Оглавление бесед Предыдущая Следующая Святая Трезвость
Беседа Братца Иоанна
от 25 декабря 1910 года.
Рождество Христово.
Когда в День Рождества Христова, в субботу, 25 декабря, Братец Иоанн вошёл в зал, то слушатели, по обыкновению, приветствовали Его словами: «Здравствуй, Дорогой Братец!» и потом, когда Он подошёл к иконам, пропели с Ним «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума».
Затем, когда Братец взошёл на кафедру, слушатели снова дружно воскликнули: «Здравствуй, Дорогой Братец!» и пропели с Ним: «Дева Днесь Пресущественного раждает... Ангели с пастырьми славословят»...
Потом Братец говорит:
- С праздником!
- Спасибо! - восклицают слушатели и поют: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог. Услышите до последних земли: яко с нами Бог» и «Христос рождается, славите».
Снова Братец говорит:
- С праздником!
- Спасибо! - опять восклицают слушатели, а Братец говорит:
- Христос рождается, славьте.
- Будем славить, - говорят слушатели.
- Христос с небес, срящите, то есть глядите. Христос на земле, возноситеся.
- Будем возноситься.
- То есть хвалитеся.
- Будем хвалиться.
- Пойте вся земля, яко Он в мытарях и в пьяницах прославился.
- Спасибо! - говорят слушатели и поют: «Христос рождается, славите».
После пения Братец говорит:
- Нынешнее Евангелие читается из 2-й главы Евангелия Матфея: «Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и спрашивают: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».
О чём спрашивали волхвы? Не о золоте и не о серебре, не об одежде и не о хлебе: им это было ненужно. Им нужно было одно: узнать, где родился Христос.
- Спасибо! - говорят слушатели.
- Их обозвали, - говорит Братец, - волхвами, то есть кудесниками. Это позорное название. А в сущности они были мудрецы, потому что они поучались в книгах пророков, а в них было написано: «Восходит звезда от Иакова и разит князей Моава» (Чис. 24, 17).
Они были неверующие люди, они были не иудеи, но они обрадовались, узнав, что родился Христос. И пошли в Иудею, чтоб поклониться Ему. Они всегда упражнялись в книгах пророков и разыскивали Христа. Но если ты увлекаешься пьянством, то разве будешь разыскивать Христа?
- Нет, - говорят слушатели.
- Кто чем увлечён, тот того и ищет. Тогда волхвы искали Христа; и до сего дня ревнители Святого Писания ищут Его и не перестают спрашивать о Нём.
Тогда явившаяся звезда служила проводником для волхвов, показывая путь ко Христу; и доныне, подобно звезде, Святое Писание показывает путь ко Христу.
Как тогда не все видели звезду, шедшую пред волхвами, так и доныне не все могут веровать в Евангелие.
Но видевшие звезду и верующие в Евангелие нашли Христа; и до сего дня Христос указывает место Своего пребывания, говоря через Писание: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди них», там является мир, и любовь Божия изливается в сердцах человеков.
Далее читаем: «Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка». «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой Израиля» (Мих. 5, 2).
А мы хотя живём и не в иудейской, а в христианской стране, но также подобно Ироду, не знаем, где родился Христос. И если кто будет искать Христа, то пьяницы, развратники и все плясуны с ними встревожатся и будут спрашивать: «Зачем он говорит о Христе? Не заблуждается ли он?» Но когда соберутся книжники и прочитают Писание, то скажут: «Так и должно говорить о Христе, а не о пьянстве».
Спрашивается: где же родился Христос? Писание указывает нам место пребывания Христа, говоря словами Христа: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Матф. 18, 20). Там только и может быть мир и любовь.
- Спасибо! - говорят слушатели.
- Далее читаем: «Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».
- Ирод хотел лицемерно поклониться Христу, а на самом деле он искал Его смерти, и сам умер.
Так и мы частенько лицемерно кланяемся Христу, но Слов Его не принимаем, и за это постигает нас такая же участь, как и Ирода: смотришь, заболел и скоропостижно умер.
Это написано в Писании для того, чтобы вытолкать из нашей головы и нашего сердца лицемерие. Некоторые жалуются на свою судьбу и говорят: «Несчастные мы! Не везёт нам». Да ты лицемерно кланяешься Христу, поэтому тебе не везёт. Покайся!
- Грешны! - восклицают слушатели.
- Не дожидайся завтрашнего дня или великого поста и сейчас же кайся. А то неизвестно, доживёшь ли ты до великого поста. Ирод хотел долго жить, а скоропостижно умер за лицемерие. Покайся!
- Грешны!
- Далее читаем: «Они, то есть волхвы, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великой.
Волхвы нашли Христа по звезде. А мы найдём Христа тогда, когда будем вникать в Евангелие. Но мы только смотрим на планеты и звёзды небесные и знаем, где какая звезда находится. А что написано в Евангелии, этого мы не знаем. За это-то и укорял Христос, говоря: «Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете» (Матф. 16, 3). Звёзды распознавать нужно, но не следует оставлять и того, чему учил Христос.
- Помолись, Дорогой Братец! - говорят слушатели.
- Но мы, - говорит Братец, - не читаем книг пророков и Евангелия и не стараемся узнать в них, где должно родиться Христу.
Далее читаем: «И вошедши в дом, волхвы увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши, поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну».
Волхвы принесли Христу сокровища. А мы, что принесём Ему? Неужели деньги? Нет, не деньги, а те таланты, то духовное золото, которое Он дам дал для того, чтобы мы пустили его в оборот и возвратили Ему с избытком. А мы вместо этого закопали его.
- Прости!
- «Получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, волхвы иным путём отошли в страну свою».
И мы должны идти в свою страну, в страну мира, любви, кротости и чистоты. Но мы идём в страну разврата, пьянства, драк и убийств, и нас убивают не мечами, а пьянством и развратным весельем, и мы погибаем, как Ирод, Иродиада и дочь Иродиады. Покайся!
- Грешны! - опять громко восклицают слушатели.
- Но когда кто узнает из Писания, где родился Христос, и пойдёт за Ним в свою страну, то тот не будет ходить по пути пьянства и разврата, и за ним всегда будет победа.
- Спасибо!
- «Когда же волхвы отошли, то вот Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».
Так и тебя ищут все развратники и пьяницы, чтобы погубить тебя.
Тогда Ангел говорит Иосифу во сне, а ныне Евангелие говорит тебе не во сне, а наяву: беги от разврата и пьянства, ибо пьяницы хотят убить тебя сороковками .
«Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошёл в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: «Из Египта воззвал Я Сына Моего» (Осия, 11, 1). Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избивать всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: «Глас в Раме слышан, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иерем. 31, 15).
И в настоящее время там, где люди собираются во имя пьянства и разврата, там мы слышим ужасный крик матерей, там идёт избиение младенцев - не мечом, а пьянством. Ныне мы видим избитых не оружием каким-либо, а развратным весельем.
Пробудитесь от сна! Вы слышите раздирающий душу крик матерей. Они плачут о детях своих, потому что их дома нет: они ради праздника в трактирах напиваются и на глазах всех режутся и убиваются. Проснитесь! Дайте им помощь духовную, тогда в их сердцах будет Христос.
Пробудитесь на крик матерей! Дети плачут, и Царь плачет. Ныне сбывается Писание, реченное пророком Иеремием: Рахиль плачет о детях своих, но не может утешиться, ибо их дома нет.
Но где двое или трое собраны во имя Христа, там нет плача, там радость, там любовь и мир, там родился Христос.
- Спасибо! - говорят слушатели и поют: «Христос рождается, славите»... «Тебе Бога хвалим»... «Дева днесь Пресущественного раждает».
- В церковной песне, которую мы сейчас пропели сказано: «Пойте вся земля и веселием воспойте, людие». И мы поём радостно, потому что наш Бог не бедный и не безсильный. Бог наш радостный, премудростью богатый и сильный, и хочет, чтобы и мы были с Ним радостны, богаты и сильны. А будем мы радостны, богаты и сильны тогда, когда будем искать Слово Христа. Но кто не ищет Слова Христа, тот нерадостен, нищ и слаб и от тоски покушается на самоубийство. В древнее время Ирод избивал младенцев, а теперь люди сами себя избивают.
- Помолись, Дорогой! - говорят слушатели.
- Если бы не было этих избиений, то Я ничего не говорил бы о них. Всякий знает, что они есть. Если мы хотим, чтобы этих избиений не было, то должны сами питаться духовной пищей и других питать Словами Христа. Тогда они воскреснут духом и избавятся от тоски, нужды и немощи и скажут: «Христос Воскрес!».
- Воистину воскрес! - восклицают слушатели и поют: «Рождество Твоё, Христе Боже наш» ... и «Дева Днесь Пресущественного раждает»...
После пения Братец говорит:
- Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет, потому что Ирод избил младенцев. Если бы кто сказал: «Зачем невинно пострадали младенцы?», то Я на это отвечу: затем, чтобы через их невинную кровь прославлялся Бог. Если бы не было пролития их крови, то люди не узнали бы злых; а чрез их кровь люди узнали злых и пошли путём кротких. В этом была и есть победа.
«По смерти Ирода Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришёл в землю Израилеву», то есть в свою родную землю.
Так и мы должны держаться своей Христовой Церкви и не отходит от неё. Зачем нам бегать ? Будем крепко держаться Христа, и Он не откажет нам в просимом.
- Спасибо! - говорят слушатели и поют: «С нами Бог: разумейте, языцы» и «Христос рождается, славите».
После пения Братец говорит:
- Бог всегда был с верующими, с православными, когда у них была крепкая вера во Христа. Но теперь мы видим, что Бог нас отставил, посылая нам наказания.
Почему произошла такая перемена?
- Почему? - спрашивают и слушатели.
- Потому что хотя мы и называемся православными, но мы потеряли веру во Христа. Но когда нас постигает скорбь, тогда мы обращаемся к Господу, и Господь спасает нас, как и всегда спасал.
Так Он спас и в 12-м году нашу матушку-Москву от нашествия французов, послав мороз от 30 до 40 градусов. И французы, которые пришли к нам в башмачках и сюртучках, по случаю мороза должны были надеть женские кацавейки и бежать из Москвы. Нынешний день знаменательный: Господь чудом спас нас от нашествия французов. Наполеон обращал в конюшни наши церкви, ставя в них лошадей, и всячески оскорблял и ругал нашу веру. Но Господь за кощунство не дал ему успеха, и ему пришлось со стыдом бежать из Москвы.
В восторге от этого чудесного события наши предки воспевали «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, Богородице».
И все слушатели воодушевлённо запели эту песнь.
А после пения Братец говорит:
- Спасибо вам!
- Спасибо и Тебе, Дорогой Братец! - говорят слушатели.
- Как хорошо и стройно вы спели эту песнь, не приготовляясь и не спеваясь, - говорит Братец. - Очень Мне понравилось. Прошу ещё раз спеть. И снова все поют «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых».
- Эта песнь в те времена поддерживала дух в наших предках, и все они слились в одно. И потому Господь чудом избавил их от нашествия французов.
В древнее время была вера в чудеса, и Господь спасал верующих. Но кто не верил в чудеса, тот погибал. Так если и мы не будем вспоминать о прежних чудесах и не будем верить в нынешние чудеса, то и мы забудем Бога. Но если мы будем веровать и вспоминать о древних чудесах, то у нас будет крепкая вера в Бога, а по вере мы будем получать просимое от Него.
- Спасибо! - говорят слушатели и поют снова: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых».
После пения Братец говорит:
- Ныне день знаменательный и радостный. Поэтому и Евангелист Лука про нынешний день пишет: «Предстал Ангел и сказал: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям».
- Спасибо! - восклицают слушатели, а Братец читает из Евангелия Луки:
«Ныне в городе Давидовом родился Спаситель мира. Вот вам и знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось многочисленное Небесное воинство, хвалящее и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лука, 2, 10-14). В этот день Господь всегда проявлял Свою силу, славу, мир и благоволение. Сила и Слава Его в чудесах; мир - в мирных людях, а благоволение - в Христовом Учении, полном любви.
Но среди нас нет чудес, потому что у нас другое учение, а без учения Христа нет веры, и у нас нет места Христу, как не было Ему места и в вифлеемских гостиницах, и Ему пришлось родиться в яслях среди скотов. И теперь Христос рождается в мытарях, блудницах и пьяницах.
- Спасибо!
- Конечно, Он рождается в них только тогда, когда они проникаются Его учением, каются и перестают пьянствовать, развратничать, воровать и убивать. Если же они не проникаются учением Христа, не раскаиваются и не исправляются, то у них идёт вражда, драка, убийства и самоубийства.
А верить во Христа и проникаться Его учением нетрудно, потому что Он, хотя и Бог, но пришёл к людям в образе простого человека. Если бы Христос пришёл, как Бог, то всякий человек сказал бы: «Я не могу принять Его учения, потому что Он - Бог, а я - не Бог». Но Христос пришёл якобы простым человеком, и потому человекам легко учиться у человека. И кто научится Его учению, тот научится миру и любви, и тот от радости воспоёт песнь.
И все запели: «С нами Бог» и «Христос рождается, славите».
После пения Братец говорит:
- Ныне Христос рождается в сердцах человеков. Славьте! Христово учение с небес. Срящите, то есть глядите. Христос на земле Своим учением целит. Возноситеся! Пойте вся земля с веселием, яко Он в пьяницах прославился.
- Спасибо! - восклицают дружно слушатели.
После этого Братец сходит с кафедры, подходит к иконам и поёт с народом: «Богородице, Дево, радуйся».
Потом, прочитав несколько кратких обычных молитв, Он снова всходит на кафедру и говорит:
- В виду тесноты прошу стоять спокойно на своих местах. По примеру волхвов, принесших родившемуся Христу золото, ладан и смирну, Я хочу также раздать и всем вам, как Христу, ладан, масло и вместо золота копеечку. Я даю их вам, как волхвы, не как святыню, а как символ. Я даю их вам, как Христу, потому что вы славили здесь Христа, как дети. Ладан, курение Божие, даю для того, чтобы вам избавиться от табачного курения - вражьего. Масло священное даю потому, что издревле помазали им всякие болезни. А копеечку даю для того, чтоб не видеть Мне вас бедными.
- Спасибо!
- Так если кто желает всё это получить, то подходите тихо и не толкайте друг друга. Сказав это, Братец сошёл с кафедры, подошёл опять к иконам и, обратившись лицом к слушателям, стал каждому подходившему к Нему давать по медной копейке, по маленькой бумажной трубочке с ладаном и по маленькому пузырьку с деревянным маслом.
Во время этой раздачи слушатели пели церковные песни: «С нами Бог, разумейте, языцы», «Христос рождается, славите» и другие.
Раздача продолжалась более одного часа. Когда Братец окончил раздачу и стал уходить из зала, то оставшиеся слушатели сказали Ему:
- Спасибо, Дорогой Братец!
Как всегда после беседы несколько Трезвенников и Трезвенниц, которые прислуживают во время бесед, заходят, обыкновенно, к Братцу на чай в количестве 15-20 человек. В этот раз было приглашено на этот чай человек 60-70, так что небольшая столовая была совсем переполнена.
За чаем велась непринуждённая беседа, главным образом, по поводу радостного для Трезвенников события: разрешения бесед Братца, которые были закрыты перед этим в течении четырёх недель.
После этой частной беседы Братец также раздавал копейки, трубочки с ладаном и пузырьки с маслом тем из присутствующих на этой беседе лицам, которые ещё не получили их, и затем все мирно разошлись по домам.
Ив.Трегубов.