Оглавление бесед Предыдущая Следующая Святая Трезвость
Беседа Братца Иоанна
26 сентября 1910 года.
16-я Неделя по Пятидесятнице. О талантах.
В воскресенье, 26 сентября, Братец Иоанн сказал:
- Нынешнее Евангелие читается из 25-й главы Евангелия Матфея: «Ибо Господь поступил , как человек, который, отправляясь в дальнюю сторону, призвал рабов своих и поручил им свое имение, то есть Евангелие: одному он дал пять талантов, другому – два, третьему – один, каждому по его силе.
Получивший пять талантов употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов; точно также и получивший два таланта приобрёл другие два; получивший же один талант пошёл и закопал его в землю. По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчёта».
Так и Христос поручил нам таланты Евангелия и требует, чтобы мы приносили на них прибыль.
- Помолись, Дорогой! – говорят слушатели.
- По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. Тогда получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: «Господин! Пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрёл на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб; в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Так и ныне Христос радуется о таких людях, которые приобретают мудрость Евангелия, и они сами радуются и других приводят к радости.
«Подошёл также и получивший два таланта и сказал: «Господин! Два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрёл на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб; в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Этим даётся знать, чтобы и мы приобретали таланты Евангельские.
«Подошёл и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий; жнёшь, где не сеял, собираешь, где не рассыпал; и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё». Тогда господин сказал ему: «Лукавый и ленивый раб!».
- Прости! – говорят слушатели, а Братец продолжает:
- «Ты знаешь, что я жну, где не сеял и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, пришед, получил бы моё с прибылью; итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему даётся и приумножается, а у не имеющего отнимается и то, что имеет».
- Прости! – говорят слушатели.
- «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов».
Так и ныне Христос требует от нас Свои таланты с прибылью; но так как мы будучи ленивы, зарыли серебро Господина нашего в землю и не приобрели ни одного Евангельского таланта, то все мы, - и бедные, и богатые, - выбрасываемся в уличную тьму, где плач и скрежет зубов. Без талантов Евангелия и бедные, и богатые мучаются живые, как в аду. Этот стон и вопль во свидетельство нам, ленивым. Покайся!
- Грешны!
- Но те, которые приобрели мудрость, таланты Евангельские, те сами из бедных сделались богатыми и в других умножают богатство, те сами радуются и в других производят радость.
Такими притчами, такою мудростью Христос прежде завлекал и теперь завлекает нас, чтобы мы на Его Евангельскую мудрость приобретали другую мудрость.
И все пророки говорили притчами, загадками, и тем приводили людей к покаянию, и делали их разумными и радостными. А от нашей человеческой загадки люди делаются задумчивыми и глупыми. Разгадывая нашу загадку, человек смотрит на один предмет и доходит до сумасшествия. Известно, что фальшивая монета не имеет силы, и если у тебя ее найдут, то тебя предадут суду и посадят в тюрьму. Точно также если у тебя есть человеческие загадки и ты никогда не рассуждаешь о Евангелии, то и тебя тоже Царь Небесный предает суду и бросает в уличную тьму, где плачут, скрежещут зубами и покушаются на самоубийство.
- Прости! – говорят слушатели.
- Если же ты не будешь ленив и будешь приобретать Евангельские таланты, то Бог поможет тебе приобрести и земные таланты.
Бог дает тебе Свои притчи для того, чтобы ты был мудрый и радостный, и от радости ты воспоешь песнь.
- Спасибо! – говорят слушатели и поют «Верую во единого Бога».
После пения Братец говорит:
- Из нынешнего Евангелия мы видим, что одни, которые приобретают Евангельские таланты, восходят в радость, а другие, которые зарывают свой талант в землю и не приобретают нового, выбрасываются во тьму внешнюю. Иные думают и говорят, что это воздаяние будет только за гробом. Нет, оно бывает и здесь. Те, которые приобретают Евангельские таланты, не мучаются, а радуются. А те, которые не приобретают Евангельских талантов, мучаются и заживо давятся, как Иуда.
