На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА
В воскресенье, 3-го апреля, «Братец
Иоанн» сказал:
– Нынешнее Евангелие о
воскрешении Лазаря читается из 11-ой главы Евангелии Иоанна: «Был
болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где
жили Мария и Марфа, сестра ея. Мария же, которой
брат Лазарь был болен, была та, которая помазала
Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему:
Господи! тот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав
то, сказал и доныне говорит: эта болезнь не к
смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее
Сын Божий».
Все болезни, которыя посылает
Господь, не к смерти, но к славе Божией.
Далее читаем: «Иисус же любил Марфу
и сестру ея и Лазаря».
Марфа, Мария и Лазарь слушали слово
Христа, потому Он и любил их.
Если и мы будем слушать Евангелие,
то и нас Христос будет любить. И как в древнее
время Он целил больных, хромых, слепых, увечных,
которые принимали Его слово, так и ныне Он целит
нас Своим словом.
– Спасибо! – говорят слушатели, а
«Братец» читает далее:
– Когда же услышал Иисус, что
Лазарь болен, то пробыл два дня на том месте, где
находился. После этого сказал ученикам: пойдем
опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно
ли иудеи искали побить тебя камнями, и Ты опять
идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов
во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому
что видит свет мира сего; а кто ходит ночью,
спотыкается, потому что нет света с ним».
Учение Христа есть свет и день, и
кто ходит во свете этого учения, тот не
спотыкается. Учение же человеческое есть тьма и
ночь, и кто ходит во тьме этого учения, тот
спотыкается и покушается на самоубийство.
– Далее читаем: «Сказав это, Иисус
говорит ученикам: Лазарь друг наш уснул, но Я иду
разбудить его».
– Разбуди, дорогой Братец! –
говорят слушатели, а «Братец» читает:
– «Ученики Его
сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
Ученики поняли слово Христа
по-человечески и потому подумали, что Он идет
разбудить Лазаря от телеснаго сна. Но слово
Христа как в древнее время пробуждало, так и в
настоящее время пробуждает от сна духовнаго, т. е.
от пороков и преступлений, нужды и печали.
– Спасибо!
– Далее читаем: «Иисус говорил о
смерти его; а ученики думали, что Он говорит о сне
обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь
умер и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы
вы уверовали; но пойдем к нему.
Есть люди, которые говорят, что
Лазарь не умер, а умерла любовь Лазаря к его
сестрам и якобы оне просили Иисуса воскресить
эту любовь. Это могут сказать только те люди,
которые не имеют веры в воскресение тела.
Но я не отрицаю фактической
стороны. Лазарь, действительно, был мертв, и
Христос воздвиг, воскресил его. Если бы Христос
не сотворил чуда воскресения, то не уверовал бы в
Него народ. Христос воскресил Лазаря для того,
чтобы народ уверовал, что Он есть Творец мира.
Далее читаем: «Иисус пришед нашел,
что Лазарь уже четыре дня в гробе, и многие из
иудеев пришли к Марфе и Марин утешать их в печали
о брате их. Марфа, услышавши, что идет Иисус, пошла
навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа
сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не
умер бы брат мой».
И ныне мы скажем: если бы в
человеках была наука Христова, тони не умирали
бы. Но как Лазарь умер потому, что Христа не было
там, где был Лазарь, так и мы умираем без Христа,
без науки Христовой. Если же мы будем просить и
молить Христа за братьев своих так, как Марфа и
Мария просили, то Он и нас воскресит духовно и
телесно от пьянства и разврата. Мы только
говорим, что любим Бога и Христа, но слова Божия,
науки Христовой мы не принимаем. Мы лицемерно
любим Бога и Христа, потому мы и умираем.
– Прости!
– Далее читаем: «Иисус говорит ей:
воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что
воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус
сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в
Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и
верующий в Меня не умрет во век. Веришь ли сему?».
Слово Христа никогда не оставалось
и не останется безсильным, но всегда воскресало и
воскресает мертвых. Но многие не верят этому. Они
говорят: «если бы Христос в настоящее время жил и чудеса творил, то мы
поверили бы в Него». Но Он теперь разговаривает с
нами чрез Евангелие. И кто проникается словами
Евангелия, того и воскрешает Христос от пороков и
преступлений.
