На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
В четвертое воскресенье после
Пасхи, 8 мая, на Петровском отросе, на Петровском
проспекте, близь дома № 1, около трех часов дня,
несмотря на холодную и дождливую погоду, стояла
громадная толпа и терпеливо ждала начала бесед
Братца Иоанна, выстроившись в длинный ряд по два
человека. Многие ждали с самого ранняго утра. В
половине 4-го часа привратница и швейцары стали
впускать пришедших в зал, который через полчала
был уже битком набит.
В 4 часа в зал вошел и сам Братец
Иоанн, и собравшиеся приветствовали его словами:
«Здравствуй, дорогой Братец!». Когда он, пройдя по
узкому проходу между слушателями, остановился у
икон, то все запели: «Отче наш».
Затем Братец всходит на кафедру и
все вновь восклицают: «Здравствуй, дорогой
Братец» и поют: «Христос воскресе из мертвых».
После пения «Братец» говорит:
– Сегодняшнее евангелие читается
из 4-ой главы Евангелия Иоанна: «Приходит Иисус в
город Самарийский, называемый Сихарь, в тот самый
участок земли, который Иаков подарил сыну своему
Иосифу» в награду за то, что он избавил братьев
своих от голода» (Бытие 48, 22).
Этим подарком Иаков отличил Иосифа
от остальных своих сыновей за то, что он
заботился о других.
Поэтому и мы должны заботиться о
других.
– Спасибо! – говорят слушатели, а
«Братец» читает далее:
– «Там был колодезь Иаковлев.
Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя».
Христос сел у колодезя для того,
чтобы напоить жаждущих. И доныне разрешается
черпать воду для всякаго, как сказал Христос:
«Кто жаждет, приходи ко Мне и пей» (Иоан. 7, 37).
Далее читаем: «Было около шестого
часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть
воды. Иисус говорит ей: «Дай Мне пить».
Разве Спаситель нуждался в питье?
Нет, Он видит, что женщина пришла за водой, то
согласно этому и заводит разговор.
Так и мы должны приступать к делу,
особенно к беседе о слове Божием. А то мы часто говорим не к делу и
не к месту – и нас слушать не хотят.
– Прости! –
говорят слушатели, а «Братец» читает далее:
– «Ученики же Его отлучились в
город купить пищи. Женщина самарянская говорит
Ему: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня,
самарянки? Ибо иудей с самарянами не сообщаются».
Иисус сказал ей в ответ: «если бы ты знала дар
Божий, и кто говорит тебе: «дай Мне пить» то ты
сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду
живую». Женщина говорит Ему: «Господин! Тебе и
почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у
Тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего
Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из
него пил, и дети его, и скот его?». Иисус сказал ей
в ответ: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет
опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему,
тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам
ему, сделается в нем источником воды, текущей в
жизнь вечную».
– Спасибо! – говорят слушатели, а
Братец читает:
– «Женщина говорит Ему: «Господин!
Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не
приходить сюда черпать».
Из этого мы видим, что эта женщина
нуждалась в воде материальной,
а Христос говорил ей о той воде, которая питает
духовно.
Далее читаем: «Иисус говорит ей:
«Поди, позови мужа твоего и приди сюда». Женщина
сказал в ответ: «У меня нет мужа». Иисус говорит
ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя быть пять мужей, и тот,
котораго ныне имеешь, не муж тебе».
– Прости, дорогой! – говорит одна
женщина, а «Братец» продолжает читать:
– «Это справедливо ты сказала.
Женщина говорит Ему: «Господи! Вижу, что Ты
пророк».
Спаситель знал ея тайны. И все
пророки могли знать тайны человеческих сердец.
И мы должны проникать в тайны
человеческаго сердца, если хотим, чтобы к нам
относились с доверием. Если же не будем проникать
в тайны человеческих сердец, то никто не будет
верить нам.
Увидев, что Христос есть пророк,
женщина говорит ему: «Отцы наши покланялись на
этой горе; а вы говорите, что место, где должно
поклоняться, находится в Иерусалиме». Иисус
говорит ей: «Поверь Мне, что наступает время,
когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете
поклоняться Отцу; вы не знаете, чему кланяемся,
ибо спасение от иудеев; но настанет время, и
настало уже, когда истинные поклонники будут
поклонятся Отцу в духе и истине, ибо таких
поклонников Отец ищет Себе».
