На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
О
мироносицах
Когда в воскресенье, 24 апреля,
«Братец Иоанн», вошел в зал, то после обычнаго
приветствия: «Здравствуй, дорогой Братец!»,
слушатели пропели «Отче наш», а не «Христос
воскресе из мертвых», как в
предыдущия два воскресенья. А когда он взошел на
кафедру, то все вновь приветствовали его словами:
«Здравствуй, дорогой Братец», и пропели три раза:
«Христос воскресе из мертвых».
После пения «Братец» сказал:
– Сегодняшнее Евангелие читается
из 15-ой и 16-ой главы Евангелия Марка: «Пришел
Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета,
который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился
войти к Пилату и просил тела Иисусова».
Из этого мы видим, что членов в
совете было много, но немного было таких, которые
ожидали Царства Божия, – нашелся только один
благообразный Иосиф, который осмелился просить у
Пилата тело Иисуса, чтобы положить его в своем
гробе.
Такой великий преступник по тем
временам – и вдруг Иосиф решился просить Его
тела. Не каждый на это мог согласиться.
Согласиться на это мог только тот, кто крепко
верил в слово Бога, слова пророков, Христа и
апостолов делают человека смелым на правду
Божию. Таков и был Иосиф аримафейский. Он ожидал
Царства Божия, потому что хорошо знал слово
Божие. Таковыми и нам надо быть. Царства Божия
может ожидать только тот, кто хорошо знает слово
Божие. Но кто не знает слова Божия, тот не может
взойти в Царство Божие. Из этого мы можем понять,
что Царство Божие заключается в слове Божием.
Для того и читается Евангелие,
чтобы мы научились искать Царства Божия, т. е.
учения Божия. И когда мы научимся этому учению,
тогда и мы приобретаем смелость в правде и
получим благообразность в жизни.
– Помолись! – говорят
слушатели, а «Братец» читает далее:
– «Пилат удивился, что Иисус уже
умер; и призвав сотника, спросил его: давно ли
умер? И узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он,
купил плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и
положил Его во гробе, который был высечен в скале,
и привалил камень к двери гроба».
Это записано для того, чтобы не было
сомнений, что Иисус был распят и умер. Из этого мы
видим, что Иисус был, как все человеки. Только тем
и отличался от них, что человеки сами не
воскресают, а Он сам воскрес.
И если мы примем Его учение, то Он и
в нас воскреснет. Христос воскрес!
– Воистину воскрес!
– Подобно тому, как Иосиф положил
Иисуса в своем гробе, так и мы должны положить
учение Христа в своем гробе, т. е.
в своем сердце, и тогда не потеряем награды и мы,
как не потерял ее и благообразный Иосиф, и также
будем благообразны.
– Помолись!
– Евангелие для того и
написано, для того и читается, чтобы
облагообразить нас и сделать смелыми и
справедливыми.
– Спасибо, дорогой Братец! –
говорят слушатели и поют три раза: «Христос
воскресе из мертвых».
После пения «Братец» говорит:
– Из этого мы видим, что членов
совета было много, а ожидал Царства Божия только
один благообразный Иосиф. Он один член осудил
многих членов, потому что они не верили в слово
Божие и потому не могли быть благообразными.
– Прости!
– Иосиф положил тело Иисуса во
гробе. Подобно тому и мы должны полагать учение
Христа в своем гробе и этим облагородить себя.
Тогда назовут и тебя благообразным, т. е.
благоразумным. А если ты не положишь учения
Христа в себя, то назовут тебя неблагообразным,
кощунником.
– Это я такой, я такая, – говорят
слушатели, а «Братец» поясняет еще.
– И подобно тому, как доныне мы с
любовью воспоминаем благообразнаго Иосифа, а о
других членах совета и не говорим, так и в настоящее время люди
любят благообразных, благородных, добрых, но не
любят придирчивых, сердитых, злых. Так и тебя
будут любить, назовут по имени и отчеству и будут
уважать, как и Иосифа, если и ты, подобно Иосифу,
будешь ревновать о Христе.