Далее читаем: «Марфа говорит
Иисусу: так, Господи! Я верую, что Ты Христов, Сын
Божий, грядущий в мир. Сказавши это, пошла и
позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель
здесь и зовет тебя».
Где собраны двое или трое во имя
Евангелия, там и Христос, туда и зовет Он всякаго.
И если мы пойдем туда и будем слушать,
разговаривать и разсуждать о Христе, то и мы
воскреснем духовно, и в нас появится вера, хотя с
горчичное зерно, и тогда и для нас ничего
невозможнаго не будет, тогда и мы будем по вере
передвигать горы. Нет надобности нам передвигать
настоящия горы: оне Богом установлены в порядке.
Наша обязанность передвигать людей из пьянства к
трезвой жизни, от порока к честной жизни.
Далее читаем: «Мария, как скоро
услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
Пришедши туда, где был Иисус, и, увидевши Его, она
пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты
был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел
ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих,
Сам воскорбел духом и возмутился, и сказал: где вы
положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и
посмотри».
Будто Христос не знал, где положили
Лазаря. Он знал, но сказал так для того, чтобы не
проявлять Себя великим и чтобы другие не
возвышали Его и тем дать нам пример не выдавать
себя за великих.
Далее читаем: «Иисус прослезился.
Тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил его!»
Если и мы будем так ревностно
искать слова Христа, как Марфа, Мария и Лазарь, то
Он и нас точно так же будет любить. Ведь и мы любим
тех, которые слушаются наших слов, и не любим тех,
которые не слушаются. Так же и Христос любит тех,
которые слушаются Его.
Далее читаем: «А некоторые из них
сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому,
сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять
скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была
пещера и, камень лежал на ней. Иисус говорит:
отнимите камень».
Неужели Христос
не в силе был отнять камень? Он сотворил небо и
землю и одним мановением мог бы
сдвинуть камень. Но Он поступал яко бы
простой человек для того, чтобы людям легче было
у Него учиться. Если бы Он показывал себя
всемогущим Богом, то люди сказали бы: «Он – Бог, а
мы – люди» и не стали бы у Него учиться. Это все
равно, как если бы кто имел товарища, с которым он
вместе рос и который потом выучился и сделался
мастером. Таковой скажет: «я рос вместе с этим
товарищем и если он выучился и сделался мастером,
то и я буду учиться и буду таким же мастером». А
если кто видит какого-нибудь мастера из
иностранцев, то говорит: «он – иностранец, а я
русский, и мне трудно научиться и быть таким, как
он, мастером», и он не захочет учиться. Христос
пришел, как человек, для того, чтобы научить
человеков, дабы они могли научиться у Него делать
то, что Он делал. Поэтому если
Он и спросил, где положили Лазаря, и велел
отвалить камень от гроба, то Это Он сделал для
того, чтобы унизить Себя и тем дать нам пример,
чтобы и мы унижали себя. И если мы унизим себя по
Писанию, то Бог по Писанию и возвысит нас.
Далее читаем: «Сестра умершаго,
Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо
четыре дня, как он во гробе».
Частенько и от нас смердит. Разве от
пьянства и разврата не смердит?
– Смердит, – говорят слушатели, а
«Братец» поясняет:
– Поэтому и отворачиваются родные
отец и мать от пьяницы и развратника и говорят
ему: не конфузь нас, не срами нашего дома и не ходи
к нам».
Далее читаем: «Иисус говорит Марфе:
не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать,
увидишь славу Божию?
– Если и мы будем верить в слово
Божие, то также увидим славу Божию, потому что
будем получать просимое по вере. А если не будем
верить, то не будем иметь ни в чем успеха.
Далее читаем: «Итак, отняли камень
от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи
к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты
услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие
для народа, здесь стоящаго, чтобы поверили, что Ты
послал Меня».
– Спасибо! – говорят слушатели, а
«Братец» поясняет:
– Бог молится Отцу. Для чего? Для
того, чтобы научить учеников Своих молиться.
Далее читаем: «Сказав это, Иисус
воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел
умерший, обвитой по рукам и ногам погребальными
пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус
говорит им: развяжите его, пусть идет.
