На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед
Беседа
«Братца Иоанна» Чурикова
6-го
февраля 1911 года
В воскресенье, 6 февраля, «Братец
Иоанн» сказал:
– Нынешняя неделя называется
неделей о блудном сыне, а нынешнее Евангелие
читается из Евангелия Луки, 15-я глава:
«Приближались к Иисусу все мытари и
грешники, чтобы слушать Его. Фарисеи же и
книжники роптали, говоря: «Он принимает
грешников и ест с ними». Но Он сказал им следующую
притчу: «кто из вас, имея сто овец и потеряв одну
из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не
пойдет за пропавшею, пока не найдет ея? а нашед
возьмет ее за плечи свои с радостью; и пришед
домой, созовет друзей и соседей и скажет им:
«порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую
овцу».
– Спасибо! – говорят слушатели.
– Так и Спаситель пришел не для
праведных, но для грешных и погибших, которые
никому ненужны.
– Ненужны, – говорят слушатели.
– Книжники и фарисеи укоряли
Христа, говоря: «Он друг мытарей
и грешников, Он ест и пьет с ними, а Ему бы не
должно быть таким». Поэтому в свое оправдание
Христос и сказал: «порадуйтесь со Мною, Я нашел
Мою пропавшую овцу».
Потом Он разсказал им еще другую
притчу: «Какая женщина, имеющая десять драхм,
если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не
станет мести комнату и искать тщательно, пока не
найдет? а нашедши созовет подруг и соседок и
скажет: «порадуйтесь со мною, я нашла потерянную
драхму».
Спаситель призывал всех к радости,
но книжники и фарисеи не могли радоваться, потому
что они не были способны искать и спасать
потерянных.
Поэтому, продолжая речь о том же,
Иисус говорит им еще притчу о блудном сыне: «У
некотораго человека было два сына; и сказал
младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне
часть имения». И отец разделил им имение. По
прошествии немногих дней, младший сын, собрав
все, пошел в дальнюю сторону и там расточил
имение сове, живя распутно. Когда же он прожил
все, настал великий голод в той стране, и он начал
нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей
страны той, а тот послал его на поля свои пасти
свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но
никто не давал ему. Пришед же в себя, сказал:
«сколько наемников у отца моего избыточествуют
хлебом, а я умираю от голода! встану, пойду к отцу
моему и скажу ему: «отче! я согрешил против неба и
пред тобою, и уже недостоин называться сыном
твоим; прими меня в число наемников твоих».
Из этого мы видим, что горькая
участь блуднаго сына заставила его возвратиться
к отцу. Если бы ему было хорошо, если бы его хорошо
кормили и дали бы ему одежду, то он не возвратился
бы к отцу.
– Нет! – восклицают слушатели.
– Но когда он дошел до
самаго низкаго положения и ему не давали даже
вдоволь хлеба, тогда только он обратился к отцу
своему.
Так и мы не раньше
каемся в своих грехах, как только тогда, когда
наша развращенная жизнь доведет нас до посрамления.
– Прости! – говорят слушатели, а
«Братец» продолжает читать:
«И он встал и пошел к отцу своему. И
когда он был еще далеко, увидел отец его и
сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и
пред тобою, и уже недостоин называться сыном
твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите
лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на
руку его и обувь на ноги; и приведите
откормленнаго теленка и заколите; станем есть и
веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил,
пропадал и нашелся». И начали веселиться».
Много у нас таковых сыновей,
которые опустившись приходят к своим отцам за
материальной помощью, но слова Божия они не
просят у них. А если бы и хотели попросить у них,
то, ведь, и сами отцы бедны словами Евангелия и
потому они не могут обогатить своих сыновей,
разве только розгами, но этим они только
озлобляют их.
Если бы отцы были богаты
Евангелием, то они наградили бы и своих сыновей
не только материально, но и духовно. Поэтому
сыновья, не находя духовнаго богатства у своих
отцов, ищут его у других отцов, и если находят
таковых, то говорят им: «вот мой родной отец».
