Оглавление бесед Предыдущая Следующая Святая Трезвость

Беседа Братца Иоанна

от 17 октября 1910 года.

19-я Неделя по Пятидесятнице.

В воскресенье, 17-го октября. Братец Иоанн начал Свою беседу чтением и объяснением 12-й главы Евангелия Матфея. Он сказал:

- В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями. И доныне Он проходит там, где собраны двое или трое во имя Его. Тогда ученики Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Подобно тому, если и мы увидим у себя духовный голод и пойдём засеянными Христом полями и будем срывать колосья, растирать их руками и есть, то мы будем разумными и здоровыми.

- Спасибо! - говорят слушатели.

- Посмотрите, сколько мёртвых на улицах! Всё это от того, что люди видели засеянные поля, но ленились срывать Христовы колосья и растирать их для того, чтобы насытиться.

- Прости, Дорогой Братец!

- Тогда Христос проходил засеянными полями, и в настоящее время Его Слово ходит по тому же пути. Где двое или трое собраны во имя Его, там и Он был, есть и будет. Это Его засеянное поле.

- Спасибо!

- Фарисеи, увидев это, сказали Ему: «Вот, ученики Твои делают то, чего не должно делать в субботу». Он же сказал им: «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошёл в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?» Спаситель всегда прикреплял Свои Слова словами Писания. Для того и написано Писание, чтобы всякое дело прикреплять Писанием, и чтобы верующих оправдать, а неверующих осудить. Так и в нынешнем Евангелии Христос приравнивает Себя и Своих учеников к Давиду. Давид избавил евреев от ига филистимлян...

- От пьянства, - говорят слушатели.

- Подождите, - говорит Братец, - не от пьянства, а от филистимлян избавил Давид. Если бы не было Давида, то народ израильский был бы под игом филистимлян в угнетении.

- И ныне угнетают пороки, - говорят слушатели.

- И подобно тому, как Давид избавил израильтян от филистимлян, так и Христос избавил мытарей и грешников от пороков и преступлений. Давид показал свою воинскую силу, - и ученики Христа показали Свою воинственно – духовную силу. Давид голодал тогда, когда бежал от Саула, который хотел его убить, и ученики Христа голодали. Давид ел хлебы предложения, которых не должно было ему есть и которые дал ему священник потому, что он избавил израильтян от ига филистимлян, так и ученики Христа срывали колосья, растирали их руками и ели. А фарисеи придирались ко Христу и Его ученикам и говорили: «Не смей колоска взять». Ученики не срывали бы колосков, если бы не голод. И вы никогда не пошли бы засеянными Христом полями, если бы не духовный голод.

- Спасибо!

- И как тогда необходимость заставила Давида вкусить хлебы, которых не должно посторонним есть, так и ученики Христа по необходимости срывали колосья, растирали их руками и ели. Так и нам теперь приходится срывать Евангельские колосья в субботы, то есть в воскресенья и праздники, и растирать их руками, то есть рассуждать о Слове Божием для того, чтобы духовно насытиться.

И священники нарушали субботы в храмах, когда заколали животных и приготовляли их к жертвоприношению, и однако не были виновны. А тут голодные есть хотят. Как же их обвинять? Потому Христос и оправдывал учеников словами пророков и на упрёк фарисеев, что ученики Его, в субботу, срывают колосья и едят, говорил им: «Что вы придираетесь из-за колоска? Они голодны, и их надо пожалеть и накормить. Если бы вы знали, что значит «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных. Сын Человеческий есть господин субботы. Не человек создан для субботы, а суббота для человека. Суббота для того и установлена, чтобы человек питался духовными колосками и исцелялся, то есть научался бы Христову Учению. Что научиться, что исцелиться - это всё равно. Если же кто не научился Христову Учению, то он не исцелился от пороков и всегда будет делать преступления.

И отошед оттуда, Иисус вошёл в синагогу. Там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

- Можно, - говорят слушатели, а Братец говорит:

- Это теперь мы говорим, что можно, а в те времена трудно было говорить, что можно целить, потому что за исцеления книжники и фарисеи преследовали Христа и Его учеников.

Когда спросили Христа: «Можно ли исцелять в субботы?», - то Он сказал: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не вытащит её? Сколько же лучше человек овцы! Поэтому можно в субботу делать добро».

- Спасибо!

- Суббота установлена Моисеем для того, чтобы целить людей Словом Божиим. Но теперь в субботу происходит только пьянство, разврат, ссоры, драки, убийство, самоубийство и самое большое число заболеваний. Но кто же будет целить?

- Братец, - отвечают слушатели.

- Подождите, - говорит Братец.- Целит не Братец, а Христос и Слово Его. Кто любит Бога, тот всегда о Боге и говорит. Кто любит блудницу, тот всегда о ней думает и говорит. Кто любит дитя, тот о нём и заботится, тот даже по-детски язык ломает. Так если и мы любим Христа, то мы Христовым языком и говорим. Но мы любим пьяниц, блудниц, развратников и разбойников. Поэтому и слова у нас пьяные, развратные и разбойничьи.

- Прости!

- И сказал Христос человеку, имевшему сухую руку: «Протяни руку твою». И он протянул; и стала она здорова, как другая.

- Спасибо!

- Если мы будем беседовать о Христе и будем ходить засеянными Им полями, то Христос протянет и нам Свою руку и удержит нас от зла и исцелит нашу сухую руку, то есть такую, которая не приносит пользы; и не оставит нас голодными. Для того, чтобы исцелиться и других целить, надо верить в Слова Христа, надо иметь веру хоть с горчичное зерно, надо верить хоть в одно Слово Христово: «Люби ближнего своего». А без Слова Божия вера хромая.

Тогда фарисеи вышедши совещались, как бы погубить Христа; но Он, узнав об этом, удалился, потому что не пришёл ещё Его час. А когда пришёл, тогда Он сказал: «Берите Меня, теперь на Моё место готовы тысячи Моих учеников». И чем больше запрещали, тем больше распространялось Его учение и производило суд.

- Спасибо!

- Всякое Слово, всякое дело Христово наводит суд и оправдание человеков.

И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нём. Да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе, не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы ». (Исаия 42,1-4).

И теперь многие народы уповают на Христа. Буддисты, например, хотя и не верят во Христа, но говорят, что Он был добрый человек.

- Добрый, - говорят слушатели.

- Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и Он исцелил его, так, что слепой и немой стал говорить и видеть.

Подобно тому и в настоящее время духовно-слепой не видит, потому что ослеплен злом и не может различать добра и зла. И духовно- немой не может говорить о Христе, потому что не научился у Христа. И подобно тому, как тогда Христос целил, так и теперь Слово Христа заставляет немого говорить о Христе, а слепого - видеть Дела Христовы. Духовно-слепой и духовно-немой - это бесноватые. Бес не позволяет им ни говорить о Христе, ни видеть Дел во Христе.

И народ дивился Его учению и говорил: «Не сей ли Христос, сын Давидов?». Фарисеи же, услышав сие, сказали: «Он изгоняет бесов силою Веельзевула, князя бесовского», или, как теперь говорят, волшебством, гипнозом.

Но Иисус сказал им: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город, или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою. И если Я силою Веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царство Божие».

- Спасибо, Дорогой Братец!

- И в настоящее время мы видим бесов: это пьянство, разврат, ссоры, драки и убийства. Но если с человеком, одержимым этими бесами, поговорить, то он исцелится от всех бесов-пороков.

И в настоящее время, кто верит во Христа, тот будет ходить засеянными полями, рвать колосья и растирать их руками, и тот насытится и от радости воспоёт песнь.

И все запели: «Верую во единого Бога».

После пения Братец сказал:

- Мы всюду ходим за Христом и называемся учениками Его, христианами. Кличку-то хорошую имеем, но про Христа никогда не говорим; поэтому мы бываем сердиты, и люди бегут от нас. Но когда мы будем ходить со Христом по засеянным Им полям, то мы будем срывать колосья, питаться ими, не будем голодны, избавимся от пороков и преступлений и скажем: «Достигло до нас Царство Божие», то есть достигло Слово Божие, и мы от радости воспоём.

И все запели: «Отверзу уста моя».

После пения Братец сказал:

- Ещё напомню вам слова пророка Иеремии из 14-й главы его книги: «Плачет Иуда, то есть Иудея, по случаю бездождия: ворота его распались и почернели, и вопль поднимается в Иерусалиме. Вельможи посылают слуг своих за водою; они приходят к колодезям и не находят воды; возвращаются с пустыми сосудами; пристыженные и смущённые, они покрывают свои головы. Так как почва растрескалась от того, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы. Даже и лань рождает на поле, оставляет детей и плачет, потому что нет травы. И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух; глаза их потускнели, потому что нет травы».

Господь послал засуху потому, что люди отказались исполнять закон пророков.

Далее читаем: «Так говорит Господь народу сему: за то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не благоволит к ним, припоминает ныне беззакония их и наказывает грехи их».

- Прости! - говорят слушатели, а Братец продолжает читать:

- И сказал мне Господь: ты не молись о народе сём.

- Помолись, Дорогой Братец, - говорят слушатели, а Братец поясняет:

- Бог запрещал пророку молиться за грешников потому, что они, по всей вероятности, никогда не просили молиться о них и не верили в молитву, а он молился за них. Поэтому Бог и говорит: «Не молись о них и если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом и моровою язвою истреблю их. Тогда сказал я: Господи Боже! Вот пророки говорят им: не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте. И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего. Поэтому так говорит Господь о пророках: они пророчествуют именем Моим, а Я не посылал их; они говорят: «Меча и голода не будет на сей земле». А Мой пророк говорит: «Меч и голод пошлю на них за то, что они Меня не слушались». Покайся.

- Грешны! - восклицают слушатели, а Братец продолжает читать:

«И народ,, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет хоронить их, - они и жёны их, и сыновья их, и дочери их; и Я изолью на них зло их. Выхожу, говорит пророк, на поле - и вот убитые мечом; вхожу в город - и вот истаевающие от голода; даже и пророк и священник бродят по земле безсознательно. Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион? Для чего поразил нас так, что нет нам исцеления? Ждём мира - и ничего доброго нет; ждём времени исцеления - и вот ничего нет доброго: одни ужасы. На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я возставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечёшь драгоценное из ничтожного, то будешь, как Мои уста. Скорбь и голод заставят тебя обратиться ко Мне. Когда тебе было трудно в Египте, то ты обращался ко Мне, а теперь ты говоришь: «У меня своё государство, своя воля»; и вот, на твоих полях и улицах трупы. Но если ты обратишься ко Мне, то Я спасу тебя от руки злых, и уста твои будут Мои уста».

То есть что Бог говорил, то говорил и пророк Иеремия. Поэтому и Христос говорил: «Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матф. 10, 20).

Но пока ты, Израиль, не покаялся, должен ещё страдать. Если скажешь в сердце твоём: «За что же постигло меня это?», - то Я скажу тебе: за множество беззаконий твоих.

- Прости! - говорят слушатели, а Братец читает ещё из 13-й главы, книги пророка Иеремии:

- «Может ли ефиоплянин переменить свою кожу, и барс свои пятна? Так и вы можете ли делать добро, привыкши делать злое? Поэтому развею их, как прах, разносимый ветром пустынным. Вот жребий твой, отмеренная тебе от Меня часть, говорит Господь, потому что ты, дочь Сиона, забыла Меня и надеялась на ложь. Видел Я прелюбодейство твоё и неистовые твои похотения, твои непотребства и твои мерзости на холмах в поле. Горе тебе , Иерусалим! Неужели ты и после сего не очистишься? Доколе же?».

Когда же будешь чиститься? Если ты не проникнешься Словом Божиьм, то никогда не очистишься от своих преступлений и не можешь верить ни в какую святыню. Но когда ты проникнешься словами пророков, Христа, Апостолов, то будешь удерживать свой язык от лжи, руки от грабительства, ноги от развратных путей, и исцелишься от всех пороков и преступлений.

Есть люди, которые только молятся, но не научаются Слову Божию и не проникаются им. Они молятся и сердятся и потому не исцеляются. А научиться - всё равно что исцелиться.

Когда люди научатся Слову Божию, тогда они на каждом шагу увидят Царство Божие, тогда достигнет их Царство Божие, то есть Учение Божие, тогда они исцелятся от всего дурного и от радости воспоют.

И все поют: «Твоя песнословцы, Богородице».

После пения Братец говорит:

- Вот Я напомнил вам Евангелие и слова пророка Иеремии , в которых говорится о голоде. При Христе был духовный голод, Христос целил больных от этого голода силою Своего Учения. А при Иеремии был телесный голод, который проходил и сменялся изобилием всех земных благ всякий раз, когда люди признавали себя виновными, каялись и начинали вести честную и Трезвую жизнь.

Ещё напомню вам житие святого Николы Святоши, празднуемого 14 октября. Это был князь. Я возьму из его жития немногое.

Сказав это, Братец стал читать из книги «Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Дмитрия Ростовского», октябрь, день 14-й, страница 353-я, следующее место:

«Когда сей благоверный князь, утомившись в подвиге послушания, впадал в болезнь, тогда приставленный к нему врач Пётр, узнав об этом, немедленно приготавлял ему лекарства. Но князь всегда по прибытии врача с лекарствами, Божиею помощью, делался здоровым и никогда не дозволял лечить себя». У него была сильная вера, и она целила его. Верующий не пойдёт просить денег у богатого и скажет: «Если я заслужил бедность, то потому, что я согрешил много; если же я покаюсь и исправлюсь, то Господь пошлёт мне милость». При Сергие Радонежском однажды случился недостаток в хлебе. Иноки монастыря хотели поехать и купить хлеба, но преподобный Сергий сказал: «Не надо ехать просить хлеба у богатых: они будут смеяться над нашим Богом; хлеб у нас будет». И, действительно, утром у ворот монастыря были найдены 10 возов муки, привезённых каким-то человеком; и иноки возблагодарили и прославили не купцов богатых, а Бога. Если бы иноки обратились за помощью к богатым людям, то они прославили бы их богатство, а не Бога.

Далее Братец читает: «Однажды пришлось и самому врачу тому заболеть. Святой Никола послал к нему сказать: «Если ты не станешь пить лекарства, то скоро выздоровеешь, а если меня не послушаешь, то долго будешь страдать», Но врач не послушался и выпил своё лекарство и, желая излечиться от болезни, едва не лишился жизни, и только по молитве святого выздоровел. Пётр не знал, что Никола молился о нём. Он думал, что от лекарства исцелился, но потом разъяснилось, что он исцелился по молитве святого. Подобно тому и теперь люди пьют лекарства, а не знают, что за них кто-нибудь молится. Когда вскоре после того врач снова заболел, то святой велел передать ему то же самое: «Если не будешь лечиться, выздоровеешь на третий день». Будучи наказан за первое ослушание, на этот раз врач послушался святого и, по слову его, на третий день выздоровел.

- Спасибо! - говорят слушатели.

- Тогда Никола, позвав выздоровевшего врача, сказал ему: «Пётр! Тебе подобает постричься в иноческий образ и вместо меня потрудиться в сем монастыре для Господа, а я, по истечении трёх месяцев, отойду от мира сего».

- Не отходи, Дорогой Братец! - говорят слушатели, а Братец говорит:

- Подождите, речь не обо Мне, а о святом и о враче Петре. Врач Пётр сказал Николе: «Добрый пастырь! Куда ты уходишь? Кто примет меня, когда я приду сюда? Кто накормит сирых и убогих, кто заступится за обижаемых, кто окажет милость многим, требующим помощи? Не говорил ли я тебе, князь, что ты скоро доставишь неутешный плач своим братьям? Не говорил ли я тебе, князь, побереги свою жизнь, ибо ты для многих можешь быть полезен, и в жизни твоей - жизнь многих людей? Не ты ли меня исцелил Силою Божию и своею молитвою? Куда же ты, добрый пастырь, уходишь? Если ты сам, исцелитель мой, захворал, то расскажи мне, твоему рабу, о своей болезни, и если я не вылечу тебя, то пускай за твою жизнь и за твою душу будет моя жизнь и моя душа. Не отходи от меня в молчании, господин мой, но скажи мне, откуда пришла к тебе такая весть? Если от людей, то я отдам за тебя мою жизнь, а если Господь возвещает тебе сие, то молю Его, чтобы мне умереть вместо тебя. Если ты меня оставишь, то где мне сесть и плакать о своей потере, у сей ли мусорной кучи, где ты так часто сиживал, - но и сюда меня не пустят. И буду ли я иметь возможность получить что-либо в наследство из твоего имения, когда ты сам наг? Разве вот сии заплатанные рубища, которые на тебе? Но и в тех ты, отходя от мира, будешь положен. Даруй, по крайней мере, мне твою молитву, подобно тому, как Илия дал Елисею милоть, дабы мне разделить ею глубину сердечную и воды моей жизни, то есть рассеять тоску сердечную и печаль в жизни, и пройти до места дальнего крова в Дом Божий, куда желаешь ты теперь отойти».

Вот как уверовал врач Пётр после того, как исцелился! А когда раньше он лечился лекарствами, то верил в то, что пил. Я не говорю, что не надо лечиться, Я говорю, что лучше иметь такую веру, которая лечит и физически, и духовно, потому что если человек исцелился верою и молитвою, то он исцелился не только от болезни, но и от пороков и преступлений и переменил пьяную, развратную и разбойную жизнь на трудовую, чистую и честную.

- Спасибо!

- Тогда Никола, подняв плачущего врача, сказал ему: «Пётр! Не сетуй: лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Псалмы 117, 9). Когда Пётр лечил людей и сам лечился лекарствами, то он не верил ни в Бога, ни святому, и считал Николу Святошу за юродивого; а когда он исцелился по молитве святого, то поверил в Бога и полюбил святого и говорил ему: «Что я без тебя, князь, буду делать?». Святой сказал ему: «Надейся не на князя, а на Бога, и тогда ты, сделавшись монахом, не будешь лечить, а будешь по вере молитвою целить».

- Спасибо!

И все запели: «Седяй в славе на Престоле Божества».

После пения Братец сказал:

- Напомню вам ещё житие святых Космы и Дамиана, празднуемых сегодня. С Ангелом поздравляю носящих их имена.

- Спасибо! - сказали слушатели, а Братец стал излагать житие Космы и Дамиана по той же книге «Жития святых», семнадцатый день октября, страница 410-я:

«Косма и Дамиан происходили от языческих родителей. Уверовав во Христа, они стали безвомездно врачевать множество больных не какими-либо травами или другими какими мироварными лекарствами, но Силою Христовою, ибо, проходя по городам и селениям, они проповедовали Христа и именем Его подавали всем болящим исцеления».

Из этого мы видим, что Косма и Дамиан целили всех больных, не различия одних от других, и не укоряли их, если они были другой веры, чем они. Так и Христос целил всех людей без различия: и евреев, и язычников. Подобно тому как доктор никого не гнушается и всех больных лечит без разбору: и христианина, и еврея, и татарина,- так и Христос всех целил и велел всех целить и никого Он не укорял, и не гнал от Себя, и не говорил: «Не ходите к докторам». Пусть человек, если хочет, походит к доктору, а потом он пойдёт и ко Христу. Так и мы должны целить всех без различия, не обращая внимания на их религии и не укоря их за то, что у них не такая религия, как у нас. Как Никола святоша исцелил неверующего врача Петра, так и мы должны целить всех без различия: и верующих, и неверующих. И когда неверующий исцелится или хотя увидит, как другой исцелился молитвою, тогда и он сделается верующим, как это случилось и со врачом Петром. Который сначала не верил ни в Бога, ни во святого Николу, а когда исцелился его молитвою, то не только поверил в Бога и святому, но и сделался монахом.

Так и Косма и Дамиан целили всех: и верующих и не верующих. И когда они прославились всюду своим учением и чудесами, то были взяты игемоном (правителем) Лисием. Это происходило в древнее время, в царствование гонителей христиан, Диоклитиана и Максимилиана. Когда Косма и Дамиан были приведены в город Киликию, то игемон Лисий стал спрашивать их об именах и вере, а потом велел им принести жертву идолам. Но так как святые не хотели исполнить сего и смело проповедовали Христа, то игемон сначала повелел бить их немилосердно и безчеловечно; а затем связанных бросил в глубину морскую. Но святые Силою Божиею спаслись от потопления, ибо Ангел Господен разрешил узы их и вывел здоровыми на сушу. Игемон, увидев сие, повелел привести их к себе и спросил: «Скажите, каким волшебством вы спаслись из моря? Ибо я хочу последовать вашему учению».

Подобно тому, как фарисеи говорили о Христе, что Он целит больных, изгоняет бесов силою Веельвевула, князя бесовского, так и игемон Лисий говорил о Косме и Дамиане, что они целят больных волшебством, колдовством. И исполнились Слова Христа: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали Веельзевулом, не тем ли более домашних его?» Как о Христе говорили, что Он изгоняет Силою Веельзевула, князя бесовского, так и о Косме и Дамиане говорили, что они спаслись волшебством, колдовством.

Но святые сказали и доныне говорят: «Мы - христиане, никакого волшебства и обмана мы не имеем. Мы имеем Силу Христову, которая избавляет всякого человека от всякой беды и от всяких болезней».

- Спасибо!

- Так и ныне говорят: «Это гипноз». Но это не гипноз, а Сила Христова, которая всегда целила людей и до конца века будет целить их.

- Спасибо!

На этой беседе присутствовали председатель Петербургского религиозно-философского общества Д.В. Философов и священник местной церкви Преображения, так называемого Спаса Колтовского, Николай Сперанский, у которого Братец, по обыкновению, взял благословение пред началом беседы и после неё.

Ив.Трегубов.

Оглавление бесед Предыдущая Следующая Святая Трезвость