– Спасибо!
– говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– И мы должны развязывать духовно
умерших. Христос велел нам уговаривать своих
братьев. И если послушает, тебя брат твой, то ты
приобретешь себе брата, а он выйдет из могилы
разврата и пьянства, и ты скажешь: «этот был мертв
и ожил, пропадал и нашелся, Христос воскрес!».
– Воистину воскрес! – воскликнули
дружно все слушатели, хотя это было еще только
вербное, а не пасхальное воскресенье.
И затем «Братец» и
слушатели запели: «Верую во единаго Бога».
После пения «Братец» сказал:
– Чаю воскресения мертвых.
Евангелие для того и написано, чтобы воскрешать
духовно умерших. Я не отрицаю всеобщаго
воскресения, но нельзя отвергать и духовнаго
воскресения. Христос воскресил Лазаря – это
факт, но и ныне Он может проявить Свою силу и
воскресить духовно умерших.
Теперь прочту еще из 12-ой главы
Евангелия Иоанна: «За шесть дней до Пасхи пришел
Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, котораго
Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему
вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из
возлежавших с Ним. Мария же, взявши фунт
нардоваго чистаго драгоценнаго мира, помазала
ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и
дом наполнился благоуханием от мира».
Если и мы будем слушать слово
Христово и проникаться им, тои наша жизнь будет
благоухать. А если не будем его слушать, то от
нашего пьянства и разврата будет идти смрад. Сами
по себе без слова Христова, мы не можем быть
трезвыми и чистыми, а если мы будем просить Бога и
беседовать с людьми о слове Божием, то мы тогда
легко исправимся.
Далее читаем: «Тогда один из
учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который
хотел предать Его, сказал: «для чего бы не продать
это миро за триста динариев и не раздать нищим?».
Иуда давно ненавидел Иисуса, но так,
без всякой причины уйти от Христа ему было
неудобно, стыдно: скажут: «от такого Учителя и
ушел», и он искал какого-нибудь случая, чтобы
предать Его.
Поэтому, когда Мария помазала миром
ноги Христа, иуда и сказал: «лучше продать миро за
триста динариев и раздать нищим». Этим он хотел
показать, что якобы заботился о нищих, а Христос
якобы не любил нищих.
На самом же деле, как читаем далее,
Иуда «сказал это не потому, чтобы заботился о
нищих, но потому, что был вор: он имел при себе
денежный ящик и носил,
что туда опускали».
Тогда Иуда носил ящик и сделался
вором, но ныне хотя кто и носит ящик, но вором не
бывает.
– Бывает, – говорят слушатели, а
«Братец» читает далее:
– «Иисус же сказал:
оставьте ее; она сберегла это на день погребения
Моего; ибо нищих всегда
имеете с собою, а Меня – не
всегда».
Как будто Христос не любил нищих, а
Иуда якобы их любил. Иуда говорил, что он якобы
заботился о нищих, для того, чтобы оправдать себя.
Далее читаем: «Многие из иудеев
узнали, что Иисус там, и пришли не только для
Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, котораго Он
воскресил, а простой народ прославлял Христа за
воскресение Лазаря и за исцеление людей».
Далее читаем: «На другой день
множество народа, пришедшаго на праздник,
услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли
пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и
восклицали: Осанна! благословен грядущий во имя
Господне, Царь израилев! Иисус же, нашед молодого
осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь
Сиона! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле»
(Захария, 9, 9). Ученики Его сперва не поняли этого;
но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что
так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ,
бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он
вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из
мертвых; потому и встретил Его народ, ибо слышал,
что Он сотворил это чудо».
Если бы Христос не воскресил Лазаря
и не исцелял больных, слепых, хромых, прокаженных,
то народ не оказал бы Ему такой чести, но так как
Он многим делал великое добро, то народ вышел и
оказал Ему честь, кто чем мог: тот – вербой, тот –
пальмой, – иной – одеждой, а некоторыя жены
возливали миро; а книжники и фарисеи встречали
Христа с уксусом, желчью и камнями; они видели,
что весь народ идет за Христом, и положили убить
Его и Лазаря.
И если Христа, который никому не
сделал никакого зла, а всем делал одно только
добро, положили убить те, которые не верили в Его
слово, но и теперь не верующие в Его слово и не
разсуждающие о нем хотя и не убивают физически
тех, которые верят в Его слово и разсуждают о нем,
но зато убивают в них дух христианский, т. е.
учение Христово.
Но как Христос не боялся смерти, так
и тот, кто верует во Христа, не боится смерти, не
боится никакой клеветы.
– И мы не будем бояться, – говорят
слушатели, а «Братец» продолжает пояснять:
– В древнее время люди встречали
Христа, постилая под ноги осла, на котором Он
ехал, свои одежды и пальмовыя ветви. Иисус
проходил по ним, и постлавшие их брали и
сохраняли их, как святыню, на память об этом
событии. И в настоящее время мы, подражая тем,
идем с вербой в храм Божий. Тогда встречали
Христа по вере те, которые исцелились от всяких
болезней, а мы идем с вербой по одному только
обряду, потому что нам нечем похвалиться. Нам
Господь не слушает и не дает нам просимаго за
наше неверие. Нам легче взять вербу и нести ее в
храм и из храма, а идти в храм за словом и принести
слово из храма – это нам кажется тяжело.
– Прости! – говорят слушатели и
поют: «Отверзу уста моя».
После пения «Братец» говорит:
– Еще напомню вам…
– Напомни.
– Книгу пророка Иезекииля, главу
37-ю: «И была на мне рука Господа, и Господь вывел
меня духом и поставил меня среди поля, и оно было
полно мертвых костей». Т. е. Иезекииль пришел
туда, где было убийство и резня.
«И сказал мне Господь: сын
человеческий! изреки пророчество на Израиля и скажи им: «кости
сухия! слушайте слово Господне!».
– Будем слушать, – говорят
слушатели, а «Братец» читает слова Господа:
– «Вот, Я введу дух в вас – и
оживете; и обложу вас жилами и вырощу на вас
плоть, и покрою вас кожею и введу в вас дух, – и
оживете и узнаете, что Я – Господь».
Это пророчество читается на утрени
в страстную субботу для того, чтобы люди ожидали
всеобщаго воскресения. Но прежде, чем верить во
всеобщее воскресение, надо поверить в духовное
воскресение. Если духовно умершие воскреснут, то
они могут поверить и во всеобщее воскресение. Но
если кто не верит в духовное воскресение, то как
он может поверить во всеобщее воскресение? Он
только говорит о нем. Но кто верит в духовное
воскресение, тот может верить и во всеобщее
воскресение. Слово Христово оживляет человека.
Слово Христова воскресает человека. И если слово
Христово вселится в человека, то он и оживет.
Далее говорит пророк: «Я изрек
пророчество, как повелено было мне; и тогда я
пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и
стали сближаться кости, кость с костью своею. И
видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и
кожа покрыла их сверху, а духа не было в них».
– Помолись, – говорят слушатели, а
«Братец» поясняет:
– Где духа
пророческаго учения нет, там убийство и резня. Пророки, Христос и апостолы
своим учением вселяют дух кротости, а кто не
принимал сего учения, там были мертвыя кости от
междуусобной брани.
– Верно! – говорят слушатели, а
«Братец» читает далее:
– «Тогда сказал Господь пророку:
изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын
человеческий, и скажи духу: так говорит Господь
Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих
убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он
повелел мне, и вошел в них дух, – и они ожили и
стали на ноги свои – весьма, весьма великое
полчище».
Пока пророк не пророчествовал, до
тех пор не было полчища, а как только стал
пророчествовать, то кости стали сближаться и из
них образовалось великое полчище.
Если и мы будем
говорить и разсуждать о словах пророков и о
словах Христа, то и у нас будет великое полчище
трезвых.
– Слава Тебе, Господи! – говорят
слушатели, а «Братец» читает далее:
– «И сказал Господь пророку: сын
человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот
они говорят: изсохли кости наши, и погибла
надежда наша: мы оторваны от корня».
Из этого мы видим, что кости стали
уже разговаривать.
– Чрез тебя, дорогой Братец, –
говорят слушатели, а «Братец» читает далее:
– «Посему изреки пророчество и
скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою
гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов
ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я – Господь, когда открою
гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов
ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете».