– Братец, наш дорогой, – говорят
слушатели.
– Почему же сын оставил одного отца
и пошел к другому? Потому что, первый отец, не
будучи воспитан по Евангелию, не мог и сына
своего воспитать в духе Евангелия, что и
заставило его сына обратиться к другому отцу.
– К Братцу, – говорят слушатели.
– Вот почему и святая церковь или
религия дает нам разных отцов: плотских и
крестных. Если плотский отец наказывает своего
сына бичем и тем отталкивает его от себя, то
крестный отец духовно наставляет его и тем
привлекает его к себе. Поэтому плотские отцы
обыкновенно раздражают и озлобляют своих детей
своими строгими наказаниями, а крестные отцы
делают их кроткими. Но в настоящее время и
крестные отцы вредят своим духовным детям. Они
частенько говорят им: «а ну-ка, крестник или
крестница, повесели-ка крестнаго отца,
станцуй-ка, а я на балалаечке сыграю». Таковые
плотские и крестные отцы ведут своих детей к
погибели и сами с ними погибают. Покайся!
– Грешны!
– О таковых и говорит Христос:
«горе соблазнителю, лучше бы ему повесили
жерновый камень на шею и потопили бы его в
глубине морской». Над таковыми и сбываются эти
евангельския слова: на них приходит тоска, и они
покушаются на самоубийство и тонут. Покайся!
– Грешны!
– Желая иметь впоследствии от
своего сына утешение, плотский отец наказывает
его и говорит ему: «почитай отца своего и мать
свою». А сын отвечает ему: «да, папа, ты говоришь:
почитай, а сам наказываешь меня розгой». И потому
он остается якобы обиженным. Вот для этого-то св.
церковью и поставлены крестные отцы, т. е. для
того, чтобы наставлять крестников духовно.
Как в торговых делах люди ищут
комиссионера или маклака, которые
примирили бы их и уладили бы их дела, так и в
духовном деле крестные отцы примиряют
крестников с плотскими их отцами.
Но в настоящее время, как и в
древнее время, и крестные отцы не всегда хорошо
обращаются с своими духовными детьми и не думают
научить их закону Божию. Буддисты и евреи знают
свой закон и беседуют о нем, а мы называемся
православными и не знаем своего закона и не
говорим о нем. А если кто и заговорит о законе
Божием, то такового назовут сектантом, хлыстом и
другим безславным именем.
Мы не привыкли поучаться в слове
Божием и потому не можем дать совета ни
крестному, ни крестнику. Отсюда разврат и
непочтение детей к родителям. Да и откуда
возьмется у них почтение без слова Божия? Поэтому
и у них и у их родителей нет радости.
А которые поучаются слову Божию, те
все радуются и радости их не будет конца.
И все запели «Царю небесный».
После пения «Братец» продолжает
читать:
– «Старший же сын его был на поле; и
возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал
пение и ликование; и призвав одного из слуг
спросил его: «что это такое?». Он сказал ему: «брат
твой пришел, и отец твой заколол откормленнаго
теленка, потому что принял его здоровым». Он
осердился и не хотел войти.
Из этой притчи мы видим, что
книжники и фарисеи сердились на Христа и не
хотели порадоваться о найденных грешниках и
говорили: «это Он нас приравнивает к старшему
сердитому сыну» и роптали на Него. Такия притчи
Христа и такия дела Его судили книжников и
фарисеев. Но приходит время, когда Евангелие еще
более будет судить как чтеца, так и слушателя его,
и они будут бежать от него. Но как бы и куда бы они
не бежали от суда, все равно придется прийти на
суд избитыми и израненными.