Т. е. наступает и настало уже время,
когда люди будут жить по правде Евангелия и тогда
они будут справедливы. Но самарянка любила
только поклоняться святым местам, напр., колодцу,
вырытому Авраамом и подаренному Иаковом Иосифу,
но словам Авраама, Иакова и всех пророков она не
поклонялась, т. е. не принимала их и не
руководилась ими и потому не знала правды.
Так если и мы будем только
кланяться святым местам и священным
изображениям, а словам святых людей, пророков,
Христа, апостолов и отцов церкви не будем
кланяться, то наши молитвы не будут приняты. Если
нам не нужны слова Бога, то и мы Ему ненужны.
– Прости!
– Поэтому как древний мир за
непринятие слова Божия Господь утопил, а Содом и
Гоммору сжег, так и в настоящее время Он
наказывает болезнями и несчастиям тех, которые
не слушаются Его слова. А тех, которые верят в Его
слово и исполняют его, Он любит и награждает.
– Спасибо!
– Далее читаем: «Бог есть дух, и
поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и
истине», т. е. в духе правды, а не в духе лжи.
Далее читаем: «Женщина говорит Ему:
«Знаю, что придет Мессия, т. е. Христос; когда Он
придет, то возвестит нам все». Иисус говорит ей:
«Это Я, который говорю с тобою».
– Спасибо, дорогой Братец! –
говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– Христос был и есть
один и, кроме Христа, нет и не будет другого
Христа; но последователи, ревнители Христа есть и
будут многие.
Далее читаем: «В это время пришли
ученики Иисуса и удивились, что Он разговаривал с
женщиною; однакожь ни один не сказал: «Чего Ты
требуешь?» или «О чем говоришь с нею?».
Ученики Иисуса не смели сделать Ему
замечания, потому что всегда видели в Нем
справедливость. Трудно судить тех, которые не
делают ничего несправедливаго.
Далее читаем: «Тогда женщина
оставил водонос свой и пошла в город и говорит
людям: «Пойдите, посмотрите Человека, Который
сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
Мы видим, что Христос проник в тайны
этой женщины, и потому она
признала Его пророком и Христом. А тайна эта
заключалась в том, что эта женщина имела пять
мужей; но теперь многия женщины имеют 7 и более
мужей, а мужья имеют столько же жен.
– Прости!
– А Христос говорит, что прелюбодей
даже тот, кто смотрит с вожделением в сердце
своем; поэтому Он учил тогда и ныне учит нас не
распускать глаза, не прелюбодействовать глазами.
– Прости!
– Потому что из вожделений
происходят пороки, преступления, убийства и
самоубийства.
– Прости, дорогой Братец!
– А то часто подруга подруге
говорит: «У меня много поклонников, меня сватает
такой-то и такой-то». Это есть уже прелюбодение. В
древнее время женщины завешивали свои лица
покрывалами, дабы мужчины не разжигались и не
происходили от этого несчастия. Но в настоящее
время мало того, что женщина показывает свое лицо
всем: она еще натирает его красками, чтобы более
понравиться. И смотришь, у таковой нос
провалился. В древнее время прелюбодейц убивали
камнями, а в настоящее время оне сами покушаются
на самоубийство или на операцию.
Писание, т. е. слово пророков,
Христа, апостолов и отцов церкви для того и
написаны, чтобы мы их читали и вникали в них. И
когда мы будем проникаться ими, то всякие пороки
и всякия преступления, как бесы, исчезнут. Но если
мы не будем вникать в слово Божие и говорить о
нем, то пороки и преступления всегда будут
преследовать нас.
Каждый знает, что если ему будут
говорить о сладкой пище, то волей-неволей он
скажет: «ах! Как бы я ее поел». И мы знаем, что
многие сластолюбцы погибали от своего
сластолюбия. Но если мы будем
говорить о словах пророков, Христа, апостолов и
отцов церкви, то у нас явится другой аппетит: вера
в слово Божие и мы скажем: «Если тогда Господь
помогал верующим в Его слово, то и мне поможет, и я
не буду ни в нужде, ни в
болезни, ни в печали».