– Спасибо! – говорят слушатели и
поют: «Твоя песнословцы, Богородице».
После пения «Братец» читает далее:
– «И было слово Господне к пророку:
ты же, сын человеческий, возьми себе один жезл и
напиши на нем: «Иуде и сынам Израилевым, союзным с
ним»; и еще возьми жезл и напиши на нем: «Иосифу»;
это – жезл Ефрема и всего дома Израилева,
союзнаго с ним. И сложи их у себя один с другим в
один жезл, чтобы они в руке твой было одно. И когда
спросят у тебя сыны народа твоего: «не объяснишь
ли нам, что это у тебя?» тогда скажи им: так
говорит Господь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов,
который в руке Ефрема и союзных с ним колен
Израилевых, и приложу их к нему, к жезлу Иуды, и
сделаю их одним жезлом, и будут одно в руке Моей».
Т. е. евреи, язычники, магометане,
буддисты – все будут одно, когда примут учение
пророков, Христа и апостолов. Тогда они
соединятся в одно и скажут: «так лучше и легче,
как учат пророки, Христос и апостолы».
– И Братец, – говорят слушатели, а
«Братец» продолжает пояснять:
– Тогда, говорит Господь, соединю
все народы в одно братство и между ними не будет
ни войн, ни драк, ни убийство, потому что все они
проникнутся одной верой в учение Христа. А пока
нет общей веры в учение Христа, до тех пор будут
войны, драки, убийства, нужда, бедность,
воровство, грабежи и болезни.
Далее говорит Господь пророку: «На
этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним
народом, и один Царь будет царем у всех их, и не
будут более двумя народами и уже не будут вперед
разделяться на два царства».
Где нет духа пророков, Христа и
апостолов, там идет разделение, а когда Иезекииль
вдунул дух в людей, то у них сделались одни мысли,
и они перестали разделяться, и стало одно стадо.
– Спасибо! – говорят слушатели, а
«Братец» читает далее:
– «И не будут уже осквернять себя
идолами своими и мерзостями своими и всякими
пороками своими, и освобожу их из всех мест
жительства их, где они грешили, и очищу их, – и
будут Моим народом, и Я буду их Богом».
Когда люди проникнутся учением
Христа, тогда им стыдно будет совершать и
защищать преступления. Христос сказал своим
учением: «Отец Мой – виноградарь, Я –
виноградная лоза, а вы ветви, и вы уже очищены
чрез слово, которое Я проповедал вам» (Иоанн. 15,
1–3).
– Спасибо! – говорят слушатели, а
«Братец» поясняет:
– Слово Христово чистит сердце и
мысли человека. Кто не
принимает слова Христова, тот не может
очиститься, тот бывает сердитым и корыстолюбивым
и других делает таковыми.
Далее читаем: «А раб Мой Давид будет
Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут
ходить в заповедях Моих и уставы Мои будут
соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле,
которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили
отцы их и дети детей их во
веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно».
Мы видим, что Евангелие царствует,
как царь, а псалмы Давида, как князь пред царем –
Евангелием. Выше Евангелия нет никакой более
сильной мудрости.
Если Библию читать, то в ней не все
ясно, а если читать Евангелие, то тогда мы легко
можем понимать и Библию, и потому Евангелие более
укрепляет веру, нежели Библия.
Далее говорит Господь пророку: «И
заключу с ними завет мира, завет вечный будет с
ними».
Этот вечный завет есть Евангелие,
но мы халатно относимся к нему. Между тем это
самое важное завещание, которому мы должны
поучаться день и ночь. И если мы будем это делать,
то у нас будет вера, а по вере для нас все будет
возможно.
Далее говорит Господь: «И устрою их
и размножу их и поставлю среди них святилище Мое
навеки».
Ныне мы и видим, что церковь,
утвержденная Новым Заветом, стоит уже двадцать
веков.
Далее говорит Господь: «И будет у
них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим
народом. И узнают народы, что Я – Господь,
освящающий Израиля, когда святилище Мое будет
среди них вовеки».
Так сказал Господь тогда чрез
пророка, а ныне мы видим, что сухия кости слушают
слово Господне и от слов пророков, Христа и
апостолов обростают трезвыми жилами и оживают.