Если ты не будешь верить в мучения, которые видишь, то как ты поверишь в мучения, которые не видишь и которые за гробом? Я не отрицаю загробных мучений. Я только говорю, что надо, главное, верить и в те мучения, которые бывают в этой жизни. Одно другому не противоречит. Кто заживо принимает учение Христа, тот заживо исцеляется от всего дурного и заживо блаженствует в Царстве Божием; а кто заживо не принимает учения Христа, тот заживо подвергается мучениям земного ада. Если мы принимаем таланты Евангелия и приобретаем на них другие таланты, то мы имеем во всем успех; если же мы не принимаем и не приобретаем Евангельских талантов, то у нас неудача во всем, как небесном, так и земном.
Поэтому если кто говорит Мне: «Что мне делать? Я молюсь, а Бог мне не помогает», то Я говорю ему: «Взыщи таланты Евангельские – и земные не оскудеют».
- Спасибо!
- А то ты не нуждаешься в талантах Евангельских – и Бог не нуждается в тебе. Ты забыл Слова Бога – и Бог забывает тебя и выбрасывает во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов. Покайся!
- Грешны! – восклицают слушатели и поют «Царю Небесный».
После пения Братец говорит:
- В настоящее время приговор суда приводится в исполнение: если раб не приносит пользы, то не выгонит ли его господин вон?
- Выгонит, - говорят слушатели.
- Если мы говорим о загробной жизни, то этого мало. Мы видим, что уже теперь, в настоящей жизни, люди плачут и скрежещут зубами.
«Кто имеет уши слышать, да слышит!».
- Спасибо!
- Кто имеет уши, тот должен слушать слова пророков, Христа и Апостолов и вникать в них; а кто их не слушает, таковой уже оглох.
Пророки, Христос и Апостолы всегда судили и грозили и теперь судят и грозят грозой Небесной, то есть болезнями и всякими страданиями за невнимание к Слову Божию.
Но мы ищем таких людей, которые бы только помолились за нас, но не произвели бы над нами суда. Мы ищем таких людей, которые бы льстили нам, но не судили бы нас. И потому мы, как преступники, бегаем от суда; но как бы мы ни бегали от суда, все равно нас поймают и приведут на суд. И подобно тому, как за побег строже судят, чем за проступок, так и Бог, если ты бегаешь от Его суда, приведет тебя на суд и будет строго судить тебя, и ты погибнешь от пьянства, разврата и от своих рук, как погиб Иуда. Это такая же веревочка, как и та, на которой удавился Иуда. Покайся!
- Грешны!
- Таланты надо держать не только в сундуке, но и в сердце. Ведь ты ставишь хлеб на полочке поближе к себе, ты приспособляешь его к себе. Как же ты не можешь приспособить к себе хлеб духовный? Покайся!
- Грешны!
- А если ты приспособишь его к себе и всегда будешь питаться им, то ты сам будешь здоров и радостен и в других будешь производить здоровье и радость.
- Спасибо! – говорят слушатели и поют «Отверзу уста моя»
- «Из нынешнего Евангелия. – говорит Братец – мы видим, что Спаситель оставил нам Свое имение, то есть Евангелие. Но мы не приобретали Евангельских талантов, поэтому у нас плач и скрежет зубов: плачет отец, плачет мать, плачут дети. Но у тех, которые приняли и приобрели Евангельские таланты, всегда радость была и всегда будет.
- Спасибо! – говорят слушатели и поют «Отверзу уста моя».
- Вот напомнил Я вам нынешнее Евангелие о талантах, которые производят грозный суд, требуют отчета и, за неимением талантов, выбрасывают во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов. Для чего это написано? Для того, чтобы засвидетельствовать, - и бедным, и богатым, - что все, не приносящие Евангельских талантов, погибнут, а спасется только остаток, приносящий Евангельские таланты . Покайся!
- Грешны!
- Из нынешнего Евангелия мы видим суд одним и оправдание другим: суд тем, которые ищут только земных талантов, и оправдание тем, которые ищут прежде всего Евангельских талантов.
Мы также ищем только земных талантов и просим о них Господа, но никогда не молим Его, чтобы Он дал нам разумение Евангелия. Мы ищем богатых материально, но не ищем богатых духовно.
- Прости!
- Поэтому мы ищем и таких молитвенников, которые только молятся, но не приводят нас к суду и покаянию. Истинный же молитвенник говорит: «Так говорит Христос: если не примете Евангельских талантов и не принесете на них прибыли, то есть других Евангельских талантов, то будете выброшены во тьму внешнюю. Там будет плач и скрежет зубов». Покайся!
- Грешны! – говорят слушатели и поют «Отверзу уста моя».
- Еще напомню вам слова из первого послания Иоанна Богослова, глава 4-я:
«Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, есть от Бога, а всякий дух который не исповедует Иисуса Христа, не есть от Бога, но это дух антихриста, то есть противника, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мире».
Антихристы – это такие люди, которые смеются над Словами Христа, говорят ложь и никогда не говорят о Христе и о Правде Божией. Если же кто заговорит с ними об этом, то они говорят: «Ну, ты - монах, тебе в монастырь», Слово Божие их судит, поэтому они не принимают его и гонят в монастырь того, кто напоминает им об этом, чтобы он им не мешал. Но ложь они с радостью принимают, говорят о ней и сами лгут. О них Писание так говорит: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Матф.15, 8-9). Эти люди говорят только свою ложь, но они ничего не говорят о том, чему учил Христос.
Впрочем, во дни первого христианства; когда было еще страшно говорить открыто о Христе, многие молчали и не говорили о Нем не потому, что не хотели говорить, а потому что боялись. Но в настоящее время честь всякому человеку говорить о Христе. Теперь учение Христа никому не приносит вреда. Поэтому в настоящее время всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, не есть от Бога. Такой человек, когда ему говорят о Христе, смеется и говорит: «Что ты мне сказки рассказываешь?» При Иоанне Богослове были такие антихристы и теперь они есть. Они говорят: «Я знаю Христа, я крещусь и молюсь», но они и говорить о Христе не хотят; они только крестятся и лицемерно молятся, потому что если они будут говорить о Христе, то Слово Христа будет их судить. А судятся люди тогда, когда они попались в преступлениях.
- Все мы попались на суд, - говорят слушатели.
- Далее Иоанн Богослов говорит: «Дети! Вы от Бога, и победили мир; ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их».
Так и Я вам скажу: каково учение – таков и дух; учение Божье – и Дух Божий, учение мирское – и дух мирской, и люди, исповедующие мирское учение, говорят только о мирском: об одежде, о квартире и другом подобном.
Далее Иоанн Богослов говорит: «Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения». Кто учился у Бога, тот и слушает Бога и Его ревнителей, а кто научился у заблудившихся, тот их и слушает и остается в развратном заблуждении.
«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
Если кто любит кого, то он должен любить по-Божьи, то есть без выгоды, а кто любит из-за выгоды, то такая любовь не Божья, а мирская, лицемерная.
Далее читаем: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него». Тогда Христос любил нас и проповедовал устно, а теперь Он любит и проповедует чрез Писание.
Далее читаем: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, а Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга». Если кто проповедует учение Христа, то оно требует, чтобы мы так любили друг друга, чтобы в случае нужды могли и умереть друг за друга. Но где не проповедуется учения Христа, там один говорит другому: «Ты умри, а я буду жить, и наследство твое останется мне». Каждый, кто верит в Евангелие, полагает душу за брата своего. А тот, кто не верит в Евангелие, не может любить брата своего и полагать за него свою жизнь.
Поэтому, если мы хотим вызвать в людях любовь друг к другу, то мы должны заинтересовать их Евангелием, а также и словами пророков. Если мы будем говорить людям, что Бог исполняет желания их только тогда, когда они проникаются словами пророков, Христа и Апостолов, то мы заинтересуем их ими, и они, заинтересовавшись Словами Божьими, будут любить друг друга.
От Слова Божия рождается вера, а вера исцеляет от всего дурного и побуждает любить друг друга.
Далее читаем: «Бога никто никогда не видел; если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».
В ком есть любовь – в том есть и Бог. Где любовь – там и Бог.
Я тоже учу людей любви, но во Мне ее мало.
- Нет, много, - говорят слушатели.
- И Я не принес вам пользы.
- Принес, - говорят слушатели.
- Если любить, то надо любить не из-за выгоды. Христос и Апостолы любили не из-за выгоды и нас научили любить без выгоды.
Далее Иоанн Богослов пишет: «Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего».
У Христа и Апостолов был Дух любви и они наделяли этим духом людей.
Далее апостол говорит: «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру».
Апостолы не себя проповедовали, а Того, Кто их послал, то есть Христа, хотя в те времена было страшно проповедовать о Христе.
Далее читаем: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге». В древнее время христиане не страшились смерти и смело проповедовали Христа. А теперь не стыдно и не страшно проповедовать Христа и, однако, люди не хотят говорить о Христе. Когда били за Христа, то больше было и веры во Христа. А теперь не бьют за Христа, и никто не хочет говорить о Христе.
Далее Апостол говорит: «И мы познали Любовь, которую имеет к нам Бог и уверовали в неё . Бог есть Любовь и пребывающий в Любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
В Любви нет страха, но совершенная Любовь изгоняет страх , потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в Любви».
Если человек не верит в Слово Божие и не рассуждает о нем, то он легко совершает преступление и потом мучается, всего боится и говорит: «Ах, как бы меня не обидели, как бы меня не поймали и не отомстили бы мне за мое преступление».Он знал, что за преступлением последует наказание, и все-таки совершил преступление. И если такой человек заговорит о Слове Божием, то его слово не имеет никакой силы.
Но если человек твердо верит в Слово Божие, рассуждает о нем и проникается им, то оно охраняет его от преступлений, изгоняет из него всякий страх, и он ничего и никого не боится. И когда он говорит о Слове Божием, то его слово жжет сердца людей, как огонь.
Но мы привыкли только молиться, а не рассуждать о словах пророков, Христа и Апостолов и потому говорим: «Я молился и за меня молились, а мне не легче». Я не говорю, что не надо молиться. Молись, но и рассуждай о Слове Божием.
Если человек не верит в Слово Божие и не приобретает Евангельских талантов, то он делается такой злой, что даже сам себя убивает, говоря: «Лучше умереть, чем жить».
А если человек верит в Слово Божие и приобретает Евангельские таланты и если случится ему думать о преступлении, то он говорит: «Я сделал бы это, но я боюсь, как бы Бог не выбросил меня во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов». Если человек приобретает Евангельские таланты, то он бывает справедлив и никогда не лжет, и за него цепляются другие, и он приводит их к покаянию, хотя и не священник. Такой человек будет говорить, как пророк. Но если мы не приобретаем Евангельских талантов, то мы всегда лжем, и нам никто не верит.
Так египтяне верили Иосифу, хотя он и был чужестранец. Почему? Потому что он был верен своему Богу. Но если ты не верен Христу и привык лгать, то хотя бы ты при церквах и при монастырях жил, все равно тебе не будут верить и выбросят тебя во тьму уличную, где плач и скрежет зубов.
В Любви Божией нет страха, а в страхе есть мучение. Со словами пророков, Христа и апостолов нет мучения, а всегда радость.
Далее Апостол говорит: «Будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжет; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»
Если человек не любит Писание, которое видит, то может ли он любить Бога, Которого не видит? Если человек отвергает Писание, которое видит, то как он не будет отвергать и Бога, Которого не видит?
Наконец, Иоанн Богослов говорит: «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего». То есть если мы любим Бога, то мы должны любить и друг друга. Но Я вас мало любил.
- Много, - говорят слушатели.
- Я только много говорил о Любви, но Любил вас мало и не принес вам пользы.
- Принес: отрезвил и воскресил нас.
- Не Я, а Христос и Апостолы принесли вам и всем людям громадную пользу, и никто не скажет, чтобы они при этом давали кому деньги. Если бы они давали деньги людям, то люди пришли бы к ним не за молитвой, а за деньгами и пользы от них не получили бы.
- Поэтому пророки, Христос и Апостолы не соблазняли людей деньгами, а только доброю проповедью и добрыми словами, и все люди делались добрыми, а от доброты и богатыми.
И те, которые приняли их слова безкорыстно, воскресли из мертвых.
- Спасибо!
- Из нынешнего Евангелия мы видим, что Христос призывал нас тогда и ныне призывает приобретать таланты Евангелия.
- Помолись, Дорогой Братец!
- Мы должны не завертывать Евангелие в платок и не класть его в сундук подспуд и не говорить: «Вот тебе твое». Нет, мы должны приобретать таланты Евангельские и других приводить к Евангелию.
Тогда Господь скажет тебе: «Хорошо, добрый раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость господина твоего», как вошли Апостолы, как вошли отцы церкви, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и другие.
Тогда ты научишься испытывать Духа Божия и духа антихриста и узнаешь лучше, как их отличать один от другого.
Все христиане ожидают пришествия антихриста. «Вот будет страшно!» – говорят многие. Но чего страшнее того, что уже и теперь есть? Антихристы всегда были страшны и в настоящее время они наводят на нас ужас. Говорят, что когда придет антихрист, то будет царствовать 3,5 года. Почему? Есть пословица: «Не угадывай человека в три дня, а угадывай его в три года», потому что в три года он все свое зло обнаружит, хотя бы и не хотел. Так и антихристы, то есть противники Христа в три года обнаруживались при Иоанне Богослове, и в настоящее время они обнаруживаются чрез Слово Божие и поражаются им из уст Христа, как стрелой.
- И я такой был антихрист, но Ты меня поразил Словом Христа, - говорит кто-то, а Братец продолжает:
- Прежние антихристы в три года выкидывали все свои недостатки, а нынешние антихристы и месяца не удержат своего зла и обнаружат его пред всеми.
Теперь мы видим Духа Божия и духа антихриста, то есть противника Христа, начиная от антихриста Иуды, который ходил 3,5 года за Христом и обнаружил свое зло, и кончая теперешними антихристами, называющимися «верующими во Христа», которые обнаруживают свое зло и от зла покушаются на самоубийство. Покайся!
- Грешны!
- Но кто приобретает таланты Евангелия, тот всегда сам радуется и других приводит в радость.
- Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».
После пения Братец говорит:
- Вот напомнил Я вам Евангелие о талантах и послание Иоанна Богослова о том, как испытывать духов, от Бога ли они или от антихриста. Если кто не говорит о Христе, тот и не от Бога.
Еще напомню вам житие того же Иоанна Богослова, празднуемого сегодня .
Сказав это, Братец стал читать из книги: «Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св.Дмитрия Ростовского», сентябрь, день двадцать шестой, страница 517:
«В одно время случился в Ефесе праздник Артемиде, и весь народ в белых одеждах праздновал, торжествуя и ликуя при храме Артемидином; против же храма стоял идол той богини. И вот Иоанн, выйдя на высокое место, стал близ идола и громогласно обличал слепоту язычников, что они не знают, кому поклоняться и вместо Бога почитают беса. Народ же исполнился за это ярости и стал бросать в Иоанна камни, но ни один из камней не попал в него: камни, наоборот, побивали самих же бросавших их. Иоанн, воздев руки к небу, начал молиться – и тот час настала на земле жара и зной великий, и попадало из множества людей до 200 человек, и все они умерли, а прочие едва пришли в себя от страха и умоляли Иоанна о милости, ибо ужас и трепет напали на них. Когда же Иоанн помолился Богу, все умершие воскресли, и припали все к Иоанну и, уверовав во Христа, крестились».
- Они никогда, - говорит Братец, - не уверовали бы во Христа и не крестились бы, если бы не увидели, что 200 человек погибли на улице и воскресли. Но когда они увидели их воскресшими, то поверили. И в настоящее время в праздники сколько гибнет людей от плясок и разврата. Но если они будут просить Христа, то по вере воскреснут.
После того, как слух о чуде Иоанна Богослова распространился повсюду, бес, пребывавший в капище Артемидином, боясь, что и он будет низложен Иоанном, принял на себя образ юноши, сел на видном месте и горько плакал. Проходящие мимо спрашивали его, откуда он и отчего так сильно плачет.
Он же говорил:
- «Я из Кесарии Палестинской, начальник над темницами; повелено мне было стеречь двух волхвов, Иоанна и Прохора, ученика его, коих по причине множества их злодеяний, осудили на смерть. Утром они должны были погибнуть лютою смертью, но волхвованием своим они ночью убежали из темничного заключения, а я из-за них впал в беду, так как князь хочет погубить меня за них. Я умолил князя, чтобы он пустил меня преследовать их, и вот я слышу, что те волхвы находятся здесь, но не имею никого, кто бы помог мне поймать их».
Все пророки, Христос и Апостолы творили чудеса, потому что имели в себе Божество. Но так как неверующим людям трудно было признать в них Божество, то они видя их чудеса, называли их волхвами, то есть такими людьми, которые творят чудеса в роде гипноза, в роде искусственных чудес египетских мудрецов пред Моисеем. Поэтому и о Христе книжники и фарисеи говорили, что Он изгоняет силою Веельзевула, а не силою Божества. Так как Иоанн Богослов и его ученик Прохор похожи были на Христа по чудесам, то и они, подобно Христу, подверглись клевете, и их называли волхвами.
Далее мы читаем: «Говоря это, бес показал и грамоту, о том свидетельствующую». Из этого мы видим, что бес лгал, лгал, а потом еще и в грамоте налгал.
Услышав это, некоторые люди сжалились над плачущим бесом и возбудили народ против Иоанна и Прохора. Тогда Апостол Иоанн сказал:
«Нечестивый бес, сколько лет ты здесь живешь и лжешь, и не ты ли возбудил против нас народ сей?».
Бес отвечал:
- «109 лет я пребываю здесь, и я возбудил народ сей против вас».
- А я 32 года живу и все лгу, - говорит кто-то из слушателей.
- А я 40 лет живу и лгу, - говорит другой. А Братец, останавливая их, говорит:
- Подождите о себе говорить. Я говорю о бесе, который говорит: «109 лет я пребываю здесь».
Иоанн сказал бесу:
- «Во имя Иисуса Назарянина повелеваю тебе оставить место сие».
И тотчас бес вышел. И объял всех ужас, и они уверовали во Христа и перестали лгать.
- И я лгать не буду, - кричит кто-то, а Братец говорит:
- Если бы не умерли те 200 человек, то другие не просили бы Иоанна воскресить их и не поверили бы во Христа. Если бы и теперь не было уличной смерти, то и Я ничего не сказал бы. Как тогда люди лгали и погибали, так и теперь они лгут и погибают. Как тогда веровали во Христа и воскресали, так и теперь веруют в Него и воскресают чрез погибель других.
- Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Твоя песнословцы Богородице».
После пения Братец привел из того же жития еще такой рассказ: «Одна женщина, по имени Ромека, прославившаяся злобою дел своих, держала в городе Ефесе бани. И вот она нанявши Иоанна и Прохора, приставила их работать в бане: Иоанну велела разжигать огонь, а Прохору – носить воду. Был же в бане той демон, который ежегодно умерщвлял одного из моющихся в ней. Случилось однажды войти в баню некоему отроку, по имени Домн, сыну городского старшины. Когда Домн мылся в бане, напал на него бес и удавил его, и был о нем великий плач. И Ромека плакала и молилась Артемиде о том, чтобы она воскресила Домна, и, молясь, терзала тело свое, но ничто не помогало. Тогда она схватила Иоанна и начала наносить ему побои и лгать, говоря: «Это ты натопил жарко баню и умертвил Домна; если ты не воскресишь его, я убью тебя». Иоанн помолился и воскресил отрока. Ромека пришла в ужас и стала называть Иоанна Богом или Сыном Божиим, и многие уверовали во Христа и крестились.
Для чего это написано? Для того, чтобы сравнить то, что делалось прежде, с тем, что делается теперь. Как тогда гибли люди в банях, так и теперь многие гибнут в банях от преступлений. Как тогда прыгали пред богиней Венерой, так и ныне в каждый праздник прыгают и работают богине разврата.
Если тогда воскресали, то и ныне по вере воскресают. Христос Воскрес!
- Воистину Воскрес! – громко воскликнул весь зал.
Сойдя с кафедры, Братец подошел к иконам, где в это время стоял священник, приехавший из окрестностей Петербурга с целью послушать беседу Братца Иоанна. Братец подошел к нему и взял у него благословение, а потом стал читать, по обыкновению, заключительные молитвы. Когда слушатели стали подходить к руке Братца, подошел к Нему и священник. Братец поцеловал его руку, а священник поцеловался с Ним и вышел из зала.
В этот же раз к Братцу была подведена одна припадочная женщина – кликуша, которая сильно билась и кричала. Братец перекрестил ее, и, она, еще немного покричав, успокоилась.
Другая какая-то женщина, подойдя к Братцу, схватила Его руку и, прижимая её к себе, со слезами вопила:
- Прости, прости!
Братец, оторвав Свою руку, перекрестил и ее.
Другие подходили к Братцу спокойно, но с явным выражением глубокого почтения и благоговения к Нему, заставлявшего иных даже кланяться Ему в ноги, чего Он не одобряет.
Ив.Трегубов.
Оглавление бесед Предыдущая Следующая Святая Трезвость