– Помолись! – говорят слушатели, а
«Братец» продолжает читать:
– «Отец же его вышед звал его. Но он
сказал в ответ отцу: «вот я столько лет служу тебе
и никогда не преступал приказания твоего, но ты
никогда не дал мне и козленка, чтобы мне
повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын
твой, расточивший имение свое с блудницами,
пришел, ты заколол для него откормленнаго
теленка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со
мною, и все мое твое; а о том надобно было
радоваться и веселиться, что брат твой сей был
мертв и ожил, пропадал и нашелся».
– Спасибо!
– Все люди, которые не верят в слово
Христа, подобны промотавшемуся блудному сыну. Но
блудный сын покаялся и пришел опять к отцу
своему, а те, которые не верят словам Христа, не
приходят к Отцу небесному и не говорят Ему:
«научи меня жить по слову Твоему». Если же они и
обращаются к Нему с мольбой, только для того,
чтобы просить Его о земном хлебе. Но почему бы
тебе не приобрести и духовнаго хлеба – Евангелия? Оно и в
древнее время многих обогатило духовно и
материально и в настоящее время многих
обогащает.
– Спасибо! – говорят
слушатели и поют «Отверзу уста моя».
– Это Евангелие положено читать
пред языческой, развратной масляницей, дабы
напитать и обогатить нас духовно.
– Спасибо!
– Но если мы будем только читать в
Евангелии о воскресении мертвых, а не будем
видеть воскресших от пьянства мертвецов, то кто
будет верить читаемому нами слову?
– Никто, – говорят слушатели.
– Для того и написано Евангелие,
чтобы приводить людей к покаянию и воскрешать их
от мертвой пьяной и развратной жизни. – Спасибо!
– Чем жить среди свиней и питаться
рожками – так лучше жить среди овец и питаться
духовным хлебом. Ничего нет слаще духовнаго
хлеба. Если ты будешь иметь его, то ты ни в чем не
будешь нуждаться. Поэтому и сказал Христос:
«ищите прежде всего царства Евангелия, а
остальное все приложится вам».
А когда исправится жизнь человека,
то на нем будет читать слова Евангелия и тот, кто
не умеет читать и скажет: «этот сын был мертв и
ожил, пропадал а нашелся».
Также и мать будет читать Евангелие
на своем сыне, когда увидит на нем новое пальто,
новые сапоги и перстень на руке, и скажет: «вот из
свинопаса сын мой сделался хозяином: порадуйтесь
со мною. Господь воскресил моего сына».
– Будем радоваться, – говорят
слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».
После пения «Братец» говорит:
– Для того и написано Евангелие,
чтобы потерянных возвратить, мертвых воскресить
и пропавших отыскать. Без этого Писание было бы
пустой звук, а с этим оно пробуждает в людях веру
и они от радости поют песни.
И все запели «Твоя песнословцы,
Богородице».
После пения «Братец» говорит:
– Еще напомню вам…
– Напомни.
– Напомню послание апостола Павла
к коринфянам.
– К нам.
– В шестой главе перваго послания к
коринфянам мы читаем: «Ни воры, ни лихоимцы, ни
пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия
не наследуют. И такими были некоторые из вас».
– Были, – говорят слушатели, а
«Братец» продолжает читать:
– «Но омылись, но освятились, но
оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа
и Духом Бога нашего».
– Спасибо!
– Спаситель всегда интересовался
пропавшими, искал и спасал их и потому имел
большой успех. Апостолы также имели большой
успех. Они ловили блудниц и развратников, пьяниц
и воров и, обновив их, говорили им: «вы были воры,
пьяницы, блудницы, а теперь омылись и очистились,
и вам теперь, кажется, легче, чем прежде».
– Легче, – говорят слушатели.
– Далее читаем: «Все мы
позволительно, но не все полезно; все мы
позволительно, но ничто не должно обладать мною.
Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит
и то и другое, тело же не для блуда, но для Господа,
и Господь для тела. Бог воскресил Господа,
воскресит и нас силою Своею».
Но как же мы будем воскресать от
мертвой жизни, если мы не слушаем слова Божия? От
того, что мы не слушаем слова Божия, и происходят
несчастия и голод. Но голодом и несчастиями
призывает нас Господь.
Далее читаем: «Разве не знаете, что
тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли
члены у Христа, чтобы сделать их членами
блудницы? Да не будет. Или не знаете, что
совокупляющийся с блудницею становится одно
тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А
соединяющийся с Господом есть один дух с
Господом».
Как супруги не разделяются, так и
блудники и блудницы не могут разъединиться. Кто
соединился с Христом, тот соединился с Его духом,
а кто соединился с блудницей, тот соединился с ея
жизнию. И они не могут с грехом разстаться. Вот у
таковых и бывают болезни, даже и носы
проваливаются.
– Истинно! – говорят слушатели.
– Для чего это допускает Господь?
Для того, чтобы искоренить пороки и преступления.
Поэтому, когда апостол Павел говорил такия речи,
то он многих исцелял от пороков и преступлений.
Что делал Христос, то делали и апостолы.
Но в настоящее время мало таких,
которые ревновали бы об учении Христа так, как
учил Христос.
Но если бы были таковые ревнители
Его слова, то и в настоящее время мертвые оживали
бы и пропавшие находились бы.
– Спасибо!
И все поют «Твоя песнословцы,
Богородице».
После пения «Братец» говорит:
– Сегодняшнее Евангелие и
сегодняшнее послание согласуются между собою. То
и другое читается для того, чтобы мы видели, что
то, что делал Иисус, делали и апостолы; а далее
увидим, что то же самое делали и отцы церкви.
– И ты делаешь, – говорят
слушатели.
– Для того это и написано, чтобы
найти заблудших, воскресить мертвых и обрадовать
печальных. Для веры в Евангелие нужно, чтобы оно и
в настоящее время действовало так же, как и в
древнее время. Надо, чтобы блудный сын нашел
покой и веселье у своего Отца.
– Спасибо!
– Давид говорит: «Я не видел
праведника нуждающимся и просящим хлеба». Он сам
из беднаго пастуха сделался великим царем.
Почему? Потому что ревновал о слове Божием. Так и
все те, которые ревновали о слове Божием, имели
чистыя сердца, были люди разумные и ни в чем не
нуждались. Но те, которые не ревновали о слове
Божием, были безбожниками, клеветниками, ябедниками, и их никто не любил и
не любит. Без слова Божия никто не может быть
добрым и делать добро, даже если бы он и молился и
постился. Слово Божие, т. е. слово пророков, слова
Христа и слова апостолов есть чистилище сердца и
разума. Покайся!
– Грешны! – восклицают слушатели и
поют «Твоя песнословцы, Богородице».
После пения «Братец» говорит:
– Еще напомню вам книгу пророка
Исаии. В 13-й главе мы читаем:
«Пророчество о
Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов».
Это пророчество относится и к
духовному Вавилону.
– К нам, – говорят слушатели.
– Да, и к нам, – говорит «Братец» и
читает: «Поднимите знамя на открытой горе,
возвысьте голос: махните им рукою, чтобы шли в
ворота властелинов. Я дал повеление избранным
Моим и призвал для совершения гнева Моего
сильных Моих, торжествующих в величии Моем.
Большой шум на горах, как бы от многолюднаго
народа, мятежный шум царств и народов
собравшихся вместе».
Пророк видит вероломство народа,
который не ревнует о слове Божием. А если нет
слова Божия, то непременно происходит шум среди
народов и революция.
Слово Божие и написано для того,
чтобы в государствах был мир. И там, где люди ищут
слова Божия, бывает мир. Обратите внимание на
первые века Христианства, когда христиане жили
согласно учению Христа. Хотя тогда у них не было
начальства, но они добровольно подчинялись друг
другу и жили в мире и любви
между собою. А когда устроились государства,
тогда люди оставили надежду на небесную защиту,
стали надеяться на земную защиту, и возникли
ссоры, драки и убийства.