– Спасибо! По твоим молитвам, –
говорят слушатели и поют: «Блажен муж».
После пения «Братец» говорит:
– Вот я напомнил вам Евангелие о
воскрешении Лазаря и 37-ю главу книги пророка
Иезикииля о том, как сухия кости обросли плотью и
жилами, как вошел в них дух Божий и как они
сделались великим полчищем.
– Спасибо!
– Еще напомню вам житие святого
Марка, празднуемаго 5-го апреля.
Сказав это, «Братец» стал читать и
пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по
руководству четьих-миней св. Димитрия
Ростовскаго», за апрель, начиная с 92-ой страницы,
следующее место:
«Однажды авва, т. е. настоятель,
одной из египетских обителей, Серапион, узнал о
великих подвигах святого Марка, который, имея сто
тридцать лет от роду, подвизался на пустынной
Фраческой горе, в Эфиопии, уже девяносто пять лет,
и во все это время не видал ни одного человека.
Желая повидаться и побеседовать с
ним, Серапион, предпринял очень трудное
путешествие к нему. Придя к нему ночью и найдя его
живущим в пещере на высокой и пустынной горе,
Серапион вступил в беседу с ним и просил его
разсказать, каким образом и
почему он пришел сюда.
И святой Марк такими словами начал
свое повествование: «родился я в Афинах, где
изучал философские науки. По смерти моих
родителей, я сказал сам себе: как родители мои
умерли, точно так и я умру, т. е. добровольно
отрекусь от мира сего раньше, чем случится мне
быть восхищенным от него. И немедленно, снявши с
себя одежды, я встал на доску и отправился на ней
плавать по морю. Носимый волнами, по
Божественному промышлению, я пристал к этой
горе».
Когда Серапион таким образом вел
беседу с святым Марком, то наступил день и
Серапион увидал преподобнаго Марка, обросшаго
волосами, на подобие зверя, и ужаснулся, так как
его нельзя было признать за человека ни по чему,
кроме как по голосу и исходящим из уст его словам.
Заметив смущение Серапиона, Марк сказал ему: «не
пугайся при взгляде на тело мое».
Потом Марк спросил Серапиона: «по
прежнему ли обычаю стоит мир в законе
Христовом?».
Серапион отвечал ему: «ныне, по
благодати Христовой, даже лучше прежних времен».
– Лучше, – говорят слушатели, а
«Братец» читает:
– Марк снова спросил его:
«продолжаются ли и доныне идолослужение и
гонение на христиан?».
Серапион отвечал ему: «помощию
святых молитв твоих гонение прекратилось и
идолослужения нет».
– И мы не поклоняемся пьяному идолу
Бахусу, – говорят слушатели, а «Братец» читает
далее:
– Услышав это, святой Марк
возрадовался великой радостью. Потом он снова
спросил Серапиона: «есть ли ныне, среди мира
чудеса, как сказал Господь в Евангелии: «если вы
будете иметь веру с горчичное зерно и скажете
горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет, и
ничего не будет, невозможнаго для вас» (Матф. 17, 20)?
В то время, когда святой Марк
произносил эти слова, гора сдвинулась с своего
места приблизительно на полверсты и
приблизилась к морю. Святой, заметивши, что гора
двигается, сказал, обратясь к ней: «я тебе не
приказывал сдвинуться с места», но я беседовал с
братом; встань на свое место». И гора тотчас же
стала на своем месте».
Увидавши сие, Серапион упал ниц от
страха. Святой, взяв его за руку и поставивши на
ноги, сказал ему: «разве ты не видывал таких
чудес?» – «Нет, отче», – отвечал Серапион.
Тогда святой Марк, вздохнувши,
горько заплакал и сказал: «горе земле, потому что
христиане на ней таковыми только по имени
называются, а на деле не таковы».
Нам нет надобности передвигать
горы. Мы должны передвигать людей из пьянства в
трезвую жизнь, из разврата в честную жизнь. Если
мы будем беседовать о Евангелии, то люди будут
передвигаться с пьянаго и развратнаго места на
честный и справедливый труд.
– Спасибо! – говорят слушатели.
– Слава Тебе, Господи,
передвинулись, – говорят другие.