– Спасибо, дорогой Братец!
– Поэтому и Евангелие упоминает
только об одном Иосифе и называет его знаменитым
членом совета, а церковь величает его
благообразным, а о других членах совета апостолы
даже и не упоминают, и имена их не записаны в
Евангелии, потому что они были злы.
– Прости!
– Далее читаем: «По прошествии
субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и
Саломия купили ароматы, чтобы идти – помащать
тело Иисуса. И весьма рано, в первый день недели,
приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят
между собою: кто отвалит нам камень от двери
гроба?».
– Братец, дорогой, – говорят
слушатели, а «Братец» продолжает читать:
– «И взглянувши видят, что камень
отвален; а он был весьма велик».
– Велик, – говорят слушатели.
– Я думаю, – говорит «Братец», – вы
припоминаете из прошлых бесед, как святой Марк
беседовал с Серапионом и как он спросил его:
«есть ли теперь чудеса, как сказано в Евангелии:
«если кто имеет веру с горчичное зерно и скажет
горе: «перейди отсюда туда», то она перейдет»?
Пока Марк говорил эти слова Евангелия, то гора и
передвинулась. Так и эти жены, пока оне говорили о
Христе и спрашивали, кто отвалит от гроба им
камень, приходят и видят, а камень уже отвален.
Так и ты пока будешь говорить о
Христе, то и твой житейский камень отвалится от
сердца. А камень житейский велик: как воспитать
детей, как избавиться от нужды, как избавиться от
болезни. И этот камень сильно давит тебя. Но если
ты будешь разсуждать и говорить о Христе, то ты
забудешь свой житейский камень и он отвалится от
твоего сердца и тебе будет легко. Всем известно,
что когда мы бываем в церкви, то слышим песнь:
«Иже херувимы», в которой поется: «отложим
попечение всякое житейское» – житейский
камень. Он весьма велик. Но мы не разсуждаем о
Евангелии и не откладываем наших попечений, а
думаем: что я буду есть, что я буду пить и как я
буду жить? На этот год хватит мне, а как я буду
жить в будущем году? Нужда не пришла, а мы уже
наохались. Вот таковых житейский камень и давит и
уже многих задавил: тот застрелился, тот
удавился, тот отравился, тот утопился. Люди не
имеют веры в слово Христово, не разсуждают и не
говорят о Христе и потому не имеют облегчения от
своего житейскаго камня и покушаются на
самоубийство. А когда ты побеседуешь словами
Евангелия о Христе, то житейский камень
отвалится, все у тебя устроится, и ты от радости
воспоешь песнь и скажешь: «Христос воскрес!».
– Воистину воскрес! – восклицают
слушатели и поют: «Христос воскресе из мертвых».
После пения «Братец» говорит:
– Далее читаем: «И вошедши во греб,
жены увидели юношу, сидящаго на правой стороне,
облеченнаго в белую одежду, и ужаснулись. Он же
говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищите»…
– Да, – говорят слушатели, а
«Братец» продолжает читать:
– «Он воскрес».
– Воистину воскрес! – говорят
слушатели, а «Братец» читает далее:
– «Его нет здесь. Вот место, где Он
был положен». Вот место, – говорит «Братец»,
указывая на Евангелие, – вот место, где Христос
записан апостолами, тут мы видим всех ревнителей
Евангелия, тут Иосиф, член совета, тут и жены,
скорбящия идут с миром. Пока оне поговорили между
собою о Христе – и камень отвалился. Так и мы,
когда поговорим о Христе, то и у нас житейский
камень отвалится и мы скажем: Христос воскрес!
– Воистину воскрес!
– Далее читаем: «Но идите, скажите
ученикам Его и Петру, что он предваряет вас в
Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам».
За неимением мущин
Господь посылает женщин. Мущины – ученики
Иисуса все разбежались. Даже Петр и тот
усумнился. А женщины, хотя и считались как бы
глупенькими, но у них была крепкая, непоколебимая
вера. Потому Господь и послал их.
Так и в настоящее время
бывает: жена имеет ревность о Боге и пробуждает в
муже своем ревность к славе Божией. Хотя иногда
муж и говорит такой жене: «ты глупая жена», но как
бы она ни была глупа, но если она говорит о Христе,
то ей можно поверить.
Ангел сказал женам: «Иисуса ищите».
Кажется, все мы ищем Иисуса. Все люди ходят по
святым местам. Это хорошо, но
если мы не будем искать слова Христова, то
хождение по святым местам мало принесет пользы. Я
не говорю, что не надо ходить по святым местам, я
говорю, что главное – надо иметь веру во Христа и
искать Его слова и проникаться им. А то Иуда тоже
там, около святого места, был, и все-таки удавился.
Далее читаем: «И вышедши побежали
от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего
не сказали, потому что боялись. Воскресши рано в
первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из
которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила
бывшим с ним, плачущим и рыдающим; но они,
услышавши, что Он жив, и она видела Его, – не
поверили».
Апостолы не поверили ей потому, что
женщин считали легковерными.
Далее читаем: «После сего Иисус
явился в том образе двум из них на дороге, когда
они шли в селение. И те возвратившись возвестили
прочим; но и им не поверили».
А потом распространилась молва, что
ученики Иисуса украли Его тело. Эту молву,
наверное, распространяли те из членов совета,
которые были неблагообразны, сердиты и
преследовали проповедывавших о воскресении
Христа. Но чем более преследовали учеников
Иисуса, тем более они проповедывали, воспевая
песнь: Христос воскрес!
– Воистину воскрес!
Далее читаем: «Наконец явился Иисус
самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и
упрекал их за неверие и жестокосердие, что
видевшим Его воскресшаго не поверили. И сказал
им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие
всей твари».
Значит, Христос велел Своим
ученикам проповедывать. Он сам проповедывал
живое слово и ожил. И Его ученики проповедывали
живое слово и ожил. И Его ученики проповедывали
живое слово и их слово воскресло в людях.
Но мы не научились проповедывать
живое слово. Мы научились проповедывать только
слово смерти, слово житейское; а живое слово мы
оставили, а потому и нас Господь оставляет в
скорбях. Тогда как всякому ревнителю слова Божия
можно его проповедывать.
– Можно, – говорят
слушатели, а «Братец» продолжает пояснять:
– Мы только называемся
христианами, но никогда не говорим о Христе.
Значит, мы не у Христа учились, потому что кто у
кого учился, тот о том и говорит, тот того и учение
проповедует. Кто учился у разбойника, тот и
проповедует разбой. Кто учился у пьяницы, тот и
проповедует пьянство. Кто учился у Христа, тот и
проповедует учение Христа. Но мы только
называемся христианами, но никогда не говорим о
Христе и потому мы неблагообразны и предаем друг
друга на мучение.
– Это я такой, это я такая, –
говорят слушатели.
– Но если мы будем вникать в слово
Божие, – говорит «Братец», – то мы
облагообразимся и будем тогда возвышать голос в
защиту обижаемых.
Далее читаем: «Кто будет веровать и
креститься, спасен будет», т. е. будет исцелен от
зла. Мы обыкновенно просим изцелить нас от
болезней, но избавить нас от зла мы еще не
просили.
– Прости!
– Поэтому Господь и наказывает нас
болезнями, неудачами и всякими несчастиями. Но
кто будет веровать в слово Христово и будет им
креститься или проникаться, тот избавится от
болезней и несчастий.
– Спасибо!
– Далее
читаем: «А кто не будет веровать, осужден будет».
Т. е. кто не будет веровать в слово
Христово и не будет им проникаться, тот будет
осужден на болезни, нужду и несчастия.
Евреи за неверие в слово Христово
осуждены на разорение и скитание по всему лицу
земли. Так и нас за неверие разорит и разселит
Господь по всей земле. Мы только называемся
христианами, но мы лжехристиане.
Поэтому Христос и говорит: «Кто
будет веровать и креститься, спасен будет»; а кто
не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же
будут сопровождать сии знамения: именем Моим
будут изгонять бесов, будут говорить новыми
языками».
Т. е. верующие будут говорить не
языком разврата, пьянства, ссоры, драки и
убийства, а новым языком, евангельским, который
будет выражать слова пророков, Христа и
апостолов, и мысли будут новыя, и учение – новое,
и завет будет новый.
И как в древнее время Новый Завет
обновлял евреев, так и в настоящее время он
обновляет пьяниц и развратников, переводя их в
новую, трезвую жизнь.
Далее читаем: «И будут брать змей, и
если что смертоносное выпьют, не повредит им;
возложат руки на больных, и они будут здоровы».
Иные читают эти слова Евангелия и
думают что как только они возложат руки на
больного, так он сейчас и исцелится. Нет, если нет
веры, то и исцеления нет. К чтению Евангелия надо
присоединить еще и веру и страдание за веру. А
когда будет вера, тогда будет и обновление, тогда
будет и исцеление. А без веры и обновления
сколько ни читай, не будешь исцелять ни себя, ни
других. Если же у тебя будет вера, то вера обновит
тебя, и у тебя будет новый язык, новые мехи, одним
словом – будешь новым, трезвым человеком.
– Дай, Господи! – говорят
слушатели, а «Братец» читает: «и будут брать
змей» и затем поясняет:
– Если мы захотим испытывать Бога и
возьмем в руки змею, то,
конечно, она ужалит нас и мы можем умереть. Но мы
теперь говорим о духовном змее, который
гнездится в мыслях наших. Если ты веришь в слово
Божие, то, конечно, этот змей или мысленный волк
не повредит тебе, потому что слово Божие изгоняет
все лукавыя мысли и очищает сердце от всякаго
порока.
Точно также, если бы кто буквально
понял теперь слова: «если что смертное выпьют, не
повредит им», и для испытания выпил бы чашу с
ядом, то, конечно, таковой умер бы. Мы будем теперь
говорить о другой чаше с ядом если кто верит в
Евангелие, то хотя бы он и выпил газетный,
печатный яд о воровстве, о грабежах и убийствах,
то, конечно, этот яд не повредит тому, в сердце
котораго хранится слово Божие.
Кто положил Христа в свой гроб, т. е.
в свое тело, в свое сердце, тот будет благообразен
и здоров и у того будет ум здрав, сердце здраво и
тело здраво, у того Христос воскрес.
– Воистину воскрес! – восклицают
слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».
После пения «Братец» говорит:
– Вот я напомнил вам…
– Спасибо!
– Евангелие, в котором мы видим
ревность Иосифа аримафейскаго, который не
потерял своей награды. Если и мы приобретем такую
же ревность и будем ожидать Царства Божия, т. е.
искать слова Божия, то и мы точно также получим
награду и будем смелы и благообразны.
Из этого же Евангелия
мы видим ревность не только мущин, но и женщин,
которым ангел сказал: «идите и скажите ученикам
Иисуса, что Он предваряет, т. е. ожидает их в
Галилее».
И в настоящее время Господь ожидает
всех. Только ищите его, и Он не откажет и вам дать
просимое. Евреи не искали Его и потому Он разсеял
их по всей земле.
Ученики
Иисуса также сначала было разсеялись, потому что
усумнились, а потом взыскали Его слово и основали
христианскую церковь. Так если и мы будем
увлекаться словом Божиим, то тоже будем иметь во
всем успех.
Для чего все это написано? Для того,
чтобы укрепить веру в людях и сделать их
счастливыми.
– Спасибо!
– Еще напомню вам Деяния апостолов.
У Моисея была книга Бытия, а у
апостолов книга Деяний. До Христа были пророки, а
после Христа – апостолы, которые не считали себя
в праве называться пророками. Поэтому и их книга,
для того, чтобы она не смешивалась с Бытией,
названа ими Деяниями.
Точно также и мы в настоящее время
не имеем права называться ни пророками, ни
апостолами.
– Не имеем права, – говорят
слушатели, а «Братец» продолжает пояснять:
– А если сделаем что-нибудь новое,
то по-новому и называться должны. Апостолы делали
новое, сравнительно с Моисеем и пророками,
поэтому и их книга названа по-новому: «Деяниями
апостолов».
В шестой главе Деяний апостолов мы
читаем: «В те дни, когда умножились ученики,
произошел у еллинистов (т. е. у евреев из стран
языческих) спор и ропот на евреев за то, что
вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном
раздаянии потребностей: одним давали мало,
другим много. Тогда двенадцать учеников сказали
и доныне говорят: нехорошо нам, оставивши слово
Божие, пещись о столах. Итак, выберите из среды
себя достойных мужей, а мы пребудем в молитве и
служении слова».
Из этого мы видим, что апостолы
считали себя яко бы недостойными.
«И угодно было это предложение
всему собранию».
– Угодно! – восклицают слушатели, а
«Братец» читает далее:
– «И избрали Стефана, мужа
исполненнаго веры и Духа Святого, и других
шесть».
Избрали тех, которые
способны были служить около столов.
«И поставили их пред апостолами, и
сии помолившись возложили на них руки. И слово
Божие росло, и число учеников весьма умножалось в
Иерусалиме; и из священников очень многие
покорились вере.
– Слава Богу! –
говорят слушатели, а «Братец» читает далее:
– «А Стефан, исполненный веры и
силы, совершал великия чудеса и знамения в
народе».
Стефан не мог быть сборщиком. В нем
горело сердце ревностию и проповеди о имени
Иисуса.
Далее читаем: «Некоторые из так
называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и
Александрийцев и Киликии и Асии вступили в спор
со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и
Духу, которым он говорил».
Они говорили, вероятно,
Стефану: «ты творишь чудеса силою веельзевула», а
Стефан, вероятно, говорил им: «нет, я творю чудеса
силою Иисуса Христа, который укрепляет колена и
целит от всех болезней».
Далее читаем: «Тогда научили они
некоторых сказать: мы слышали, как он говорил
хульныя слова на Моисея и на Бога. И возбудили
народ и старейшин и книжников, и, напавши,
схватили Стефана и повели в синедрион, и
представили ложных свидетелей, которые говорили:
этот человек не перестает говорить хульныя слова
на святое место сие и на закон; ибо мы слышали, как
он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие
и переменит обычаи, которые передал нам Моисей».
Но Стефан в свое оправдание
говорил: «я не хулил Бога и ничего не делал
противозаконнаго. Я проповедывал только то, что
написано в псалмах и книгах пророков. И ради
проповеди о имени Иисуса укреплялись колена
хромых».
Далее читаем: «И все сидящие в
синедрионе, смотря на Стефана, видели лице его,
как лице ангела».
Т. е. лицо Стефана было кроткое, как
у ангела, а у тех лица были обозленныя, как у
Каина.
Если бы Стефан не говорил о Христе и
не сотворил чудес, то никто не поверил бы и во
Христа и в Бога, которых он проповедывал. Чудеса,
творимыя руками апостолов, утвердили
христианское царство. Христос воскрес!
– Воистину воскрес! – восклицают
слушатели и поют: «Христос воскресе из мертвых» и
«На божественней стражи Богоглаголивый
Аввакум».
После пения «Братец» говорит:
– Христос воскрес!
– Воистину воскрес! –
восклицают слушатели, а «Братец» говорит:
– Еще напомню вам…
– Напомни.
– Книгу пророка Даниила о том, как
он уничтожил змея и как Богоглаголивый Аввакум
принес ему хлеба.