Далее читаем: «Между тем ученики
просили Его, говоря: «Равви! Ешь».
Ученики ходили за пищей земной, а
Христос ревновал о пище духовной, которая дает
жизнь вечную.
– Спасибо!
– Поэтому Он и сказал им: «У Меня
есть пища, которой вы не знаете».
– С женщиной Христос говорил о
воде, потому что она пришла за водой, а с
учениками Он говорил о пище, потому что они
принесли пищу.
Если кто заботится только о земном
хлебе, то от такового хлеб бежит. Но кто заботится
прежде всего о хлебе духовном, т. е. о слове
Божием, то таковому Господь дает и земной хлеб и
таковой никогда не бывает голоден. Поэтому
Христос и сказал: «Ищите прежде всего царства
Евангелия, а все остальное приложится вам».
Поэтому и в сегодняшнем евангелии
Христос говорит своим ученикам: «У Меня есть
пища, которой вы не знаете». Но ученики Его не
поняли, о какой пище Он говорит, и говорили между
собою: «Разве кто принес Ему есть?». Тогда Иисус
говорит им: «Моя пища есть творить волю
Пославшаго Меня и совершить дело Его».
Христос не раз говорил ученикам
Своим о хлебе духовном, но они и тогда не понимали
Его. Так когда после насыщения хлебом пяти и в
другой раз четырех тысяч Иисус сказал ученикам:
«Смотрите, берегитесь закваски фарисейской,
саддукийской и иродовой», то они, разсуждая между
собою, говорили: «Это значит, что хлебов мы не
взяли». Но Иисус, уразумев то, сказал им: «Что
помышляете в себе, маловерные, что хлебов не
взяли? Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я
вам: берегитесь закваски фарисейской,
саддукейской и иродовой». Тогда они поняли, что
Он говорил им беречься не закваски хлебной, но
учения фарисейскаго, саддукейскаго и иродового»
(Мф. 16, 6–12 и Мар. 8, 15–21).
Но у нас есть закваска фарисейская,
лицемерная, почему мы и говорим: «Не соврешь – не
проживешь». Мы поклонники лжи, а не поклонники
правды.
– Прости!
– Далее читаем: «Не говорите ли вы,
что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я
говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на
нивы, как оне побелели и поспели к жатве; жнущий
получает награду и собирает плод в жизнь вечную,
так что и сеющий и жнущий вместе радоваться
будут; ибо в этом случае справедливо изречение:
«Один сеет, а другой жнет»; Я посла вас жать то,
над чем вы не трудились: другие трудились, а вы
вошли в труд их».
Так и мы входим в готовое. Пророки,
Христос, апостолы и отцы церкви трудились для
того, чтобы нас сделать развитыми, понятливыми.
Далее читаем: «И многие самаряне из
города того уверовали в Него по слову женщины,
свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что
она сделала. И потому когда пришли к Нему
самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл
там два дня».
Значит, Христос понравился
самарянам, и они приняли и, конечно, угостили Его
и Его учеников. Зачем же ученики купили пищу? Она
осталась лишней. Самаряне полюбили и пригласили
к себе Христа, потому что Он хорошо говорил.
– Хорошо, – говорят слушатели.
– Самаряне оказали честь Христу, а
чрез Христа и апостолам была честь и уважение.
Далее читаем: «И еще
большее число уверовали по Его слову; а женщине
той говорили: «Уже не по твоим речам веруем, ибо
сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель
мира, Христос».
Христос воскрес!
– Воистину воскрес! – восклицают
слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из
мертвых» и «Светися, светися, новый Иерусалиме».
После пения «Братец» говорит:
– Мы поем: «Светися, светися, новый
Иерусалиме», т. е. Иерусалим был старый, а пришел
Христос и обновил его, почему он и сказал:
«Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
На это иудеи сказали Ему: «Сей храм строился
сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?»
(Иоан. 2, 19, 20). Они не понимали, о каком храме он
говорил, а не понимали потому, что не вникали в
слово Божие и были не кроткие, а те, которые были
кроткие, понимали, что Христос говорил о новом
Иерусалиме, который создается на краеугольном
камне – Христе и Его апостолах из хромых, которые
стали ходить, из слепых, которые стали видеть, из
прокаженных очищенных.
– Спасибо!
– Вот такой-то Иерусалим и
прославился, хотя против него и были воздвигнуты
гонения. Если жителей этого новаго Иерусалима
гнали в одном месте, то они переходили в другое
место. И чем более преследовали их, тем более они
распространялись. Кровью Христа, апостолов и
отцов церкви новый Иерусалим одержал победу над
своими гонителями, почему мы и поем: «Ликуй ныне и
веселися, слава бо Господня на тебе возсия».
Христос воскресе!
– Воистину воскрес!
– Вот я напомнил вам евангелие о
самарянке и о том, как Христос напоил ее живой
водой.
– Спасибо!
– Еще напомню вам Деяния Апостолов.
– Напомни.
– В 11-ой главе мы читаем: «Услышали
апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники
приняли слово Божие».
– Спасибо!
– «И когда Петр пришел в Иерусалим,
обрезанные упрекали его, говоря: «Ты ходил к
людям необрезанным и ел с ними». Петр же начал
пересказывать им по порядку, говоря: «В городе
Иоппии я молился и в изступлении видел видение:
сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно,
за четыре угла спускаемое с неба, а спускалось ко
мне; я посмотрел в него и, разсматривая, увидел
четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и
птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне:
«Встань, Петр, заколи и ешь». Я же сказал: «Нет,
Господи, ничего сквернаго или нечистаго никогда
не входило в уста мои». И отвечал мне голос
вторично с неба: «Что Бог очистил, того ты не
почитай нечистым». Это было трижды; и опять
поднялось все на небо».
Петр не хотел есть и пить у
язычников, чтобы не оскверниться, и потому они,
наверное, обижались на него за то, что он ими
гнушается. Но Господь сказал ему: «Заколи и ешь».
Не умирать же ему, и он стал есть все, чтобы они не
обижались на него.
Но теперь если бы кто сказал: «Петр
все ел – буду и я есть все», то таковой погрешил
бы. Если бы у тебя не было растительной пищи, то ты
был бы оправдан. Но если ты, имея растительную
пищу, выбираешь противозаконную пищу, то ты не
будешь оправдан. Ты защищаешь не Петра, а свое
похотение и потому тебе постигают болезни и
несчастия. Но кто воздерживается от мясной пищи,
тот бывает здоров и долговечен.
Далее читаем: «И вот, в тот самый час
три человека стали пред домом, в котором я был,
посланные из Кесарии ко мне. Дух сказал мне, чтоб
я шел с ними, ни мало не сомневаясь; пошли со мною
и сии шесть братьев, и мы пришли в дм того
человека. Он разсказал нам, как он видел в доме
своем ангела святаго, который стал и сказал ему:
«Пошли в Иоппию людей и призови Симона,
называемаго Петром; он скажет тебе слова,
которыми спасешься ты и весь дом твой». Когда же
начал я говорить, сошел на них Дух святой, как и на
нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господне, как
Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете
крещены Духом Святым». И так, если Бог дал им
такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа
Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог
воспрепятствовать Богу? И вы упрекаете меня.
Выслушавши это, они успокоились и прославили
Бога, говоря: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние
в жизнь».
– Спасибо!
– Далее читаем: «Между тем
разсеявшиеся от гонения, бывшаго после Стефана,
прошли до Фаникии, Кипра и Антиохии. И была рука
Господня с ними, и великое число, уверовав,
обратилось к Господу. Целый год собирались они в
церкви и учили немалое число людей, и ученики в
Антиохии в первый раз стали называться
христианами».
Сначала, когда христиан было
немного и их гнали, они боялись называться
христианами. Над ними смеялись и говорили: «Это
крещенный, купанный, а я обрезанный».
«В те дни пришли из Иерусалима в
Антиохию пророки, и один из них, по имени Агав,
встав, возвестил, что по всей вселенной будет
великий голод, который и был при кесаре Клавдии.
Тогда ученики положили, каждый по достатку
своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее,
что и сделали, пославши собранное к пресвитерам
чрез Варнаву и Савла».
И у нас таких Агавов-сборщиков
много, а таких, которые утоляют голод духовный,
мало. Но кто утоит прежде всего голод духовный,
тот утолит и голод телесный и скажет: «Христос
воскрес!».
– Воистину воскрес!
– Всех, которые искали слова Божия,
любили и до конца будут любить и не оставлять
голодными.
– Спасибо! – говорят
слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».
После пения «Братец» говорит:
– Еще напомню вам…
– Напомни.
– Книгу пророка Исаии, главу 55-ую:
«Жаждущие! Идите к водам
тихим, даже и вы, у которых нет серебра, идите,
покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и
без платы вино и молоко».
Из этого мы видим, что пророк Исаия
говорил тоже, что и Христос, который сказал: «Кто
жаждет, иди ко Мне и пей». Самарянка, наверное,
читала книгу пророка Исаии и, наверное, когда она
слушала Христа, то думала, что Он говорит так, как
говорил в древле и Исаия.
Из этого мы также видим, что слово
Божие приравнивается к воде, вину и молоку.
Далее читаем: «Для чего вам
отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не
насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте
благо, и душа ваша да насладится туком».
Все пророки, Христос и апостолы
питали и питают наши души словом Божиим и этим
делают их тучными, сильными. Если же душа наша не
питается словом Божиим, то она безсильна, и над
нею господствует тело с своими похотями. Но когда
душа накормлена словом Божиим, то она имеет
власть над телом. Поэтому люди часто даже плачут,
что не могут побороть своих похотей, а не могут
они побороть их потому, что душа не накормлена
словом Божиим.
– Накорми, дорогой Братец!
– Далее читаем: «Приклоните ухо
ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет
душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменныя
милости, обещанныя Давиду. Вот, Я дал его
свидетелем для народов, вождем и наставником
народам».
Давид был пастухом, но так как он
прославил Бога в псалмах и на струнах, то Бог
сделал его царем.
А ты не берешь примера с Давида и
потому не можешь царствовать даже в семье своей.
Далее читаем: «Вот, ты призовешь
народ, котораго ты не знал, и народы, которые тебя
не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго
израилева, ибо Он проставил тебя».
Т. е. когда ты напитаешь душу свою
туком слова Божия, то язычники будут любить тебя
и придут к тебе.
Далее читаем: «Ищите Господа, когда
можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко».
Во дни Исаии Бог был близко, а когда
не стало Исаии, Бог стал далеко. Во дни Христа Бог
также был близок к людям, которые принимали Его
учение и проникались им. А от тех, которые, как
Иуда, только слушали Христа, а не проникались Его
учением, Бог был далеко, и они погибали, как Иуда.
Так если и мы читаем слово Божие,
беседуем о нем и проникаемся им, то и к нам Бог
близок и нам бывает хорошо. И если мы все время
будем говорить о слове Божием, то мы никогда не
будем совершать преступлений.
Далее читаем: «Да оставит
нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы
свои, и да обратится к Господу, – и он помилует
его, ибо Он много милостив».
Бог милостив к тем, которые ищут
слова Божия.
Далее читаем: «Мои мысли – ни ваши
мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит
Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше
путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».
Выше, т. е. чище.
Далее читаем: «Как дождь и снег
нисходит с неба и туда не возвращается, но
напояет землю и делает ее способною рождать и
произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет,
и хлеб тому, кто есть, – так и слово Мое, которое
исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне
тщетным, но исполняет то, для чего Я послал его».
Если дождь падает на землю, то земля
приносит хорошие плоды; так если и слово Божие
падает на сердце, то оно приносит добрые плоды.
Далее читаем: «Итак вы выйдете с
веселием и будете провожаемы с миром; горы и
холмы будут петь пред вами песнь и все дерева в
поле – рукоплескать вам».
– Спасибо!
– Горы – это высокие народы, холмы
– это народы пониже, а долины – это люди низкие,
но приносящие пользу. Тогда будет мир между всеми
народами и государствами, потому что тогда все
будут напитаны словом Божиим.
Далее читаем: «Вместо терновника
выростет кипарис; вместо крапивы возрастет
мирт».
Не о терновнике и не о крапиве здесь
говорится, а о людях. Вместо пьяниц, развратников,
воров и разбойников выростут трезвые и честные
люди.
– Дай, Господи!
– «И это будет во славу Господа, в
знамение вечное, несокрушимое».
Только, жаждующие, приходите и
пейте даром из источника живой воды. Христос
Воскрес!
– Воистину воскрес! – восклицают
слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из
мертвых».
После пения «Братец» говорит:
– В заключение всего напомню вам
еще житие святого Арсения, празднуемаго сегодня.
Сказав это, Братец стал читать и
пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по
руководству четьих-миней св. Димитрия
Ростовскаго», за 8-е число мая, начиная с 266-ой
страницы, следующее место:
«Один брат сказал преподобному
Арсению: «Честный отец! Я изучил много книг и
псалмов и хочу с умилением сердечным прочитывать
их, но не имею умиления, потому что не разумею
силы священнаго Писания, и весьма скорблю об
этом».
– Помолись! – говорят
слушатели, а «Братец» читает далее:
– «Преподобный отвечал на это:
«Чадо! Тебе должно непрестанно научаться в
чтении слова Божия, хотя бы ты и не разумел силы
его и не имел умиления. Я слышал, как говорил авва
Пимен и прочие отцы, что очарователи змей сами не
понимают тех слов, которыя они говорят; однако же
змеи, слыша слова их, укрощаются, как бы понимая
слова их, и безпрепятственно отдаются в руки их.
Тоже самое можем сделать и мы, хотя бы и не
разумели силы священнаго Писания. Ибо когда мы
имеем в устах своих слова свящаннаго Писания,
тогда демоны, слыша их, приходят в страх и бегут
от нас, не вынося слов Духа Святаго, говорившаго
через рабов своих пророков и апостолов».
Когда мы читаем слово Божие и
говорим о нем, то дурныя привычки, как, демоны,
улетают от нас. Мне думается, что так.
– Так, – говорят слушатели.
– Как заклинатели укращают жало
змеи, так и ты, читая слово Божие, будешь
прогонять лукавыя свои мысли. Демонов мы не
видим, но лукавыя мысли мы знаем, и когда мы будем
говорить о слове Божием, то оне улетят от нас и
нам сделается легко.
– Легко, – говорят слушатели.
– И тогда камень отвалится от
нашего сердца и мы скажем: «Христос воскрес!».
– Воистину воскрес! Спасибо! –
восклицают слушатели.
Затем Братец сходит с кафедры,
подходит к иконам, крестится и поет с
слушателями: «Богородице, Дево, радуйся».
Потом он читает две молитвы из
молитвенника, между которыми поет с слушателями:
«Небесных воинств архистратизи», а после второй
молитвы читает составленную им самим молитву:
«Огради нас, Господи, силою честнаго и
животворящаго Твоего креста и сохрани нас от
всякаго зла», которую он читает два раза,
заканчивая ее во второй раз словами: «И сохрани
нас от нужды и печали».
Наконец, он читает: «Слава Отцу и
Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.
Благослови, Господи, благостию Твоею».
– Спасибо! – восклицают слушатели.
После этого Братец обращается
лицом к слушателям, и последние подходят к нему
один за другим, целуют ему руку, выходят из залы и
уходят домой.
Во время целования руки пелись
всеми церковныя песни: «С нами Бог, разумейте,
языцы», «Воскресения день, просветимся, людие»,
«Христос воскресе из мертвых» и другия
пасхальныя и непасхальныя песнопения.
К 7 часам все разошлись, а человек
двадцать старых трезвенников и трезвениц зашли к
Братцу в отдельную комнату на чай, где он вел с
ними беседу на тему настоящей беседы и о
житейских делах.
Эта частная беседа продолжалась
часа полтора.
Ив. Трегубов.
На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед