На главную страницу      Предыдущая беседа     Следующая беседа     Оглавление бесед

БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА

 10-го апреля 1911 года

Пасха 

В Пасхальное воскресенье, 10 апреля, в 4 часа дня, «Братец Иоанн» вошел в переполненный зал.

Лишь только он показался в дверях, как слушатели громко воскликнули:

– Здравствуй, дорогой Братец! Христос Воскрес!

И это приветствие шло за ним по мере того, как он проходил по узкому проходу между слушателями к иконам. Когда он остановился у икон, то, по его началу, все запели: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробе живот даровав» и повторили эту пень три раза.

Потом «Братец» всходит на кафедру и восклицает:

– Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают и слушатели и поют снова три раза: «Христос воскресе из мертвых».

После пения «Братец» читает из первой главы Евангелия Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог, оно было в начале у Бога».

Иоанн Богослов пишет, что у Христа было слово, то самое слово, которое было в начале у Бога.

Т. е. подобно тому, как Господь единым словом Своим сотворил небо и землю и все, что мы видим, так и Христос пришел на землю и отделил проповедью Своею добро от зла и сделал людей кроткими и полезными. Как весь мир устроен единым словом, так и этот народ Христос устроил Своим словом. О Нем было написано, что Ему должно быть убиту и в третий день воскреснуть. И это слово исполнилось. Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели, а «Братец» поясняет:

– О Христе говорил и Моисей: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем».

– Будем слушаться, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает слова Моисея:

– «И всякая душа, которая не послушает Пророка Того, говорит Моисей, истребится из народа» (Деян. 3, 22. 23. Второз. 18, 15–18).

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– И теперь слова эти исполняются: кто не слушается слов пророков, Христа и апостолов, тот погибает от самоубийства, как Иуда.

Далее читаем: «все через слово начало быть, и без слова Христа ничто не начало быть, что начало быть».

Как Господь сотворил мир, так и Христос создал новый, духовный мир, новое, христианское царство. И как Господь разделил воду от земли и создал солнце, так и Христос отделил народную тьму от света и зло от добра и Сам сделался солнцем новаго, созданного Им,  мира, а апостолы – звездами, которые и нам светят своим словом.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков».

Во Христе была жизнь, потому что Он все оживотворял и ныне оживотворяет Своим словом: Он словом учил, словом благословлял, словом исцелял и словом воскрешал, и Сам воскрес и победил смертию смерть.

Мы видим из Писания, что и апостолы, подобно Христу, проповедывали, страдали, целили и одерживали победу над мучителями.

Поэтому и сказано: «в Нем была жизнь».

Далее читаем: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Как тогда много было тьмы, так и ныне ея не мало.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Но как тогда свет учения Христова возсиял над тьмою зла, так и ныне свет Евангелия сияет там, где люди проникаются учением Христа.

Далее читаем: «Был человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн; он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете».

Иоанн Креститель свидетельствовал о Христе, а Христос – об Иоанне Крестителе, – было взаимное свидетельство. Христос посылал к Иоанну Крестителю, а Иоанн Креститель – ко Христу.

Христос и Иоанн Креститель поступали так потому, что любили правду, а мы любим зависть и потому наказываем друг другу: «к тому не ходи, а ко мне только ходи», и этим сеем вражду и обнаруживаем перед слушателями свою ненависть, и они не могут верить нам.

Далее читаем: «был Свет истинный, который просвещает всякаго человека, приходящаго в мир».

Но чем мы можем просветиться, если не будем говорить о словах пророков, Христа и апостолов и разделять добра от зла по Писанию? От Писания человек делается благородным и ему бывает честь от Бога и от людей.

– Спасибо!

– Далее читаем: «в мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли».

– Прости, дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Так и теперь кто узнал Писание и живет по Писанию, того укоряют, говоря: «ты не так живешь, как мы, ты не наш».

– Наш, – говорят слушатели.

– Далее читаем: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из мертвых».

После пения «Братец» говорит:

– Тогда было немного верующих во имя Христово, а ныне по всему лицу земли называются чадами Божиими, т. е. христианами, «которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились», т. е. от слова Божия, от слова Христова родились. Хотя они и от крови и от плоти родились, но еще и второй раз родились от слова Христова.

– Спасибо!

– И они стали гнушаться язычниками и иудеями, говоря: «довольно кровавых жертв, довольно обрезания! Все это пытки». И они стали употреблять вместо кровавых жертв преломление хлеба, вместо обрезания – крещение.

Все это новшество сделал Христос, за что и возненавидели Его многие, даже и один из Его учеников, Иуда, который, когда увидел, что Христос за тайной вечерей сделал преломление хлеба, то сказал сам себе: «я думал, что Он разделит нам мясо ягненка по иудейскому обряду, а Он преломил нам хлеб вместо мяса, да еще сказал: «ешьте – это Мое тело», и чашу с питьем назвал кровью, – пойду и донесу синедриону». И когда он пошел, то Христос сказал: «ныне пришел час прославиться Сыну Человеческому», т. е. в страданиях прославиться. Почему же Иуда это сделал? потому что Христос устроил новый завет. Раньше приносили в жертву ягненка и на празднике пасхи съедали его, а Христос преломил хлеб, и за это был предан на смерть, почему и сказано: «пришел к своим, и свои не приняли», а тем, которые приняли Его, сказал: «приимите и едите сие в Мое воспоминание». Теперь мы и видим преломление хлеба вместо кроваваго жертвоприношения. И этим Христос не нарушил закона, почему Он и сказал: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить». Теперь мы и видим, что Он ничего не нарушил, но дополнил собою пасху. Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели, а «Братец» поясняет:

– Христос пришел и переродил народ Своею проповедью. Как наседка согревает собою яйца и выводит цыплят, так и Христос согревал людей словом и вывел небесных птиц, т. е. апостолов и много других.

Поэтому Христос и сравнял Себя с заботливой наседкой, говоря: «сколько раз я хотел собрать, как кокош, птенцов своих под крылья, но они не захотели».

Но нерадивая наседка гоняется за кормом и потому охлаждает свои яйца, и вместо цыплят у нея получаются болтыши.

А раз вышел болтыш, то от него разит неприятный запах и от него все отворачиваются, потому что он хуже всякой грязи.

Так и человек, называемый христианином, но несогретый учением Иисуса Христа, делается невоздержным, злым, придирчивым, раздражительным и не переносит никакого слова. И от него отворачиваются и закрываются так же, как и от болтыша.

– И я такой, и я такая, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает пояснять:

– Да, от таковых отворачиваются, а они еще более сердятся.

– Прости!

– А от слова Божия люди перерождаются и делаются кроткими, от них не отворачиваются, и им открывается путь по всей земле.

– Спасибо!

– Далее читаем: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единороднаго от Отца».

Мы видели славу Христа такую, какой еще никто не имел. Как Бог сотворил словом Своим небо и землю и весь мир, так и Христос словом Своим сотворил новый Христианский мир и исцелял больных, хромых, слепых, прокаженных, бесноватых, кормил алчущих, утешал скорбящих.

– Спасибо!

– Кающихся грешников прощал.

– Спасибо!

– Христос всех перерождал.

– Спасибо!

– Поэтому «Иоанн Креститель, как мы читаем далее, и свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: «Сей был Тот, о Котором я сказал, что идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошла чрез Иисуса Христа».

Раньше были недостатки. Пришел Христос – и все недостатки исправил, т. е. не нарушить пришел, но дополнить.

И нас Он учил не нарушать, но все исполнять.

– Спасибо!

– Далее читаем: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».

Раньше не все было понятно, потому что Бога никто не видел, а когда пришел Христос, то в Нем увидели Бога, т. е. Отца и Сына и все стало понятно, потому что Он все объяснил.

Далее читаем: «И вот свидетельство Иоанна, когда иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил и не отрекся, и объявил, что Я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он ответил: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас; что ты скажешь о себе самом? Он сказал: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу», как сказал пророк Исаия».

Т. е. я говорю то, что говорили до меня Авраам, Моисей и все пророки. Что о Нем написано в Писании, то я и свидетельствую.

– Спасибо!

– Поэтому если и мы верим в слова пророков, Христа и апостолов и если и мы будем делать то, что написано в Писании, то и мы скажем: как написано, так и говорю, так и делать должен.

Но мы далеко ушли от закона и берем пример не от закона, а от животных и сами поделались подобными животным и уподобились хищным зверям и потому некоторые и получают звериную награду: их убивают, как зверя.

– Помолись!

– А если ты будешь учиться у пророков, Христа и апостолов, то о тебе скажут: «он живет не по-звериному, а по написанному и от радости воспоют песнь.

И все поют: «Христос воскресе из мертвых», «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к бесеси Христос Бог на преведе победную помощыя» и «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех»: и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».

После пения «Братец» говорит:

– Вот напомню я вам…

– Спасибо.

– Евангелие о слове, которое было в начале от Бога. Теперь мы можем делать сравнение и применение слова Божия к жизни. Если бы мы не делали этого сравнения и применения, то не для чего нам было бы и собираться.

Как из скорлупы выходит цыпленок, так из слова Божия выходит перерожденный человек.

– Спасибо!

– Мы все сограшаем.

– Согрешаем, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает пояснять:

– И от хотения плоти рождаются плотския дети, а от проповеди слова Божия рождаются духовныя дети.

Но как не у всех родителей есть плотския дети, так и не у всех духовных отцов есть духовныя дети.

– Не у всех, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет еще:

– А у Христа и у апостолов было много детей.

– И у Братца много, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– И дети Христа и апостолов распространились по всей земле. И хотя их гнали, но чем более их гнали, тем более они распространялись. Если бы их не гнали, то не устроилась бы и христианская церковь на земле.

Духовныя дети рождаются от слова Божия, как цыплята рождаются из яиц, почему мы и даем теперь друг другу яички – символ духовнаго рождения.

Но многие этот обычай обращают в колдовство: они берут яйца и говорят: «вот я положу под образа на целый год одно яйцо на православную веру, другое – на старообрядческую, третье – на немецкую, и какое яйцо не испортится, то и вера эта правее».

Таковые гадатели, очевидно, не верят в слово Божие, они не были согреты словом Божием, и из них вышли болтыши.

Но кто верит в слово Божие и проникся словами пророков, Христа и апостолов, тот не будет ворожить на яйцах, чтобы узнать, какая вера правее, потому что он словом Божием утвержден крепко. Да и к тому же яйцо дано не для гадания и не для того, чтобы сделать его тухлым, а для того, чтобы скушать его свеженьким во славу Христа. Христос Воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели, и поют: «Христос воскресе из мертвых».

После пения «Братец» говорит:

– Вот я напомню вам…

– Спасибо!

– Евангелие о слове, которое было у Бога. И как чрез слово Божие все произошло, и как чрез слово Христа образовалась церковь, так и у тебя чрез слово Евангелия все исправится и ты будешь исправлять других.

– Спасибо!

– И тогда люди будут любить тебя. Но если ты не проникся словом Евангелия, то ты подобен болтышу, и от тебя будет смердеть, как от болтыша, и от тебя будут все отворачиваться. Но если ты проникнешься словом Божием, то оно согреет тебя, и ты будешь не болтышем, а быстрой птичкой.

– Как ты, дорогой Братец!

– Еще напомню вам Деяния апостолов, главу первую: «Первую книгу написал я к тебе, достопочтенный Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала и до сего дня учит нас. Я написал, чему учил Иисус до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием», т. е. об учении Божием.

Если мы не знаем учения Божьяго, то и в Царство Божие не взойдем. Тогда мы попадем в трактиры и рестораны, а трактиры и рестораны не царство Божье, а царство вражье.

Далее читаем: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещаннаго от Отца, о чем вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.

В настоящее время одни говорят, что надо креститься не только духом, но и водою, а другие, что достаточно креститься одним духом.

Конечно, самое главное крещение – это крещение духовное, но и воднаго крещения нельзя отрицать: оно служит символом духовнаго крещения и переходом от обрезания. Если же кто крестился только водою, а духом не крестился, т. е. не проникся словами Евангелия, то таковому одного воднаго крещения мало.

Далее читаем: «Посему апостолы сошедшись спрашивали Иисуса, говоря: «не в сие ли время, Господи, возстановляешь Ты царство израилево»?

Все евреи ожидали тогда возстановления царства израилева.

«Но Иисус сказал апостолам: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, а вы слушайтесь того, чему Я вас учил и что писали Моисей и пророки.

– Будем слушаться, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Апостолы хотели исчислить время, чтобы узнать, когда  наступит царство Божие, а Христос говорим им: «царство Божие наступит тогда, когда вы примете Святого Духа, т. е. Мое учение».

Где учение Христово – там и Дух Святой, а где учение разбойников, там и дух разбойничий.

И если мы будем жить так, как учил Христос, то Евангелие будет не только на бумаге, но и в человеках, и они будут свидетельствовать о нем до края земли.

И все пропели три раза: «Христос воскресе из мертвых» и «Придите, пиво Пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник из гроба одождивша Христа, в Нем же утверждаемся».

После пения «Братец» говорит:

– Христос воскрес! – а слушатели отвечают ему:

– Воистину воскрес!

И снова все поют «Христос воскресе из мертвых» и «Приидите, пиво Пием новое»…

После пения «Братец» говорит:

– Мы поем песнь, в которой призываем пить пиво. Были и есть такие люди, которые думают и говорят, что этой песней разрешается пить пиво, но, говоря, таким образом, они только кощунствуют.

– И я так кощунствовал, – говорят некоторые слушатели, а «Братец» поясняет:

– Но теперь мы видим, что пивом новым Христос называет Свое слово, которое называется в Писании также и водою, и солью, и светом, и одеждой, и кровью, – на все это похоже слово Христово. Оно похоже и на великий молот, разрушающий скалу, поэтому так и называется. Все доброе и полезное применимо к слову Христову.

Теперь мы можем назвать его пивом новым. Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют: «Христос воскресе из мертвых» и «На божественней стражи Богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светокосна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен».

После пения «Братец» говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Из книги пророка Амоса, главу 9-ую: «Очи Господа зрят на грешное царство, и Я истреблю Его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь».

Пророк Амос говорил им, но они не страшились. Этот народ был с огрубелым сердцем.

Далее читаем: «Ибо вот, Я повелю и разсыплю дом Израилев по всем народам, как разсыпают зерна в решете, и ни одно не падет на землю».

И мы видим теперь, что евреи разсыпаны по всей земле, и Господь перетрясает их, как Зернов решете.

Далее читаем: «От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: «не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!».

Теперь на судьбе еврейскаго народа мы видим, что это бедствие постигло их. Но бедствию этому будет конец.

Поэтому Господь и говорит далее: «В тот день Я возстановлю скинию Давидову падшую, назелаю трещины в ней и разрушенное возстановлю, и устрою ее, как в дни древние».

Что было во дни Давида, то было и при Христе; а что было во дни Спасителя, то было и при отцах церкви, то бывает и в настоящее время: ныне все трещины заделываются словами пророков, словами Христа, словами апостолов. Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют: «Христос воскресе из мертвых» и «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех»…

После пения «Братец» говорит:

– Христос воскрес!

– Воистину воскрес!

– Теперь мы видим, что трещины заделываются, пьяницы отрезвляются, люди от пороков освобождаются.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– В древнем израильском царстве, как и в древнем христианском царстве были трещины и появлялись самоубийства. А когда пришел Христос, заделал эти трещины и возстановил скинию Давидову.

– И ты заделываешь, дорогой Братец!

– Далее читаем: «Вот наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них».

– Дай Господи! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Говорит Господь чрез пророка: «Заделаю трещины и устрою все только тем, которые соблюдают закон Мой».

– Спасибо!

– А некоторые евреи говорили: «да полноте, не придет на нас беда», и погибали. Они погибали, как осенния мухи: кусались и умирали.

Это говорил пророк Амос для того, чтобы привести еврейский народ к покаянию и сохранить его царство. Но он не захотел этого по своему упорству.

Но Христос пришел для того, чтобы собрать остаток. И вот уже 20-й век собирает его через Евангелие.

– Собирает, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– И когда все примут учение Христа, тогда не будет бедствий, как говорит пророк, не будет разорений, и народы прославят Господа и воспоют песни. Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют: «Христос воскресе из мертвых», «Воскресения день, просветимся, людие».., «Христос воскресе из мертвых», «Сей нареченный и святый день».., «Христос воскресе из мертвых», «Ангел вопияше благодатней: чистая Дево, радуйся!».., «Христос воскресе из мертвых», «Светися, светися, новый Иерусалиме»…

После пения «Братец» говорит:

– Еще напомню…

– Напомни!

– Житие святого мученика Каллиопия, празднуемаго 8 апреля.

Сказав это, «Братец» стал читать и пояснять из книги «Жития святых, составленныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», за апрель, на 129-ой странице, следующее место:

«Святой Каллиопий прибыл в Киликийскую область. Увидавши здесь, что нечестивый вождь Максим устрояет в честь скверных кумиров жертвы, пения и пляски, святой юноша удивился и спросил у кого-то: «что за причина такого вашего ликования?». – «Ныне праздник в честь богов наших, – отвечали ему, – подойди и ты и присоединись к нашему пиршеству».

– Не пойдем, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– И сказал святой Каллиопий: «Я христианин и провожу праздники в посте, а вы – в пьянстве и разврате. Неприлично мне устраивать пляски и игры». Эти слова дошли до Максима – вождя и последний, пылая гневом, приказал схватить и представить святого юношу к себе для допроса. «Как зовут тебя?» – спросил военачальник св. Каллиопия, когда его привели на суд. «Я христианин, – отвечал святой, – а имя мое Каллиопий». «Ныне, когда вся вселенная, – сказал военачальник, – устраивает пиршество по случаю праздника богов, с пением и плясками, почему ты один не желаешь разделить с нами праздника и пребываешь в каком-то заблуждении?».

Так и ныне если кто не участвует в каком-либо пиру, то о не говорят: «он находится в каком-то заблуждении».

Далее читаем: «Святой Каллиопий ответил на это вождю Максиму так: «вот вы-то и суть те самые, которые ходят во тьме и заблуждении, так как вы оставили живого Бога, Создателя неба и земли, все сотворившаго Своим словом, и поклоняетесь таким богам, которые научили вас пляскам и играм, и за это вы будете преданы мучению».

Но если и мы будем устраивать такия пляски и игры со своими родными и знакомыми для того, чтобы они не смеялись над нами и не называли нас глупыми, то и мы будем поступать подобно вождю Максиму.

Хотя мы и говорим: «Христос воскрес!», но если учение Христа не воскреснет в нас, то в нас нет Христа и нами руководит не Христос, а Максим вождь.

Только когда воскреснет в нас слово Божие, только тогда воскреснет в нас и Христос и мы увидим светлые дни. Христос воскрес!

– Воистину воскрес! Спасибо!

После этого «Братец» сошел с кафедры и подошел к иконам, и все пропели три раза: «Христос воскресе из мертвых».

Затем «Братец» прочел обычныя краткия молитвы: «Огради нас, Господи, силою честнаго и животворящаго Твоего креста и сохрани нас от всякаго зла» и проч. и, обратившись лицом к слушателям, стал обмениваться с ними крашенными яйцами, причем слушатели целовали его руку и пели, преимущественно, пасхальныя песни.

Беседа продолжалась два часа, а целование руки и обмен яйцами один час. К руке подошло 1900 человек. Многие из них не могли поместиться в зале и слушали беседу чрез окна, стоя на дворе.

 На главную страницу     Предыдущая беседа    Следующая беседа    Оглавление бесед