В 14-ой главе, с 23-го стиха, мы читаем:
«Во дни Даниила в Вавилоне был большой дракон, т.
е. зеленый змей. Вавилоняне обожали этого змея,
кадили и приносили ему жертвы для того, чтобы
иметь успех в делах. Без этого змея ни продать, ни
купить, ничего сделать нельзя было. Непременно
сначала нужно было поклониться этому змею, а
потом уже начинать свое дело.
Как раз было похоже на наше
пьянство: как тогда без змея ничего нельзя было
сделать, так и теперь никто не начинает никакого
дела без зеленаго вина: родился – вино, и
окрестился младенец – тоже вино, купил – опять
вино, продал что-либо – тоже вино, подрался –
вино, помирился – вино и умер – на поминках вино.
Тогда вавилоняне чтили зеленаго змея, и ныне мы,
христиане, почитаем зеленое вино. Тогда без
зеленаго змея ни купить, ни продать, да и ныне без
зеленаго вина ни купить ни продать.
– Прости!
Далее читаем: «И сказал царь
Даниилу: «не скажешь ли и об этом, что он – мед?
вот, он живой, и ест, и пьет; ты не можешь сказать,
что этот бог не живой. Даниил сказал царю: «но ты,
царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без
меча и жезла».
– Умертви, – говорят слушатели, а
«Братец» читает далее:
– «Царь сказал Даниилу: «даю тебе
позволение».
Царь, как видно, был добрый,
поддерживал руку Даниила и хотел избавить людей
от змея.
«Тогда Даниил взял смолы, жира и
волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком,
бросил его в пасть дракону. И дракон разселся. И
сказал Даниил: вот ваши святыни».
Мы видим, что Даниил уничтожил змея.
И в настоящее время чрез слово Божие пьянство
уничтожается и у верующих в слово Божие оно
совсем уничтожится.
Далее читаем: «Когда же вавилоняне
услышали, что Даниил уничтожил змея, сильно
вознегодовали и возстали против царя и сказали:
«царь сделался иудеем, убил дракона».
Вавилоняне жалели змея и говорили:
«что же мы будем делать без этого бога?».
Так и в настоящее время многие
говорят: «как же подряд взять, если не купить
вина? Да и рабочие без вина не станут работать».
Точь-в-точь и теперь то же самое, что и тогда было.
Такой же ропот, такое же негодование за
уничтожение вина.
Тогда свирепый змея уязвлял в ногу,
и теперь уязвленные вином не могут ходить и
падают. Ужаленный драконом один умирал, а
ужаленный вином и себя и других убивает.
Далее читаем: «Вавилоняне, пришедши
к царю, сказали: «Предай нам Даниила, иначе мы
умертвим тебя и дом твой». И царь принужден был
предать им Даниила. Они же бросили его в ров
львиный, и он пробыл там шесть дней. Во рве было
семь львов, и давалось им каждый день по два
человеческих тела и по две овцы; в это время им не
давали их, чтобы они съели Даниила. Был в Иудее
пророк Аввакум, который, сварив похлебку и,
покрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести
его жнецам. Но ангел Господень сказал Аввакуму:
«отнеси этот обед в Вавилон Даниилу в ров
львиный».
– Нам, – говорят слушатели, а
«Братец» читает далее:
– «Аввакум сказал: «Господин!
Вавилона я никогда не видал и рва не знаю». Тогда
ангел Господень взял его за темя и, подняв его за
волосы головы его, поставил его в Вавилоне над
рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и
сказал: «Даниил! Даниил» возьми обед, который Бог
послал тебе».
– Спасибо! – говорят слушатели, а
«Братец» поясняет:
– Этот разсказ немногие знают,
потому что немногие читают книгу пророка
Даниила, да не все еще грамотны. Но если бы
нашелся такой художник, который нарисовал бы, как
ангел за волосы держит Аввакума, точно дерется,
то многие, увидев нарисованными на такой картине
Даниила, ангела и змея, стали бы искать слова
Божия и перестали бы поклоняться зеленому змею.
– Спасибо! – говорят слушатели, а
«Братец» продолжает пояснять:
– Если бы кто написал такое
изображение, то оно всякому ясно показало бы,
почему ангел тащит за волосы Аввакума, который
держит блюдо с похлебкой. Тогда и иконоборцы не
стали бы отвергать изображений. Всякий,
посмотрев на такое изображение, тотчас же понял
бы историю Даниила, Аввакума и зеленаго змея.
Подобно этому и изображение Матери Божией и
Иисусом передает наглядно ея историю, как и
изображение жен с ароматами передает их историю.
Всякое священное изображение нагляднее передает
изображенное им событие, нежели писание.
Далее читаем: Даниил сказал:
«вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих
Тебя».
Подобно тому, как Господь не
оставил голоднаго Даниила и накормил его через
ангела и Аввакума, подобно тому,
как не оставил Господь Иосифа, который был продан
в Египет, точно также не оставит он и тебя, если ты
будешь проникаться словами пророков, Христа и
апостолов.
Далее читаем: «И встал
Даниил и ел; ангел же Божий мгновенно поставил
Аввакума на его место. В седьмой день пришел царь,
чтобы поскорбеть о Данииле и, подошедши ко рву,
взглянул в него, и вот, Даниил сидел. И воскликнул
царь громким голосом и сказал: «велик Ты, Бог
Даниилов, и нет иного, кроме Тебя!». Христос
воскрес!
– Воистину воскрес! – восклицают
слушатели и поют: «Христос воскресе из мертвых»,
«На божественней стражи Богоглаголивый
Аввакум»… и снова: «Христос воскресе из
мертвых».
После пения «Братец» говорит:
– Христос воскрес!
– Воистину воскрес!
– Вот я напомнил вам Евангелие о
благообразном Иосифе и о женах мироносицах,
напомнил Деяния апостолов о Стефане, у котораго
было лицо кроткое, как у ангела, напомнил и книгу
пророка Даниила о зеленом змее и об Аввакуме,
котораго ангел за тебя привлек к Даниилу. Так и
нас Господь приводит к учению пророков, Христа и
апостолов болезнями и несчастиями как Аввакума
за волосы, хотя мы тоже подобно Аввакуму говорим:
Вавилона не видали и книгу Даниила мы не знаем. Но
ныне вы знаете эту книгу.
– Через тебя Знаем. Спасибо!
– Еще напомню о святом
великомученике Георгии, празднуемом 23-го апреля.
Мы видели из Писания, что во дни
Даниила был змей. Точно также и во дни Георгия был
змей.
Сказав это, «Братец» стал читать и
пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по
руководству четьих-миней св. Димитрия
Ростовскаго», за апрель, начиная с 390-й страницы,
следующее:
«Около города Бейрута близ
Ливанских гор находилось большой озеро, в
котором жил змей – губитель, великий и страшный.
Выходя из этого озера, змей тот похищал много
людей, увлекал их в озеро и там пожирал их. Много
раз народ, вооружившись,
выступал против него, но каждый раз змей прогонял
народ, потому что, приблизившись к стенам города,
наполнял воздух своим губительным дыханием, так
что уже от одного этого многие заболевали и
умирали. По причине этого в том городе постоянно
была скорбь, печаль, вопль и плач великий».
Не похож ли и этот змей на нашего
зеленаго змея?
– Похож, – говорят слушатели.
– Как тогда народ
умирал от змея, так и ныне народ погибает от вина.
Только тогда был физический змей, а теперь
духовный змей.
Против физическаго змея люди могли
бы приготовить оружие и искоренить его, но против
духовнаго змея должно быть другое орудие –
духовное, т. е. вера в слово Божие.
Далее читаем: «В том городе жили
люди неверные – идолопоклонники, здесь же жил и
сам царь их. Однажды жители того города,
собравшись вместе, отправились к своему царю и
сказали ему: «что нам делать, ибо вот мы погибаем
от змея того?». Царь ответил им: «я вам сообщу то,
что мне откроют боги». Затем царь, по научению
живущих в идолах бесов, губителей душ
человеческих, возвестил им такое решение: если
они не хотят погибать все, то пусть дают в пищу
тому змею каждый день по жребию своих детей,
сыновей или дочерей. При этом царь прибавил:
«когда дойдет очередь до меня, то и я, хотя имею
одну только дочь, но и ее отдам».
Так и теперь родители приводят
своих детей в рестораны и трактиры, чтобы
повеселить их.
Далее читаем: «Жители того города
приняли этот совет царский или, лучше сказать,
бесовский и давали все каждый день на съедение
змею одного из сыновей и дочерей своих, хотя
весьма сожалели и плакали о них. Отдаваемых на
съедение змею ставили на берегу озера, украсив и
нарядив в лучшия одежды; змей же, выходя из озера,
похищал и съедал их».
Так и теперь многия родители
украшают своих дочерей и сыновей и приводят их в
рестораны и трактиры, и они остаются там вечными
жертвами зеленаго змея.
Далее читаем: «Когда
очередь дошла и до царя, то он позвал к себе свою
дочь, велел ей украшаться как можно лучше; он
весьма сожалел ее и плакал об ней со всем домом
своим, но никак не мог нарушить того
постановления, как бы божественнаго, сообщеннаго
бесами. Девица была поставлена на обычном месте,
на берегу озера. Ожидая смертного часа, она
горько рыдала. В это время к тому месту подъехал
на коне святой великомученик Георгий, воин царя
небеснаго, имевший в руке копье. Он был замучен за
Евангелие. Увидев девицу, стоявшую у озера и
горько плакавшую, он спросил ее: «для чего ты
здесь стоишь и об чем плачешь?». Она же ответила
ему: «добрый юноша! беги скорее отсюда на своем
коне, чтобы не погибнуть вместе со мною».
Так и многия блудницы говорят: «и
ты, монах, пришел к нам; уходи отсюда, а то
пропадешь вместе с нами; мы уже обручены на
погибель; смотри – и ты погибнешь с нами вместе».
Все это и прежде было и теперь есть.
– Есть, – говорят слушатели, а
«Братец» читает далее:
– «В то время, как девица говорила
эти слова святому Георгию, вдруг из озера
появился страшный змей и направился к обычной
своей пище. Увидев это, девица закричала громким
голосом: «беги, человек, вот змей уже идет!».
«Святой Георгий, осенив себя
крестным знамением (при этих словах многие
слушатели крестятся) и, призвав Господа,
устремился на коне своем на змея, потрясая копьем
и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и
прижал к земле; конь же святого попирал змея
ногами. Затем святой Георгий приказал девице,
чтобы она, связав змея своим поясом, повела его в
город, смиреннаго, как пса; народ же с удивлением
взирая на змея, влекомаго девицею, обратился от
страха в бегство. Святой же Георгий сказал
народу: «не бойтесь».
– Не будем бояться, – говорят
слушатели, а «Братец» поясняет:
– Был страшный змей, а теперь стал
кроткий.
– По твоим молитвам, – говорят
слушатели, а «Братец» продолжает пояснять:
– Это был прообраз зеленаго змея.
Потом «Братец» снова читает слова
святого Георгия к народу:
– Не бойтесь, только уповайте на
Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он
послал меня к вам для того, чтобы спасти вас от
змея».
«Затем Георгий убил змея мечом
посреди города. Жители города, извлекши труп змея
за город, сожгли его».
«После этого царь и народ, живший в
том городе, уверовали в Господа Иисуса Христа и
приняли святое крещение: крестившихся было 25000
человек, не считая женщин и детей».
Христос воскрес!
– Воистину воскрес! Спасибо!
На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед