себе преступления. Даже хозяйственные люди и те от скуки проводят время в трактирах и ресторанах, а семейства их плачут. А иные хозяева ходят в трактиры для того, чтобы скрыть от своих семейных свои мошенническия проделки: они боятся, чтобы семейные не укоряли их.

О трактиры, трактиры! Если праведник едва от них спасется, то нечестивый и грешник где явится (1-ое послание ап. Петра, 4, 18)? Конечно, в трактирах. Его насильно тащут туда за руку под предлогом чайку попить, как Каин тащил Авеля в поле на убой. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Придите ко Мне все труждающияся и обременены, и Я успокою вас».

После пения Братец читает далее: «Исповедайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в безплодных делах тьмы, но и обличайте».

Будем говорить о Евангелии, будем изобличать пустословов, но с любовью. А если будем изобличать со гневом, без любви, то от нашего обличения будет ссора, драка, убийство и ножевщина.

– Прости!

– Далее говорит апостол: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть».

От света Евангелия человек делается добрым, светлым. Ему стыдно идти туда, где не говорят о Боге.

Далее читаем: Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». А потому апостол Павел и говорит: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте неразсудительны, но познавайте, что есть воля Божия».

А то мы хотим оправдаться и говорим: «по незнанию я сделал, меня соблазнили». Но кто крепко верит в Евангелие, того не соблазнишь трактирным соблазном. Словами Евангелия укрепляются хозяйства и утверждаются государства. Правда Евангелия всегда одерживала и будет одерживать победу.

Далее апостол Павел говорит: «Не упивайтесь вином, от котораго бывает распутство, но исполняйтесь Духом», т. е. словом Божиим.

Многие говорят: «можно выпить для веселья». Но где мы видим распутство? Там где трактиры, рестораны и чайныя. Мудрый избегает таких мест. Его удерживает от пьянства и разврата вера в Бога. И таковой остается счастливым навсегда.

– Спасибо!

– Далее читаем: «Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу».

Довольно пустословить. Апостол Павел писал ефесянам, чтоб они оставили пустословие, и они послушались его и переменили свою жизнь, и чрез это утвердились их семейства и хозяйства.

Будем и мы избегать пустословий и будем упражняться в словах Евангелия и увидим светлые дни. Будем всегда прославлять Господа, как в скорбях, так и в радостях, и Господь прославит нас. А то мы в скорбях идем к Богу молиться, а в радостях в трактир веселиться. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, и поют: «Блажен муж, иже не идее на совет нечестивых».

После пения Братец говорит:

– Весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. И мы видим, что нечестивые погибают в своем нечестии. Не было бы погибели нечестивых – не было был страха в благочестивых. Этим страхом они спасаются.

– Спасибо!

__________________

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам книгу пророка Иоиля.

Сказав это, Братец стал читать из 1-ой и 2-ой главы книги пророка Иоиля: «Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших».

Пророк просил пробудится от пьянства. Наверное, было поголовное пьянство.

– Как и у нас, – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать:

«Ибо пришел на землю мою народ сильный и безсильный; зубы у него – зубы львиные, и челюсти у него, как у львицы. Опустошил он виноградную лозу мою, и смоковницу мою обломал, ободрал ее догола и бросил; сделались белыми ветви ея. Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей!»

Здесь сравнивается израильский народ со львами. Пророк как бы хочет сказать, что не так страшны львы, как этот израильский народ. Со львами люди боролись и потому бодрствовали. От львов меньше вреда, чем от подобных им людей. Пророк Иоиль говорит, что не те звери, которые называются львами и львицами, а вот эти безчеловечные люди, в которых нет души Божией, т. е. учения Божия. Люди стали зверями. «Я, говорит, сотворен по образу Божию». Если бы, действительно, в тебе был образ Божий, то ты исполнял бы слова Божии и был бы кротким. Иоанн Златоуст говорит: «не те звери – лесныя львицы, но звери безстыжыя девицы», через которых погибло и погибает множество всякаго рода людей.

– Прости!

– Далее читаем: «Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни».

Все плакали, а народ еврейский пьянствовал. Так и ныне.

– Прости!

– Далее говорит пророк: «Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высохли виноградники, завяла маслина. Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле, засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблонь – все дерева в поле посохли; потому и веселие у сынов человеческих исчезло».

Пророк Иоиль пробуждал пьяниц, как бы так говоря: «пробудитесь – и тогда будут приносить плоды ваши поля и виноградники».

Далее читаем: «Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебнаго приношения и возлияния».

Если бы никто не плакал, я бы ничего не сказал. Все, – и народ, и священники, – плакали, потому что Господь наказал их всякими несчастиями за то, что они отступили от закона Божия. В те времена пророк Иоиль ревностно говорил о Боге и тем приводил к покаянию.

– Братец дорогой, – говорят слушатели, – а Братец поправляет:

– Не Братец, а пророк Иоиль.

И затем Братец читает далее:

– «Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего и взывайте к Господу, ибо день Господень близок: как опустошение от Всемогущаго придет он. Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселие и радость? Истлели зерна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовыя, ибо не стало хлеба.  Как стонет скот, уныло ходят стада волов, ибо нет для них нажити! томятся и стада овец! К тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачныя пастбища пустыни, и пламя попалило все деревья в поле».

Пророк пробуждал пьяниц и взывал за них к Господу, но они не пробуждались. И все пророки делали то же самое, но люди не слушались и убивали их.

Далее, во 2-ой главе, пророк говорит: «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей, – да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок».

Бейте тревогу трезвости! День Господень близок к тебе. Он далеко от того, кто отдаляется от слова Божия. А кто близок к слову Божию, к тому и Христос близок.

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Твоя песнословцы, Богородице»!

________________

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам похвальное слово Иоанна Златоуста святому апостолу Андрею Первозванному, празднуемому 30 ноября.

Сказав это, Братец стал читать из книги «Жития святых, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго», за ноябрь, на 824–826 стр., следующее:

«Воспоминаемый ныне Андрей, когда нашел Господа всех, как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату: «мы нашли Мессию». Андрей после Петра родился, но первый привел Петра ко Христу и с радостью сказал ему: «мы нашли Мессию, мы нашли сие сокровище: избегай, Петр, нищеты обрезания, т. е. свергни с себя иго обрезания, освободись от раздранных рубищ закона, т. е. освободись от ветхозаветнаго закона, изветшавшаго с пришествием Христа, свергни с себя иго письмени, т. е. постановления и предписания закона Моисеева, сочти это за нечто незначительное, пренебреги настоящим – как сновидением, и возгнушайся Вифсаиды, т. е. городской развратной жизни – как некотораго дурного и отверженнаго места. Оставь сеть – как орудие нищеты, лодку – как обиталище во время потопа, рыбную ловлю – как ремесло, подлежащее морскому волнению, рыб – как товар для чревоугодия, народ иудейский – как превозношение пред Богом, каиафу – как отца лукаваго сборища. Оставь это все, потому что мы нашли Мессию, Котораго предвозвестили пророки, Котораго провозгласили закон и пророки, как некоторою трубою. Мы нашли сокровище закона. Избегай, Петр, глада письмен: мы нашли Мессию, Котораго издревности предизобразили знамения, Котораго Михей видел на престоле славы, Котораго Исаия зрел на серафимах, котораго Иезекииль видел на херувимах, Котораго Даниил зрел на облаках, Котораго Навуходоносор видел в той печи, Котораго Авраам принял в шатер, Котораго Иаков не отпустил, прежде чем не получил от Него благословения, задняя Котораго Моисей видел на камне – Сего мы нашли, безначально рожденнаго и явившагося в последние дни. Мы нашли Мессию, что значит: Христос, Много Христов, но все они – смертные. Авраам был Христос, но истлел во гробе; Исаак был также Христос, но кости его лежат во гробе. Иаков был Христос, но – смертный. И Моисей был Христос, но был погребен, – в каком месте, не знаем. Подобно этому и Давид был Христос, но все они были добычею смерти, все – пленниками смерти, но Один Христос – истинно по природе Бог».

Из этого учения мы видим, что Христов было много, но все они были смертные, а Иисус Христос был и есть один безсмертный, потому что Он, по своей природе, есть Бог и Творец всего мира. Хотя и можно сказать, что Христос, что религиозно-воинственный человек – это все равно, и что поэтому много было Христов, но я опять повторяю: нельзя сравнять их с Иисусом Христом – Богом, потому что Он один воскрес из мертвых, а те все Христы из мертвых не воскресали. И не было того времени, когда бы Христа не было. Христос днесь, вчера и во веки один и тот же. И не было того времени, когда бы Христос не целил верующих в Его Евангелие. Поэтому Он и заповедал нам: «ищите прежде всего царства Евангелия, а остальное все приложится вам», т. е. Он дает от болезней исцеление, от нужды избавление.

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Авраам-Христос освободил Лота из плена. Моисей-Христос освободил еврейский народ от работы египетской. Давид-Христос освободил народ от ига филистимскаго. Даниил-Христос освободил народ от зеленаго змия.

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели, – а Братец продолжает пояснять:

– И все Христы творили великия знамения и чудеса и тем спасали человечество.

– Спасибо, дорогой Братец! – восклицают слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Поэтому можно сказать, что и отец Иоанн Кронштадтский – чудотворец, подобно Аврааму, Моисею и Давиду, был также Христос, потому что целил людей именем Иисуса Христа.

Да и каждый священник должен быть похож на Христа: только тогда люди и могут верить, только тогда и могут быть исцеления, как чрез Иоанна Златоуста, который также был похож на Христа по страданиям и по проповеди, которая так сильно действовала на слушателей, что они не могли удержаться от восклицаний. Так одна женщина, слушая его проповедь, воскликнула: «золотыя твои уста!». Так и при Христе одна женщина, слушая его проповедь, воскликнула: «блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, питавшие Тебя» (Лук. 11, 27).

И Николай-чудотворец подтверждает существование многих Христов, когда говорит, что Христородиц было много, а Богородица была одна дева Мария.

Опять повторяю: много было Христов, но все они были – смертные, а Иисус Христос один Христос безсмертный.

– Спасибо! – восклицают слушатели и поют: «Седяй в славе на престоле Божества, во облаце легце прииде Иисус… слава, Христе, силе Твоей».

_______________

 

 

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам житие святого Акакия, празднуемаго 29-го ноября.

Сказав это, Братец стал читать из той же книги «Жития святых», на 806-й странице, следующее:

«Когда блаженный Акакий отошел ко Господу и был погребен в семейном склепе, то, спустя пять дней, старец, у котораго он находился в послушании, отправился к одному жившему там великому отцу и сказал ему: «отчет, брат Акакий, ученик мой, умер». Отец, услыхав это, сказал: «не верю тебе, старче, потому что Акакий не умер». Старец сказал: «отче, если не веришь мне, то пойди сам и осмотри гроб его». Тогда преподобный отец поспешно встал, пошел со старцем в гробницу блаженнаго Акакия и громко воскликнул над гробом Акакия, обращаясь к нему, как к живому: «брат Акакий, умер ли ты?» Благоразумный послушник, обнаруживая послушание и после смерти, ответил: «не умер, отче, ибо тому, кто обязался творить послушание, невозможно умереть».

Все пророки, Христос, апостолы и отцы церкви – все они живы и из небеснаго царства учат нас здесь на земле. Хотя некоторых из них и умертвили, но они чрез Писание учат нас, как живые.

А поэтому в заключение всего скажу, что царству Христа, т. е. учению Христа не будет конца. Всегда Христос учил чрез пророков, апостолов и отцов церкви и будет учить до скончания века. Аминь.

– Спасибо!

 

Трезвенник

 На главную страницу     Предыдущая беседа    Следующая беседа    Оглавление бесед