Слово Божие написано для того,
чтобы устроились мирныя государства. Ничем
другим, кроме слова Божия, нельзя водворить мир
на земле.
Далее читаем: «Господь обозревает
боевое войско. Идут из отдаленной страны, от края
неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить
всю землю. Рыдайте, ибо день Господа близок, –
идет, как разрушительная сила от Всемогущаго.
Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждаго
человека содрагается».
Это у тех, которым ненужно слово
Божие.
– Далее читаем: «Ужаснулись люди,
судороги и боли схватили их; мучатся, как
рождающая, с изумлением смотрят друг на друга,
лица у них разгорелись».
– От вина, – говорят слушатели.
– Вот, приходит день Господа лютый,
с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю
пустынею и истребить с нея грешников ея».
С теми, которым ненужно слово Божие,
так и бывает.
Далее читаем: «Звезды
небесныя и светила не дают от себя света; солнце
меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом
своим».
Светила – это духовные
люди. Они не дают евангельскаго света. Поэтому
идет революция и один убивает другого. Солнце
меркнет, т. е. Христос меркнет в сердцах людей.
Луна не сияет, т. е. гражданский закон ничего не
может сделать с теми людьми, которые не освещены
словом Божиим. На каждаго такового человека
нужно десять мировых и десять городовых, и все
равно его не укротишь. Когда христианское учение
померкло в душе человека, то он ни Бога не боится,
ни людей не стыдится. Таково пророчество о
Вавилоне.
– О нас, – говорят слушатели.
– Далее читаем: Говорит Господь: «Я
накажу мир на зло, и нечестивых за беззакония их и
положу конец высокоумию гордых и уничтожу
надменность притеснителей».
Господь уничтожит гордецов.
Далее читаем: «Сделаю то, что люди
будут дороже чистаго золота».
Это те, которые ищут слова Божия.
«Для сего потрясу небо, и земля
сдвинется с места своего от ярости Господа
Саваова, в день пылающаго гнева Его. Тогда каждый,
как преследуемая серна и как покинутыя овцы,
обратится к народу своему, и каждый побежит в
свою землю. Но кто попадется, будет пронзен, и
кого схватят, тот падет от меча. И младенцы их
будут разбиты пред глазами их; домы их будут
разграблены и жены их обезчещены.
Так бывает там, где не приняли слова
Божия.
Далее читаем: «Я подниму против них
Мидян, которые не ценят
серебра и не пристрастны к золоту. Луки их сразят
юношей и не пощадят плода чрева: глаза их не
сжалятся над детьми».
Для чего Господь посылал все эти
бедствия? Для чего посылает Он их и теперь? Для
того, чтобы смирить нас, для того, чтобы мы
взыскали слово Божие.
Далее читаем: «И Вавилон, краса
царств, гордость халдеев, будет низвержен Богом,
как Содом и Гоморра».
Для чего? Для того,
чтобы сохранились будущие Вавилоны. Поэтому если
бы православные не приняли учения Христа, то и
они погибли бы, но они приняли его и потому их
государства благоденствуют; а евреи, не
принявшие этого учения, лишились своего
государства и до сих пор не имеют его. Оно
исчезло, как Содом и Гоморра.
Ученые люди говорят, что Содом и
Гоморра погибли от землетрясения и
вулканических извержений, но землетрясения и
вулканическия извержения всегда были и есть для
нечестивых.
Если же мы будем верить в Бога и
исполнять Его слова, то Он спасет нас, как спас
Лота, как спас Ноя. Господь любит тех, которые
приводят людей к покаянию. Посмотрите в Писание:
весь мир утопил, а одного проповедника правды,
Ноя, сохранил Господь. И все поют «Отверзу уста
моя».
– Далее читаем: «И
Вавилон не заселится никогда, и в роды родов не
будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра
своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать
там. Но будут обитать в нем звери пустыни и домы
наполнятся филинами; и страусы поселятся и
косматые будут скакать там». И доныне тонконогие
страусы пропьются и по городу скакают и шакалы
косматые воют.
Слышится смех, а «Братец»
продолжает читать: «Шакалы будут выть в чертогах
их, и гиены в увеселительных домах».
Это ясное пророчество для Вавилона.
– Для нас, – говорят слушатели.
– И тогда и теперь, – говорит
«Братец», – люди истреблялись и истребляются
гиенами в увеселительных местах, ресторанах и
трактирах. И сколько тогда и теперь истреблено
юношей такими гиенами – девицами! Покайся!
– Грешны! – восклицают слушатели.
И все поют «Блажен муж».
После пения «Братец» говорит:
– Еще напомню вам о святом
Парфении, память котораго празднуется завтра,
7-го февраля.
Сказав это, «Братец» раскрыл книгу
«Жития святых, изложенныя по руководству
четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго» за
февраль и начал читать и пояснять житие св.
Парфения. начиная с 126-й страницы:
«Однажды св. Парфений строил
церковь. В это время он нашел в одном из
разоренных идольских капищ большой камень и
приказал каменщикам обделать его. Мастера
приготовили и положили его на повозку и впрягли в
нее сильных волов, чтобы отвезти
его в церковь. Диавол, возъярившись за взятый из
капища камень, устрашил впряженных волов, и они
внезапно так быстро устремились, что их никто не
мог сдержать. Шедший около них и управлявший ими
возница, по имени Евтихиан, действием бесовским,
упал навзничь под колесами, и тяжелая от камня
повозка переехала через упавшаго, раздробила ему
кости, и он тотчас же умер».
Некоторые говорят, что нечистый дух
является только в мыслях человека. Но дух злобы
действует не только в мыслях, но и через огонь,
воздух, воду. Так огнем он сжег у Иова стада. Злой
дух также потряс дом Иова и задавил его детей.
Злой дух в воде утопил свиней, а также и ныне он
топит в воде людей.
Далее читаем: «Узнав об
этом, святой Парфений сказал: «диавольская злоба
сотворила сие». Тотчас же, возстав, он взял с
собою бывших с ним благочестивых мужей и
поспешно вошел на то место, преклонил колена и
стал так молиться Господу: «Боже всемогущий!..»
– Боже всемогущий! – повторяют и
слушатели, а «Братец» продолжает прерванную
молитву Парфения:
– «Податель живота и смерти, Ты
ведаешь, почему злобный враг кознями своими
нанес смерть Твоему созданию; но, о Преблагий, как
всегда, так и ныне, сотвори злое намерение его
тщетным и возврати жизнь рабу Твоему Евтихиану и
тем яви верующим непобедимую Твою силу, – ибо Ты
един Бог и Тебе подобает слава во веки. Аминь!
– Спасибо, дорогой Братец! –
говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– Мы видим, что святой Парфений
молился не по одному только обряду, но с верой, и
потому воскресил задавленнаго извощика
Евтихиана, который и воскликнул: «слава Тебе,
Христе Боже, что Ты и мертвых возставляешь!».
– Спасибо, дорогой Братец, и я был
задавлен трамваем, но Господь меня воскресил по
твоим молитвам, – сказал один из слушателей –
извощик Василий.
– Благодари Господа, – сказал
«Братец» и продолжает читать далее:
– «И тотчас же, став здоровым, как и
прежде Евтихиан погнал волов и довез на них
камень до самой церкви. Тогда все видевшие это
чудо и внезапное воскрешение Мертваго, воздали
славу и хвалу Богу и стали отовсюду приносить
болящих и страждущих от нечистых духов, и они все,
по молитве святого Парфения, благодатию Божией
исцелялись».
В это время раздается крик
женщины–кликуши, а «Братец» спокойно продолжает
читать:
– «И в это время почти
уже никто не прибегал к врачебному искусству, так
как считали его совсем ненужным, и народ перестал
обращаться к врачам, ибо все болезни безмездно
исцелял св. Парфений».
Это я напомнил для того, чтобы мы
злых духов изгоняли молитвой. А то извощики,
когда выезжают, вспоминают чернаго, а Бога
забывают. Да и мы частенько поминаем чернаго,
когда разсердимся на кого-нибудь.
– Прости!
– Еще напомню вам другой случай из
жизни того же св. Парфения. «Однажды к нему был
приведен юноша, сын пресвитера, по имени Никон: он
был одержим сильно мучившим его бесом. Родители,
повергши сына своего к ногам св. Парфения, молили
его, чтобы он сжалился над ним и избавил его от
нечистаго духа. Тогда св. Парфений сказал им: «ваш
сын не достоин исцеления».
– Прости! – говорят слушатели, а
«Братец» продолжает прерванную ими речь
Парфения к родителям юноши:
– «Злой дух дан вашему сыну в
наказание, так как он отцеубийца: ведь, вы сами,
часто претерпевая от него поругиние и обиды, в
горести души своей ругали его и молились, чтобы
он был наказан. Так оставьте его в этой болезни, –
это наказание нужно для него». Они же, как
чадолюбивые родители, со слезами на глазах
воззвали к святому: «помолись Богу о нем,
святитель Божий, да избавится он от лютаго
диавола!». Тогда блаженный Парфений, видя слезы
родителей, сжалился над ними; он помолился
усердно Господу, и бес тотчас вышел из юноши.
Родители же, увидев сына своего здоровым,
возвратились в дом свой, восхволяя и
благословляя Бога, и забыли, что проклинали его».
Так частенько и мы
проклинаем, а не вразумляем своих детей. Мы
должны подражать примеру Давида, который не
проклинал своего сына Авессалома за его
непочтительность. Бог сам наказал его. И когда
Авессалом повис на дереве и был убит, то Давид
плакал и молился о нем.
Почему я это напоминаю вам? Потому
что это относится к нашей жизни.
И все запели «Твоя песнословцы,
Богородице».
После пения «Братец» говорит:
– Еще напомню вам третий случай из
жития того же св. Парфения. «Однажды к нему была
приведена женщина, по имени Александра,
домовладелка. Она была одержима духом змеи:
шипела и умерщвляла людей».
– Это я была такая, – говорит
какая-то женщина, а «Братец» продолжает:
– «Святой, изгнав из нея злого дух,
исцелил ее и здоровою отослал к родителям».
– Спасибо! – говорят слушатели.
– Так и мы частенько
шипим на своих подчиненных и жильцев; но когда
проникнемся словом Божиим, то легко исцелимся от
шипения.
– Еще напомню такой случай из жизни
св. Парфения. «Однажды он вошел в некую церковь;
здесь он увидел лежащим одного совершенно
изсохшаго больного человека. Он преклонил свои
колена и со слезами помолился о нем Богу; потом,
возстав от молитвы, он помазал больного елеем и
тотчас же исцелил его и, поставив на ноги, повелел
ему идти. И исцеленный пошел к себе домой
совершенно здоровым, прославляя Господа».
– Спасибо! – говорят слушатели, а
«Братец» поясняет:
– Св. Парфений подражал Христу:
Христос исцелил разслабленнаго, и Парфений
исцелил изсохшаго. Все такия дела люди
записывали и радовались им. А если бы наши дела
записать, то все отвернулись бы от нас.
– Верно! – говорят слушатели.
– Потому что мы, – говорит
«Братец», – учились не у святых, а у проклятых.
Если же мы будем учиться у святых, то люди,
благословляя святых, будут благословлять и нас.
– Спасибо!
На главную страницу Предыдущая беседа Следующая беседа Оглавление бесед